Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ

$Рассмотрена Утверждена

на заседании МК приказом директора

(протокол № _____от № от «__» ________ 2010 г.

«__»_______2010 г.)

Рабочая программа

$по информатике и ИКТ

для учащихся 8 класса

на 2010-2011 учебный год

базовый уровень

Разработала: Штень Н.Ю.,

учитель информатики

г. Урай, 2010 г.

Рабочая программа по информатике и ИКТ

для учащихся 8 класса

Штень Надежда Юрьевна

учитель информатики I категории

МБОУ гимназия г. Урай Тюменская$ обл. ХМАО-Югра

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике от 05.03.2004г. № 1089, примерной учебной программы основного общего образования по информатике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) и программы: Программа базового курса информатики для 7-9 классов общеобразов$ательной средней школы. Авторы Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

В рабочей программе представлены пояснительная записка, основное содержание с распределением учебных часов, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока, что является основным отличием данной программы от предшествующей. Также отличительной особенностью данной программы является наличие гимназического компонента, что даст возможность изучения материала на продвинутом уровне. В разделе «Человек и информация» в качестве гимназического компонента выступает урок, посвященный арифметическим операциям в позиционных системах счисления (что выходит за рамки примерной программы и направлено на расширение кругозора и развитие алгоритмического мышления). В разделе «Основы алгоритмизации» гимназический компонент представлен темами «Язык программирования Turbo Pascal.», «Работа в системе Turbo Pascal$. Ввод и вывод данных», «Условный оператор», «Организация циклов» и «Решение задач повышенной сложности» (всего 7 уроков).

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организов$ывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне $основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики.

Цели изучения информатики и ИКТ в 8 классе:

  • углубить знания по темам: «Человек и информация», «Обработка текстов на ЭВМ»; «Основы программирования»;

  • $познакомить учащихся с электронными таблицами в средеMS Excel;

  • научить строить программы в Pascal;

  • формировать навыки использования средств коммуникационных технологий;

Согласно действующему в гимназии учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 8 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-практикум;

  • Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фрон$тальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фи$ксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговори$тели с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для создания музыкальной информации – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операци$онная система.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор, файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • $ Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания информатики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще$учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения информатики ученик должен

знать/понима$ть
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

уметь$

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать информационные объекты, в том числе создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе $со средствами информационных и коммуникационных технологий.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений.

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов$;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

$

$

Тема

Кол-во часов

В том числе

Контроль-ные работы

Самост. работы

Практич.

работы

Тесты

Проекты

1

$

Введение в предмет. Компьютеры и их характеристики

3

1

1

1.1

$

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ВТ. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их свойства

1

1.2

Программное обеспечение, его структура. Операционные системы и их функции. Файлы и файловые системы. Практическая работа «Работа с файлами»

2

1

1

2

Человек и информация

8

1

$

1

1

1

2.1

Информация и знания. Информация и управление.

1

2.2

Информация и управление. Игра «Модель управления школой»

$

1

2.3

$

Единицы измерения информации. Практическая работа «Перевод из одних единиц измерения информации в другие с помощью Калькулятора»

1

$

1

2.4

Как измерить информацию. Содержательный и алфавитный подходы к измерению информации.

1

$

2.5

Системы счисления. Правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую.

1

1

1

2.6

Правила перевода дробных чисел из одной системы счисления в другую.

1

$

$

2.7

Действия над числами в разных системах счисления Г.К.

1

2.8

Контрольная работа

1

1

$

3

Основы алгоритмизации. Величины и их обработка. Программирование на языке Turbo Pascal

9

1

2

$

4

3.1

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

1

$

3.2

Язык программирования Turbo Pascal. Структура программы. Величины как способ представления информации. Понятие переменной величины. Характеристики переменных: имя, вид, тип, значение. Операция присваивания. Г.К.

1

$

3.3

Работа в системе Turbo Pascal. Ввод и вывод данных. Г.К.

2

1

1

$3.4

Условный оператор. Решение задач.

1

1

$

3.5

Организация циклов. Цикл с параметром. Г.К.

1

1

$

3.6

Циклы с предусловием и постусловием. Г.К.

1

1

1$

3.7

Решение задач повышенной сложности. Г.К.

1

$

3.8

Контрольная работа

1

1

4

Обработка текстов на ЭВМ

5

$

1

4

4.1

Понятие текста и его обработки. Текстовые редакторы. Издательские системы. Текстовый процессор Word. П.р. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена

$

1

1

4.2

Работа с фрагментами текстов. Параметры шрифта, абзаца. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Перенос. Выравнивание текста. П.р.

