Рабочая программа по профессии «Оператор ЭВМ»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА

$ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рекомендовано к использованию

Протокол № 1 заседания экспертного совета от 27.08.09 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА$

по профессии «Оператор ЭВМ»

ОСТ 09 ПО 02. 24-96 от 29.05.1996

Автор: учитель высшей категории$ МОУ «СОШ № 3 с УИОП»

Н.В.Коновалова

2010 г.

Пояснительная записка

При разработке программы использовались требования стандарта РФ по профессии «Оператор ЭВМ» ОСТ 09 ПО 02. 24-96 от 29.05.1996, комплект учебной документации, разработанный Коровиной Т$.М., зав. ла­бораторией методического обеспечения профессий машиностроения и связи Института развития профессионального образования, рекомендованный Экспертным советом по профессиональному образованию Министерства образования Российской Федерации для учреждений начального профессионального образования.

Обучение ориентировано на учащихся средних общеобразовательных учреждений, уже имеющих знания по предмету информатика и ИКТ.

Квалификационные требования соответствуют приведенным в Стандарте, а уровень усвоения учебных элементов обеспечивает$ся организацией теоретических, семинарских и практических занятий, а также производственной практикой и определяется на каждом этапе обучения различными формами контроля.

На основании федерального компонента Государственного стандарта начального профессионального образования по профессии «Оператор персональных электронно-вычислительн$ых машин (ПЭВМ)» утвержденного Департаментом профессионального образования Министерства образования Российской Федерации от 29 мая 1996г.: «Учебные планы и программы для организации обучения по профессии «0ператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)» разрабаты­ваются образовательными учреждениями на основе модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего стандарта, докумен­тов, регламентирующих федеральный компонент содержания отдельных циклов обучения, примерной программной документации по профес­сии, разработанной Институ$том развития профессионального образо­вания Министерства образования РФ, а также документов националь­но-регионального компонента стандарта начального профессиональ­ного образования (содержательные параметры деятельности, указан­ные в профессиональной характеристике, учебные элементы и их уровни (усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по профессии и аттес­тации образовательного» составлено содержание курса в соответствии с совокупностью федеральных программ основного и дополнительного образования, согласованных с ГМЦИТ и в объёме часов, предусмотренном учебным планом $муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Строитель Белгородской области.

На основании Государственной лицензии Серия А № 315932 от 12 мая 2009 года выданной Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, приказа Де$партамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 970 от 12.05.2009 г. «О лицензировании муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Стро$итель Белгородской области» организована профессиональная подготовка «Оператор ЭВМ» 2 разряда с нормативным сроком освоения 700 часов.

Учебный план к программе обучения по профессии «Оператор ЭВМ» (код 16199) составлен таким образом, чтобы успешно решать задачу формирования у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для работы на современных компьютерах.

Учебный план построен по модульному принципу. Данный принцип позволяет учащемуся, прошедшему курс обучения, самостоятельно раб$отать на компьютере любой конфигурации, и может продолжать обучение по специальным курсам, углубляя знания и умения по самостоятельно выбранным направлениям информационных технологий (автоматизированные системы бухгалтерского учёта, компьютерная графика, Web-дизайн, базы данных, делопроизводство на компьютере и т.п.).

Учебный план рассчитан на 2 года (для обучения учащихся 10-11-х классов) в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Строитель. Предполагаемый объ$ём учебного времени составляет 8 часа в неделю в 10 классе и 8 часов в неделю в 11-м классе. Для производственной практики отводится 120 часов после 10-го класса, что соответствует требованиям СанПин-96 и позволяет гибко составлять график прохождения практики не в ущерб занятиям учащихся. 11 часов отводится на прохождение итоговой аттестации учащихся. Общее количество часов с учетом производственной практики — 700 часов.

Для проведения практических занятий предусматривается использование компьютеров типа IBM PC с программным обеспечением фирмы Microsoft ($операционные системы MSDOS, Windows XP, программы-оболочки NC; комплекс прикладных программ MSOffice2007), Fine $Reader$, FrontPage 2003, Adobe Photoshop, Lingvo 12, антивирус Касперского, тренажёр клавиатуры Stamina.

