Применение средств и методов информатики и ИКТ при изучении различных школьных дисциплин

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №12 города Белгород

$

Применение с$редств и методов информатики и ИКТ при изучении различных школьных дисциплин

$ Подготовила

Черникова Наталья Борисовна учитель информатики МОУ гимназия№12 г.Белгород

$

$

Белгород -2010

Содержание

Введение

$

3

Основная часть

Средства и методы информатики

5

$

Применение средств и методов информатики при изучении английского и немецкого языков

11

Заключение

16

Библиография

17

$ Ресурсы удаленного доступа

18

$

Введение

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий1, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий2 в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

$ С развитием компьютерной техники и большими возможностями её использования мы все чаще стараемся использовать средства и методы информатики на своих уроках.

$ Применение технологий в образовании направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Цель информационных технологий – значительно повысить эффективность различных работ.

$ Информационные технологии охватывают все способы применения средств вычислительной техники, а также технологии средств и систем связи. Из информационных технологий наиболее часто в школе на различных предметах применяются мультимедийные технологии и компьютерные телекоммуникации (Интернет).

Мультимедийные технологии получили наибольшее распространение в областях обучения и развл$ечения. Мультимедийные энциклопедии и справочники заменяют многотомные издания большого формата. Они хранят нужную информацию в компактном виде и предоставляют простые средства доступа к данным. Мультимедийные учебные средства дают возможность обучения в индивидуальном режиме без прямого контракта с преподавателем.

Использование средств и методов информатики при изучении различных школьных предмето$в, условно можно классифицировать следующим образом:

  • уроки информатики,

  • $интегрированные уроки.

На уроках информатики, нельзя обойтись без средств и методов информатики, точнее будет сказать, что на уроках информатики часто используются межпредметные связи. Другими словами, при рассмотрении ряда тем учителя информатики стараются увязать их с другими предметами, в качестве примеров берутся, например, физические и математические задачи, на основе которых дети быстрее понимают смысл новых для них знаний и возрастает эффективность усвоения знаний.

Говоря об интегрированных уроках их тоже можно разделить $на две группы: интегрированные (бинарные) уроки информатики с другими предметами и интегрированные относительно различных технологий применяемых на одном уроке.

Интеграция – (лат. Integratio

$ Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

$Средства и методы информатики

При изучении информатики, используются различные методы и средства обучения, как и при изучении остальных предметов, стой лишь разницей, что на уроках информатики изучаются те самые информационные технологии с помощью которых создаются средства обучения.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе$ в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:$

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

  • $Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

  • Учебные пр$иборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

  • Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.) $

  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

(http://ru.wikipedia.org/wiki/средства_обучения)

$ Общеизвестным фактом является, то что около 90% информации человек получает с помощью зрения, но не вся зрительная информация фиксируется у нас в памяти. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные$ действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании некоторых формализованных моделей содержания;

  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;

  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемо$й интерактивными свойствами компьютера.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, так же презинтации и тесты созданные учителем в рамках учебного проекта3 с учетом особенностей конкретного класса.
Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
$

  • полная замена деятельности учителя; частичная замена;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • $ использование тренинговых программ;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • $ использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

  • $ использование игровых и занимательных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человек, то использование их в изучении оказывается чрез$вычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

Методы4 обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В дидактике под мето$дами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.

В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:

— по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);

— в зависимости от основных дидактических задач, ре$ализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков);

— по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный$, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы).

Относительно информатики можно рассматривать и такие методы, как программированный, модельный метод и метод проектов.

Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательн$ую деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

$ Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.

Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи. $

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных знаний и умений.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный т$ренажер), обучающими и контролирующими п$рограммами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках обучающих программ.

Программированное обучение предполагает:

$ а)  правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;

б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);

в) переход к следующей порции лишь после верного ответа, или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;

г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала.

$ Модельный метод включает в себя построение математической или компьютерной модели, метод «нисходящего проектирования» и др.

$ Метод проектов является новым методом обучения, где деятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:

1. Учащимся следует предоставлять достаточно широкий выбор проектов для реализаци$и возможности реального выбора (причем, как для индивидуальной реализации, так и коллективной).

2. Ввиду отсутствия у школьников навыков проектной деятельности, всякий проект должен сопровождаться инструкцией по работе над проектом с учетом$ индивидуальных особенностей школьников.

3. Учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность в игровой или имитационной форме, презентацию завершенного проекта и внимание к нему со стороны сверстников и взрослых.

4. Необходимо создать условия для обсуждения между школьниками своих проблем. При этом происходит взаимообучение, что важно для обеих сторон.

5. Метод проектов ориентирован$, прежде всего, на освоение приемов работы с компьютером.

При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочет$ания и эффективности современного урока.

Применение средств и методов информатики при изучении английского и немецкого языков

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а ч$ерез интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с н$ими делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии, математики. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное во$сприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

$ Компьютер на уроках английского и немецкого языков может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, сотрудничающего коллектива. Используя на своих уроках возможности ИКТ учителя тем самым проводят интегрированные уроки на основе интеграции различных форм с применением мультимедийных технологий.

$ Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Эффективность и$нтегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, $разнообразием и красочностью информации (тексг + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех, используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

На уроках английского и немецкого языков с применением мультимедийных технологий используются как презентации учителей, в которых они располагают материал, в такой последовательности в какой он будет излагаться на уроке, так и различные электронные энциклопедии и учебники.

$Среди учителей среднего звена популярен учебник о России — Click on Russia, который очень красочно расскажет Вам о России, её традициях, географии и истории.