1

$

1

$

4.3

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Сохранение документа. Печать документа. П.р.

1

1

4.4$

Гипертекст. Создание закладок и ссылок. П.р.

1

1

$

4.5

Самостоятельная работа

1

1

5

Электронные таблицы Excel

6

$

4

1

5.1

Электронные таблицы. Ввод и редактирование данных. $П.р.

1

1

5.2

Ввод формул. Относительные и абсолютные ссылки. П.р.

2

1

$

$5.3

Форматирование таблицы. П.р.

1

1

5.4

Построение диаграмм и графиков П.р.

1

$

1

5.5

Тест

1

1

$

6

Коммуникационные технологии

3

1

1

1

6.1

Информационные ресу$рсы и сервисы компьютерных сетей. Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

$

2

1

1

6.2

Электронная почта как средство связи. Правила переписки, приложения к письмам.

1

$

1

Итоговая контрольная работа

1

1

ИТОГО:

35

3

4

$

15

3

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. «Введение в предмет. Компьютеры и их характеристики»(3 часа)

 Раздел информатики. Сквозная линия

  • Компьютер

Обязательный минимум содержания обр$азовательной области информатика

  • Компьютер

  • Процессор, жесткий диск, системный блок, оперативная память, операционная система, клавиатура

  • Данные, пользователь, прикладная программа, программное обеспечение, рабочий стол

  • Файл, файловая система, папка

Программа. Контроль за ее выполнением 

Программа

Кол-во часов

$

Контроль и отметки

Компьютерное обеспечение урока

У-1. Комбинированный урок «Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1

Презентации «Техника безопасности», «Архитектура компьютера»

У-2. Комбинированный урок «Программное обеспечение, его структура»

1

тест

$

Презентация «Программное обеспечение»

У-3. Комбинированный урок «Файлы и файловые системы»

1

Практическая работа «Работа с файлами»

Презентация «Файловая система»

Требования к подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Правила техники безопасности и правила работы на компьютере.$

  • Уметь включать и выключать компьютер.

  • Знать название и назначение основных$ частей персонального компьютера.

  • Знать программный принцип работы компьютера.

  • Уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера.

  • Определять назначение файла по его расширению.

  • Выполнять основные операции с файлами.

  

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Правила техники безопасности и правила работы на компьютере.

  • Уметь включать и выключать компьютер.

  • Знать название и назначение основных$ частей персонального компьютера.

  • Знать программный принцип работы компьютера.

  • Уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера.

  • Определять назначение файла по его расширению.

  • Выполнять основные операции с файлами.

  • Создавать каталоги, копировать, переименовывать и удалять файлы с помощью программ-оболочек.

  • Вводить информацию с клавиатуры.

  Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Задача. Какое количество ячеек имеет оперативная память объемом 512 Мбайт?

Тема 2. «Человек и информация» (8 часов)

 Раздел информатики. Сквозная линия

  • Информация и информационные про$цессы

  • Представление информации

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Понятие информации

  • Управление, замкнутые и разомкнутые системы управления

  • Единицы измерения информации

  • Подходы к измерению информации

  • Системы счисления

  • Перевод чисел из одной системы счисления в другую

  • Действия над числами в разных системах счисления

Программа. Контроль за ее выполнением 

Программа

$

Кол-во часов

Контроль и отметки

Компьютерное обеспечение урока

У-1,2. Комбинированный урок «Информация и знания. Информация и управление»

2

Деловая игра «Модель управления школой»

Презентации «Информация и управление»$

У-3. Комбинированный урок «Единицы измерения информации»

1

$

Практическая работа «Перевод из одних единиц измерения информации в другие с помощью Калькулятора»

Презентация «Единицы измерения информации»

У-4. Урок-лекция «Подходы к измерению информации»

1

Решение задач

Презентация «Подходы к измерению информации»

У-5. Комбинированный урок «Системы счисления»

1

Самостоятельная работа

Презентация «Системы счисления»

У-6. Комбинированный урок «Правила перевода дробных чисел из одной системы счисления в другую»

$

1

Презентация «Системы счисления»

У-7. Комбинированный урок «Действия над числами в разных системах счисления» Г.К.

$

1

Решение примеров

У-8. Урок — контрольная работа

1

Контрольная работа

Требования к подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Знать связь между информацией и знаниями человека.

  • Знать, что такое информационные процессы.

  • Знать, какие существуют носители информации.

  • Знать, как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход).

  • $

  • Знать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • Уметь приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники.