В целях подготовки учащихся к включению в трудовую деятельность по избранной профессии, в процессе обучения формируются профессионально значимые личностные качества (внимание, память, логическое мышление, наблюдательность).

В процессе практических занятий формируются четкие представления о фу$нкциональных обязанностях «Оператора ЭВМ».

Изучение курса предусматривает посещение разнопрофильных предприятий связанных с компьютерной техникой.

Обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена, по результатам которого учащемуся присваивается квалификация «Оператор ЭВМ».

$ Основные требования к знаниям и умениям.

По окончании курса учащийся должен знать:

  • основы информатики и вычислительной техники;

  • основные сведения о вычислительных системах и автоматизированных системах управления;

  • основные функциональные устройства компьютера, их связь и назначение; общие сведения о программном обеспечении;

  • структуру, функции и возможности операционных систем; правила работы в$ операционных системах;

  • $структуру, функции и возможности программ-оболочек; правила работы в программах-оболочках;

  • основные понятия, используемые при работе с электронными таблицами (абсолютная и относительная адресации, форматы данных, формулы, диаграммы, динамические вычисления);

  • основные концепции банков информации: принципы построения, виды систем управления базами данных, интегрированные среды для работы с базами данных, средства защиты данных;

  • основные приёмы работы со служебными документами;

  • $ основные приёмы печати десяти пальцевым методом;

  • основные приёмы работы с электронной почтой;

  • принципы организации компьютерных сетей (локальных и глобальных);

  • устройства передачи информации, каналы связи и скорость передачи информации;

  • основные приёмы $работы с графическими редакторами;

  • основные возможности текстового редактора Microsoft Word (основные приёмы редактирования текста; основные приёмы форматирования текста; управление параметрами абзаца; представление информации в табличной форме; кадрирование; создание графических о$бъектов с помощью встроенного графического редактора);

  • назначение табличного процессора, его команд и режимов;

  • объекты электронной таблицы и их характеристики;

  • типы данных электронной таблицы;

  • технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;

  • понятие ссылки, относите$льной и абсолютной ссылки;

  • правила записи, использования и копирования формул и функций;

  • типы диаграмм в электронной таблице и их составные части;

  • технологию создания и редактирования диаграмм;

  • понятие базы данных и её основных элементов;

  • структуру интерфейса СУБД;

  • классификацию и назначение инструментов СУБД;

    $

  • технологию создания и редактирования баз данных;

  • технологию поиска и замены данных, сортировки, фильтрации, введение вычисляемого поля;

  • назначение и технологию создания формы;

  • назначение отчёта и технологию его создания;

  • $ санитарно-технические требования и требования безопасности труда;

  • виды и причины отказов в работе устройств и программ, меры их предупреждения и устранения;

  • эволюцию развития, возможности, типовые инструменты и средства глобальной сети Интернет;

  • осно$вные способы создания web-страниц;

  • основные конструкции языка гипертекстовой разметки документов HTML;

  • основные способы защиты информации в Интернете;

  • способы эффективной работы в команде;

  • перспективы развития средств компьютерной техники.

$ По окончании курса учащийся должен уметь:

  • работать с основными команд$ами операционной системы MSDOS;

  • работать с файлами и каталогами (поиск, просмотр, копирование, перемещение, удаление, создание, переименование в среде MSDOS, The Norton Commander, Microsoft Windows);

  • работать с электронными таблицами Microsoft Excel (вводить в ячейку формулы, редактировать информацию в таблице, проводить простые вычисления, представлять информацию в виде диаграмм, выводить на печать созданные таблицы);

  • работать с базами данных (создание, редактирование, модификация баз данн$ых, выполнение поиска, сортировки и индексации данных);

  • оформлять служебную документацию;

    $

  • печатать десяти пальцевым методом;

  • посылать и принимать письма по электронной почте;

  • работать в локальных сетях;

  • выполнять поиск необходимой информации в Интернете;

  • выполнять системное проектирование модели web-сайта, выделяя и реализуя элементы, связи, функции;

  • создавать web-страницы, собирать и устанавливать web-сайт, выполнять меры по защите информации;

  • $ работать в одной команде над одним проектом, выполняя разные роли;

  • создавать и редактировать графические документы;$

  • работать с текстом (редактировать и форматировать текст, маркировать и нумеровать списки, создавать и редактировать таблицы, оформлять документ, работать с кадрами, встраивать иллюстрации в документ).