На сегоднешний день в нашей гимназии каждый кабинет оснащен компьютером и м$ультимедийным проектором, один из кабинетов английского языка оснащен интерактивной доской, что позволяет учителям иностранного языка использовать компьютер на своих уроках в любое удобное для них время. Компьютер в кабинете позволяет не только показать презентацию по уроку (столь всем полюбившеюся), но провести аудирование с одновременной демонстрацией дидактическ$ого материала. Это могут быть мультимедийные программы и материалы, найденные в Интернете. «Мультимедийные программы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку: во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), полнее использует имеющийся в школе ресурс, а также позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащихся». (5$)  Эти материалы могут выступать в роли «реального «культурного носителя» (4) в процессе межкультурной коммуникации.

В зависимости от кабинета учителя иностранных языков по разному могут применять средства ИКТ на своих уроках. Если урок проходит в кабинете информатики (к сожалению большинство школ, как и наша гимназия имеет один компьютерный класс, в котором зачастую проходят уроки информат$ики), то учитель может организовать групповую и индивидуальную работу учащихся за компьютерами. Групповая работа за компьютером способствует формированию умения работать в сотрудничестве с другими людьми. Уроки с применением компьютера также могут способствовать повышению внутренней самооценки отдельных учащихся и укреплению их авторитета в ученическом коллективе.

Уроки такого типа в основном проводятся в старшем звене. Результатом урока обычно является создание презентации или проекта на заданную тему, и обсуждение новой полученной информации. $При составлении презентаций широко используется возможности Интернет и различных электронных энциклопедий. Использовать Интернет — материалы можно и без доступа в Интернет, запуская их по локальной сети. В этом есть и преимущество, так как исключается самостоятельный выход учащихся во «всемирную паутину» во время урока, тем самым учитель не отвлекается на то, где в «паутине» блуждают уч$еники.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня электронные учебники позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение иностранному языку в компьютерном классе дает$ возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, $компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Уделить особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на носителях или через Интернет.

Учащиеся используют ИКТ при подготовке домашн$ей работы для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, создание открыток и буклетов с использованием различных графических редакторов. Компьютерные презинтации созданные в рамках какой-либо темы могут в дальнейшем ис$пользоваться учителем в качестве демонстрационого материала для более младших школьников

Использование средств и методов информатики при изучении различных дисциплин неумолимо становится актуальным. При использовании мультимедийных технологий мы увеличиваем познавательный интерес учащихся ни только к изучаемому предмету, но и к информатики.

Со$временные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов помогают реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Конечно, и другие предметники широко используют компьютеры на $своих уроках. Учителя русского языка используют компьютерные тесты : которые представлены на обучающих CD и составленные самостоятельно при помощи программы для создания тестов. Уроки историии географии приобретают большую наглядность, и за урочное время охватывается более полный материал для изучения. Используя, CD по химии учитель имеет возможность показать различные опыты, которые не могут быть показаны наглядно на обычном уроке по многим причинам, $либо нет реагентов, либо использование этих реагентов в школе запрещено из-за их взрывоопасности.

Заключение

Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет у$чителю в полной мере проявить своё творчество. В современном мире без этого уже просто никуда. В компьютерном варианте материал для уроков более интересен и разнообразен. Учитель, умеющий использовать достижения прогресса, в частности компьютер, пользуется у современных детей большим уважением и почтением. Другое дело, что технические возможности школ не всегда позволяют это сделать.(9)

«Технологии более не являются частью будущего, и учителя долж$ны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». (6) Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим обр$азом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации». (3)

Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

$ Библиография

  1. Весновская В.В. Формирование информационной компетентности Студенов в Ачинском педагогическом колледже. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт,$ проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с. 94

  2. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов . — 10-е издание, стер. -Москва: Русский язык, 1988. — 632 с.

  3. $

  4. (4)Мильшина А.М. Использование ресурсов глобальной сети Интернет при подготовке к урокам страноведения. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.21

  5. (8)Ферапонтов Г.А. Социокультурное и кросскультурное образование в школе XXI $века. В сборнике материалов межрегиональной Урало-сибирской конференции выпускников программ Американских Советов: School in the XXI century: Skillful Teaching – Successful Learning. Новосибирск, 2003. с. 105

  6. (9)Черных И. Мультимедийные программы как средство формирования навыка аудирования при обучении иностранному языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.151

  7. (10)Яковлева Т.А. Место и значение курса информатики и ИТ в становлении сис$темы открытого школьного образования. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, $проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с. 46

  8. Intel. “обучение для будушего”: Учеб.пособие. — 5-е изд.,испр. — Москва: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. — 368с. +CD

Ресурсы удаленного доступа

  1. Галиев И.Х. Использование ИКТ на уроках физики. -Режим доступа: ($http://edu.ksu.ru/russian/conference/2pedsovet/pch/issue/id=3764/)

  2. Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?». -Режим доступа: http://www.fsu-expert.ru/node/1863$

  3. интерактивные технологии. -Режим доступа: $http://www.smartboard.ru

  4. Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики . -Режим доступа: http://www.matica.info/methodical4.html

  5. $ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ . -Режим доступа:http://school43.kubannet.ru/page.php?58

1Тенология [гр. techne мастерство + logos учение] — совокупнос$ть знаний о способах и средствах проведения производственных процессов , также сами процессы(технологические процессы), при которых происходиткачественное изменение обрабатываемого объекта [2,509]

2$ Информационная технология  — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации. (информационные технологии http://www.technologies.su/)

$

3Учебный проект-организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе егоможно рассматривать как совместную учебно-позновательную , исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (7,5)

4Метод (от греч. methods —1)способ познания, исследования явлений природыи общес$твенной жизни; 2) прием или система приемов в какой-либо деятельности. [2,303]

19

Post Comment