  • $Уметь определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал.

  • Уметь приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

  • Уметь измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита).

  • Уметь пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб).

  • Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

Уровень гимназической подготовки обучающегося

  • Знать связь между информацией и знаниями человека;

  • Знать, что такое информационные процессы;

  • Знать, какие существуют носители информации;

  • Знать функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • Знать, как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подхо$д);

  • Знать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

  • Уметь приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники.

  • Уметь определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал.

  • Уметь приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

  • Уметь измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита).

  • Уметь пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб).

  • Уметь пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.

  • $Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

  Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Задача. Какое количество информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали Даму Пик?

  • Задача. Сообщение о том, что Петя живет на седьмом этаже несет 3 бита информации. Сколько этажей в доме?

  • Перевести в двоичную систему счисления следующие числа: 46,278, EF,1216.

  • Сравнить числа, выраженные в различных системах счисления: 11012 и D16; 0,111112 и 0,228; 35,638 и 16,С16.

Тема 3. «Основы алгоритмизации. Величины и их обработка. Программирование на языке Turbo Pascal» (9 часов)

Раздел информатики. Сквозная линия

  • $

    Алгоритмы и исполнители

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Алгоритм, свойства алгоритма

  • Блок-схема

  • Алгоритмические конструкции

  • $

  • Знакомство с одним из языков программирования

  • Типы данных

  • Переменные величины: тип, имя, значение

  • Программа

Программа. Контроль за ее выполнением 

Программа

Кол-во часов

Контроль и отметки

Компьютерное обеспечение урока

У-1. Комбинированный урок «Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека»

1

$

Презентация «Алгоритмы»

У-2. Урок-лекция «Язык программирования Turbo Pascal»

1

$

Презентация «Язык программирования Turbo Pascal»

У-3,4. Комбинированный урок «Работа в системе Turbo Pascal. Ввод и вывод данных»

2

Практическая работа, Самостоятельная работа

Презентация «Операторы ввода и вывода данных»

У-5. Комбинированный урок «Условный оператор»

1

Практическая работа

$

Презентация «Условный оператор»

У-6. Комбинированный урок «Организация циклов. Цикл с параметром.»

1

Практическая работа

Презентация «Циклы»

У-7. Комбин$ированный урок «Циклы с предусловием и постусловием»

1

Практическая работа,

Самостоятельная работа

Презентация «Циклы»

У-8. Комбинированный урок «Решение задач повышенной сложности» Г.К.

1

У-9. Урок — контрольная работа

1

$

Контрольная работа

Требования к подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы.

  • Знать назначение языков программирования.

  • Знать правила представления данных на языке программирования Паскаль.

  • Знать правила записи основных$ операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления.

  • Знать правила записи программы.

  • Уметь работать в среде Турбо-Паскаль.

  • Уметь составлять несложные программы решения вычислительных задач.

  • Уметь осуществлять отладку и тестирование программы.

Уровень гимназической подготовки обучающегося

  • Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы.

  • Знать назначение языков программирования.

  • Знать правила представления данных на языке программирования Паскаль.

  • Знать правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления.

  • З$нать правила записи программы.

  • Знать содержание этапов разработки программы.

  • Уметь работать в среде Турбо-Паскаль.

  • Уметь составлять программы решения вычислительных задач.

  • Уметь программировать диалог.

  • Уметь осуществлять отладку и тестирование программы.

  Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Составить программу вычисления площад$и треугольника, если заданы координаты его сторон: x1, y1; x2, y2; x3,y3.

  • Составить программу, которая находит максимум трёх чисел.

  • Составить программу, позволяющую получить словесное описание школьных отметок( 1 – плохо, 2 – неудовлетворительно, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично).

  • Составить программу, которая бы находила сумму всех двузначных натуральных чисел.

  • Разработать алгоритм или программу для решения задачи: одноклеточная амёба каждые три часа делится на две клетки. Определить, сколько амёб будет через 3, 6, 9, 12, …, 24 часа.