Учебный план

п/п

$Раздел

Кол-во час.

10 кл.

11 кл.

1

Аппаратные средства компьютера.

$

35

2

Программное обеспечение ЭВМ

14

$

3

Операционные системы семейства DOS$.Программы – оболочки. Norton Commander.

12

4

Операционная система Windows$ ХР

14

5

Стандартные программы Windows XP

21

$

6

Мультимедийные возможности компьютера.

$

4

7

Работа в офисе$

35

8

Работа с электронными таблицами.

19

9

Работа с базами данных.$

25

10

Презентация. Microsoft Powe$rPoint

18

11

$Работа с архивами

4

12

Основы защиты компьютерной информации

3

$

12

13

Автоматизация работы в офисе

19

$

14

Работа в компьютерных сетях

35

$ 15

Основы языка разметки гипертекста

22

16

Санитарные требования к работе компьютера

4

$

17

Технология модернизации ЭВМ

10

$18

Диагностика и устранение сбоев вычислительных систем$

10

19

$Арифметические и логические основы компьютера. Представление информации в компьютере.

22

20

Графические редакторы.

Понятие о растровых, векторных и фрактальных изображениях.

$

32

21

Настольные издательские системы

35

22

$

Internet. Мультимедиа-технологии.

$26

23

WEB-дизайн

35

24

Экскурсии

$

3

25

Изучение программных продуктов по выбору обучаемых.

$

100

26

$

Производственная практика

120

27

Выпускной квалификационный экзамен.

11

$

Итого за год

400

300

$

ВСЕГО

700

Примечание.

  • Практические работы должны составлять не менее 60% отводимого времени по учебному плану.

  • Производственная $практика организуется индивидуально или в составе группы под руководством учителя. При индивидуальной организации практики учащиеся по окончании должны предоставить Дневник прохождения практики, на основании которого выставляется оценка за производственную практику.

Содержание

Практические основы профессиональной деятельности

$

Теоретические основы
профессиональной деятельности

1

2

Общепрофессиональные параметры

Ведение процесса обработки информации на Э$ВМ.

Основные определения информатики. Свойства и единицы измерения информации. Понятие о программном обеспечении.

$ Основные этапы обработки информации на ЭВМ. Последовательность действий в процессе записи, хранения, накопления, преобразования, считывания, копирования информации.

Понятие об архитектуре ЭВМ.

Системный блок, его основные узлы, их функции, связь, размещение, технические характеристики, исполнение. Типы корпусов.

Основные характеристики и типы внутренней и внешней памяти ЭВМ.

Роль вычислительной техники в автоматизированных системах управления.

$

Выполнение ввода-вывода информации с носителей данных, каналов связи.

$ Устройства ввода-вывода информации и дополнительные устройства, их разновидности, назначение, принципы работы, способы подключения. Виды носителей информации и каналов связи. Приемы ввода информации в ЭВМ и ее последующий вывод.

Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств.

Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера и периферийных устройств.

Ведение установленной документации.

Виды, назначение, содержание, правила ведения и оформления документации$.

Работа с клавиатурой.

$

Функции и группы клавиш на клавиатуре, варианты клавиатурных комбинаций. Методы работы десятипальцевым способом.

Виды клавиатурных тренажеров, правила их использования в работе.

Работа в основных операционных системах, осуществление их загрузки и управления.

Операционные системы (ОС) – термины и определения.$ Виды ОС, их назначение и особенности. Структу-

ра, свойства и возможности ОС. Приемы работы в ОС. Основные операторы и функции ОС.

Разновидности и применение системных утилит для настройки и обслуживания ЭВМ.

Работа в прогр$аммах-оболочках (файловые менеджеры), выполнение основных операций с файлами и каталогами.

Основные файловые менеджеры, их характеристики и возможности. Правила и приемы работы в программах-оболочках, основные команды меню и диалоговых окон. Разновидности операций с файлами и каталогами. Способы представления информации на панелях. Приемы создания и редактирования меню пользователя.

Управление работой текстовых редакторов.

Назначение и разновидности текстовых редакторов, их функциональные возможности. Основные элементы $экранного интерфейса. Содержание опций меню программы и панели инструментов. Правила работы с документами, способы и средства размещения, редактирования, форматирования и иллюстрирования текста. Требования к сохранению, печати и закрытию документов.

Работа с электронными таблицами, ведение обработки текстовой и цифровой информации в них.

$Назначение, возможности и применение электронных таблиц, принципы их построения и организация работы с ними. Основные элементы экранного интерфейса. Опции меню и панели инструментов. Правила ввода, обработки, оформления, редактирования данных и выполнения вычислительных операций. Приемы$ построения алгоритмов обработки информации.

Работа с базами данных. Ввод, редактирование и оформление информации.

Системы управления базами данных, их виды и характеристика работы. Принципы проектирования, создания и модификации баз данных. Основы построения банков информации.

$ Работа с программами по архивации данных.

Архивы и архивирование – термины и определения. Разновидности программ-архиваторов, их назначение, свойства, основные режимы работы программ, диалоговые окна и команды. Правила архивации и разархивации файлов.
$

Работа с программами точечной графики.

Общие сведения о программах компьютерной графики. Виды и назначение программ точечной графики, принципы их работы. Способы создания и цветового оформления изображения. Элементы интерфейса. Функции клавиш панели инструментов.

Проверка файлов, дисков и папок на наличие вирусов.

$

Многообразие, среда обитания и категории вирусов. Пути и механизмы распространения и действия вирусных программ, формы проявления; профилактические меры.

Разновидности антивирусных программ, принципы их действия, способы настройки и порядок работы в них.

Использование средств защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий.

Принципы и средства защиты инф$ормации в ЭВМ, вычислительных сетях, автоматизированных системах управления, приемы их использования.

Использование в работе мультимедийных возможностей ЭВМ.

Мультимедиа: понятия, определения. Основное мультимедийное оборудование, требования к нему.

$ Правила работы со звуковыми и видеофайлами, программы обслуживающие их.

Владение правовыми аспектами информационной деятельности

Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении. Виды и особенности нормативно-законодательной литературы.

С$облюдение санитарно-гигие-нических требований, норм и правил по охране труда.

Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами.

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса, требования санитарии.

Основные положения Законодательства по охране труда.

Правила безопасности$ на предприятии и в мастерских.

Специальные параметры

Осуществление поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения.

$

Периодичность и способы обновления программного обеспечения. Требования к аппаратным ресурсам. Перспективы программного обеспечен$ия. Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры.

Установление причин сбоев в процессе обработки информации и их анализ. Устранение программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами.

Факторы, влияющие на устойчивость работы вычислительных систем. Сбои, встречающиеся в работе пользователя ЭВМ, их классификация, характер, формы предупреждений, содержание компьютерных сообщений. Основные причины отказов в работе и сбоев, возможная профилактика. Понятия о настройке и оптимизации работы ЭВМ.

Некоторые приемы выхода из проблемных ситуаций. Способы разрешения конфликтов устройств.

Правила поиска и $устранения сбоев в работе программ.

$Виды диагностических программ, их свойства, правила запуска,

оценка результатов диагностики.

Работа в вычислительных (компьютерных) сетях.

Общие сведения о сетевых технологиях, основные термины и определения. Разновидности вычислительных сетей, принципы их

работы.

Понятия и определения локальных вычислительных сетей, их характеристики, Аппаратные средства локальных сетей, их состав, конфигурация, функции. Общие сведения о сетевом программном обеспечении. $

Термины и определения глобальной компьютерной сети Интернет (Internet). В$озможности сети, основные виды услуг. Структура и информационные ресурсы сети Интернет. Функции провайдеров. Сведения о системе World Wide Web (WWW). Принципы адресации в Интернете. Функции, организация и структура WEB-сайтов и интернет-

страниц, правила работы с ними. Требования к аппаратному обеспечению, назначение и конфигурация компонентов сетевого оборудования. Требования к программному обеспечению Интер-

нет, его функции, приемы использования.

Выполнение работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ.

Основные терм$ины и определения компьютерной графики. Возможности и область использования графических программ.

Требования к оборудованию и комплектующим для работы с изображениями.