$

Тема 4. «Обработка текстов на ЭВМ» (5 часов)

Раздел информатики. Сквозная линия

  • Информационные технологии

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Понятие текста

  • Текстовый редактор, текстовый процессор

  • Символ, слово, фрагмент, абзац

  • Форматирование и редактирование текста

  • Работа с таблицами

  • Внедрение объектов из других приложений

  • Гипертекст

$Программа. Контроль за ее выполнением 

Программа

$

Кол-во часов

Контроль и отметки

Компьютерное обеспечение урока

У-1. Комбинированный урок «Понятие текста и его обработки. Текстовые редакторы. Издательские системы. Текстовый процессор Word»

1

Практическая работа

Презентация «Понятие текста»

У-2. Комбинированный урок «Работа с фрагментами текстов. Параметры шрифта, абзаца. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Перенос. Выравнивание текста»

1

Практическая работа

Презентаци$я «Понятие текста»

У-3. Комбинированный урок «Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов»

1

Практическая работа

Презентация «Диаграммы»

У-4. Комбинированный урок «Гипертекст. Создание закладок и ссылок»

1

$

Практическая работа

У-5. Урок — контрольная работа

1

Контрольная работа

$

Требования к подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Знать способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы).

  • Знать назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).

  • Знать основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов.

  • $Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать

  

Уровень гимназической подготовки обучающегося

  • Знать способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы).

  • Знать назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).

  • Знать основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов.

Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать

  Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Отсканировать документ и перевести его в текстовый формат с помощью системы оптического распознавания.

  • Вставить в текстовый документ гиперссылку.

  • Вставить в текстовый документ таблицу, график, диаграмму, математическую формулу.

$

Тема 5. «Электронные таблицы Excel» (6 часов)

Раздел информатики. Сквозная линия

  • Информационные технологии

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Электронные таблицы

  • $ Редактирование структуры таблицы

  • Абсолютная и относительная адресация ячеек

  • Ввод чисел, формул и текста

  • Стандартные функции

  • Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка)

  • Построение диаграмм

Программа. Контроль за ее выполнением 

Программа

Кол-во часов

Контроль и отметки

$

Компьютерное обеспечение урока

У-1. Комбинированный урок «Электронные таблицы. Ввод и редактирование данных»

1

Практическая работа

Презентация «Электронные таблицы»

У-2,3. Комбинированный урок «Ввод формул. Относительные и абсолютные ссылки»

2

Практическая работа

Презентация «Относительные и абсолютные ссылки»

$

У-4. Комбинированный урок «Форматирование таблицы»

1

Практическая работа

У-5. Комбинированный урок «Построение диаграмм и графиков»

1

Практическая работа

$

Презентация «Построение диаграмм»

У-6. Урок-тест

1

$

Тест

Требования к подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Знать, что такое электронная таблица и табличный процессор.

  • Знать основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации.

  • Знать, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами.

  • Знать основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ.

  • Уметь открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров.

  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ.

  • Вып$олнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка.

  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Уровень гимназической подготовки обучающегося

  • Знать, что такое электронная таблица и табличный процессор.

  • Знать основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации.

  • Знать, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами.

  • Знать основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ.

  • Знать графические возможности табличного процессора;

  • Уметь открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров.

  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ.

  • $ Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка.

  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора.

  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  Уровень обязательной подготовки выпускника

  • В ячейку С4 ввести формулу =$A1/B$1 и скопировать ее в ячейки D4, D5 и С4. Какие формулы будут содержаться в этих ячейках?

  • Создать в электронных таблицах таблицу умножения.

Тема 6. «Коммуникационные технологии» (3 часа)

Раздел информатики. Сквозная линия

$

  • Информационные технологии

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Основные информационные ресурсы: электронная почта, файловые архивы

  • Сеть Интернет

  • Технология World Wide Web (WWW).

  • Поиск информации.

Программа. Контроль за ее выполнением 

Програм$ма

Кол-во часов

Контроль и отметки

Компьютерное обеспечение урока

У-1,2. Комбинированный урок «Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение»

2

$

Тест,

Защита проекта «Информационные ресурсы»

Презентация «Коммуникационные технологии»

У-3. Комбинированный урок «Электронная почта как средство связи. Правила переписки, приложения к письмам»

1

Практическая работа

Требования к подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.

  • Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная$ паутина» — WWW.

  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.

Уровень гимназической подготовки обучающегося

  • $ Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.

  • Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.

  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.

  Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Отправить электронное сообщение.

  • Найти необходимую информацию в Интернете.

$

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕНИКА

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕНИКА

  1. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЯ

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.$В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЯ

  1. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

  2. Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

  3. $ Примерная программа основного общего образования по информатике.

  4. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004г. № 1089

$

Электронные образовательные ресурсы

      1. Информатика. 7-9 класс (cd)

      2. www.klyaksa.net

      3. www.festival.1september.ru

      4. www.metod-kopilka.ru

      5. www.syrtsovasv.narod.ru

      6. www.kpolyakov.narod.ru

      7. www.inf.1september.ru

    Post Comment