Разновидности, назначение, применение и принципы работы программ векторной графики. Основные коман$ды и функции. Правила работы с объектами и группами объектов, способы и средства их построения, размещения, редактирования, форматирования, трансформации и комбинирования. Способы оформления текстов.

Виды, назначение, применение и принципы работы программ растровой графики. Основные команды и функции. Методы и правила рисования и комбинирования изображений, способы их цветового оформления, форматирования, тр$ансформации.

Требования к созданию нового рисунка, загрузке и сохранению графических файлов в различных форматах.

Программы трехмерного моделирования, назначение, область использования, основные принципы работы.

Функции и средства базовой программы системы автоматизированного проектирования.

(1-й год обучения, 10 класс)

$ 1. Аппаратные средства компьютера (35 часов)

Правила техники безопасности.

Вычислительная техника. (ВТ): история появления и развития ВТ, основные направления развития ВТ, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ВТ. Классификация ЭВМ

Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур.

Структура ЭВМ: понятие, схемы, взаимодействие основных устройств.

Системная плата: функции, технические характеристики, исполнение, типовые элементы и узл$ы, взаимосвязь.

Микропроцессоры и сопроцессоры: основные характеристики, назначение. Микропроцессор и память: способы обмена информацией. Контроллеры, шины и порты: назначение, основные сведения.

Память ЭВМ: типы, структура и организация. Принципы хранения инфо$рмации. Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности построения. Устройства внутренней памяти: виды, свойства, основные параметры и характеристики, взаимосвязь.

Накопители информации: типы, параметры, материалы накопителей, правила использования. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических и магнитооптических дисках): типы, параметры, принципы действия. Дисководы и диски: взаимодействие. Стриммеры. Флеш-память.

Устройства ввода (клавиатура, мышь, трекб$ол, джойстик, сканер): разновидности, типы, функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила эксплуатации. Клавиатура: основные методы и приемы работы. Клавиши на клавиатуре: функции, группы, варианты клавиатурных комбинаций. Программы-тренажеры для отработки приемов работы на клавиатуре со скоростью 160-180 ударов в минуту: виды, применение.

$ Устройства вывода (мониторы, принтеры, диски): виды, классы, назначение, устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация.

Виды и причины отказов в работе устройств и программ, меры их предупреждения и устранения: системные сбои, сбои прикладного программного обеспечения, сбои носи­телей данных.

2. Программное обеспечение ЭВМ (14 часов)

Программное обеспечение: общие сведения, истории создания и развития. Развитие программн$ых средств: общие сведения. Игровые комплексные среды образовательного назначения. Файловые системы операционных систем (ОС) и основные команды: термины и определения: накопители, фай­лы, каталоги файлов, маршрут. Шаблоны имен файлов. Развитые командные файлы. Мен$ю и конфигурирование. Структура и функции ОС: основные составные час­ти. Автоматическое тестирование основных аппаратных компонентов. Загрузка и инициализация ОС. Программы утилиты. Драйверы внешних устройств.

3. Операционные системы семейства DOS.Программы – оболочки. Norton Commander. (12 часов)

Операционная система (ОС) МS-DOS: Общие сведения. Панели и функциональные клавиши. Работа с файлами. Катало­ги, диски, архивы. Меню и конфигурирование

Программы – оболочки: Управление панелями NC. Работа с манипуляторами типа «м$ышь».Работа с периферией.

4. Операционная система Windows ХР (14 часов)

Понятие об операционной системе. Интерфейс MS Windows. Объекты MS Windows: рабочий стол, значки и ярлыки, папки и файлы их иерархия. Навигация по файловой системе. Программа Проводник. Приемы управления MS Windows с помощью клавиатуры и манипулятора мышь. Элементы управления MS Windows. Панель задач. Виды меню и окон. Структура типового окна приложения. З$апуск приложений и работа с документами. Установка и удаление приложений. Основные операции с файлами и папками.

5. Стандартные программы Windows XP (21 час)

Назначение и приемы работы со стандартными приложениями MS Windows

(WordPad, Paint, Блокнот$, Калькулятор и др).

6. Мультимедийные возможности компьютера ( 4 часа)

Мультимедиа: понятия, определения.

Необходимые сведения о мультимедиа (основные компоненты аппаратной и программной поддержки).

Стандартные средства мультимедиа.

Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение. Звуковые и видеофайлы: форматы, правила работы с ними.

7. Работа в офисе (35 часов)

Создание и редактирование текстовых документов

Текстовый процессор. Основные возможности $Microsoft Word, запуск и назначение элементов окна. Элементы окна файла, свертывание, развертывание, изменение размеров, закрытие окна файла. Меню команды Окно. Меню команды Вид. Элементы окна Word. Панели инструментов и их настройка. Контекстное меню в области панелей инструментов. Справочная система Word. Получение справочной информации об элементах окна Word.

Базовый набор операций ввода и корректировки текста. Работа с файлами. Работа с блоками. Ф$орматирование символов и абзацев. Оформление страницы. Операции с фрагментами текста. Форматирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста. Меню команды Вс$тавка. Проверка правописания. Параметры страницы. Предварительный просмотр перед печатью. Режимы графики и построения таблиц. Надпись и кадр. Работа с рисунком. Режим Структуры документа. Применение стиля документа. Шаблон документа. Слияние документов. Оглавление и указатели документа. Проверка орфографии документа. Внедрение и связывание объектов.

8. Работа с электронными таблицами. (19 часов)

Табличные процессоры.

Назначение, возможности и применение электронных таблиц, принципы их построения и организация работы с ними. Характеристики и особенности табличного процессора MS Excel , запуск программы. Окно Excel и его элементы

$ Настройка экрана Excel. Понятия рабочая книга, рабочий лист, активная ячейка. Создание, загрузка и сохранение рабочих книг. Адресация ячеек и ввод данных в таблицу. Типы данных. Общие правила подготовки таблиц (ввод формул, функ$ций, копирование, относительные и абсолютные адреса). Перемещение по таблице, фрагменты в таблице, очистка, вставка и удаление ячеек, копирование фрагментов. Отмена и повторение команд. Работа с формулами и основными функциями. Мастер диаграмм.

9. Работа с базами данных. (25 часов)

Система управления базами данных MS Access -общие сведения и принципиальная схема работы. Объекты MS Access: таблицы, формы, запросы, отчеты и режимы работы с объектами (оперативный режим и режим конструктора). Создание и открытие БД. Описание структуры БД: имя таблицы, ключевое поле, имя поля, тип поля, размер поля, маска ввода, обязательные поля, индексированные поля. Создание и работа с объектами базы данных: таблицей, формой, запросом, отче$том. Создание связей между таблицами.

Изменение внешнего вида таблицы. Ввод данных. Формы для ввода и просмотра данных. Печать таблицы. Экспорт данных в другие программы и базы данных. Применение фильтра для поиска данных. Сортировка и упорядочение записей в таблице. Поиск данных в таблице. Использование запросов для извлечения информации. Создание запроса на выборку. Другие типы запросов.

10. Презентация. Microsoft PowerPoint. (18 часов)

Приложение PowerPoint. Создание презентации. Режимы просмотра и работы со слайдами. Вставка, удаление, перемещение и копирование с$лайдов. Ввод и форматирование текста. Выбор внешнего вида презентации. Создание эффекта анимации. Включение в слайды диаграмм, графиков, таблиц и столбцов текста. Использование звука и видеоклипов. Репетиция презентации. Проведение презентации. Печать презентации.

11. Работа с архивами. (4 часа)

Архивы и архивирование: назначение, термины$, определения. Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды.

Архивации и разархивации файлов: основные правила, этапы, последовательность. Виды архивов. Защита архивов.

12. Основы защиты компьютерной информации. (3 часа)

Методы защиты от компьютерных вирусов. Программы для обнаружения и удале$ния вирусов, работа с ними.

13. Автоматизация работы в офисе. (19 часов)

Функции документа и задачи делопроизводства. Делопроизводство и компьютерные технологии. Понятие о стандарте. Средства создания электронного документооборота. Автоматизация ввода информации в компьютер. Связь сканера с операционной системой. Автоматическое распознавание текстов.

Распознавание документов в программе FineReader: окно программы, порядок распознавания текстовых документов, сканирование документа, сегментация документа, распознавание документа, особенно$сти настройки программы FineReader, распознавание бланков.

Автоматический перевод документов: средства автоматического перевода документа, автоматический перевод, работа со словарями, резервирование слов, пополнение и настройка словарей, прочие настройки программ, пакетный перевод файлов, быстрый перевод текста, сохранение переведенных документов.

14. Работа в компьютерных сетях. (35 часов)

$Вычислительные сети: понятие, разновидности, назначение, масштаб, перспективы, использование.

Локальные компьютерные сети: понятия, характеристики, возможности, модели, схемы. Основные элементы локальной сети: виды, способы соединения друг с другом (топология). Сети с централизованным управлением: модели. Основные методы доступа. Системы передачи данных: основные сведения. Аппаратные средства локальных сетей: состав, $конфигурация, функции.

Сетевое программное обеспечение: термины, определения, состав, структура. Сетевые операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды, применение. Ответственность пользователей за функционирование сети.

Работа в локальных компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.

Глобальная компьютерная сеть: Интернет (Internet): термины, определения, масштаб, возможности, предоставляемые услуги$, структура, информационные ресурсы, условия подключения.

World Wide Web (WWW): основные сведения о системе. Web-браузер: виды, функции. WAP-браузеры. Принципы адресации в Интернете.

Работа в Интернете: основные этапы, последовательность, правила, приемы, особенности. WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.

Электронная почта: понятия, основные функции. Программа Outlook Express: назначение, принципы работы программы, основные элементы окна, особенности настройки интерфейса и основных параметров. Почтовые сообщения: правила работы. Способы применения адресной книги. Выполнение основных операций с текстовыми файлами. Обработка эле$ктронной почты

Общение в Интернете в реальном времени. Мультимедиа проигрыватели. Географические карты в Интернете. Определение маршрута прохождения информации. Определение скорости переда$чи информации. Определение IP-адресов компьютера.

15. Основы языка разметки гипертекста. (22 часа)

Техническая часть. Теги HTML. Структура Web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Атрибуты тегов. Цвет фона. Изображение как фон. Цвет текста. Теги форматирования текста. Рисунки и фотографии в сети Интерне$та. Форматы графических файлов. Растровые форматы JPEG, GIF, PNG. Изображения в HTML-документе. Способы организации гипертекстового документа. Разработка сценария гипертекстового документа, состоящего из нескольких файлов. Таблицы. Лишние ячейки. Пустые ячейки. Объединение ячеек. Разделение ячейки. Вложенные таблицы.

(2-й год обучения, 11 класс)$

1. Санитарные требования к работе компьютера. (4 часа)

Гигиена и охрана труда, производственной санитарии и профилактика травматизма. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, норм и правил по охране труда. Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами. Физиолого-гиги$енические основы трудового процесса, требования санитарии. Основные инструкции и правила по безопасным условиям труда, их выполнение. Правила безопасности на предприятии и в мастерских

Пожарная безопасность. Причины возникновения пожаров в помещениях учебных заведений. Правила поведения учащихся при пожаре, порядок вызова пожарной команды. Пользование первичными средствами пожаротушения. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, пут$и эвакуации

Основные правила и нормы электробезопасности. Правила пользования электронагревательными приборами заземление электроустановок, отключение электросети и ЭВМ. Основные положения законодательства по охране труда. Охрана труда женщин и подростков.

Охрана окружающей среды.

Стандарты требований техники безопасности MPRII,$TCO-92,TCO-95,TCO-99.

2. Технология модернизации ЭВМ. (10 часов)

Модернизация ЭВМ: назначение. Upgrade: понятие, определение. Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры.

Установка программных продуктов: правила, последовательность действий, рекомендации.

Обновление программных продуктов: способы, основные этапы, последовательность, условия.

Выполнение установки и обновления программного обеспечения .

Настройка и оптимизация работы ЭВМ: основные алгоритмы, способы проведения, результаты.

$3. Диагностика и устранение сбоев вычислительных систем. (10 часов)

Устойчивость работы вычислительных систем: понятия.

Факторы, влияющие на сбои: классификация, характер, формы предупреждений, содержание компьютерных сообщений. Наиболее распространенные сбои и отказы в работе: причины, возможная профилактика.

Поиск и устранение простых неполадок в работе аппаратуры и оборудования : основные правила, приемы выхо$да из проблемных ситуаций. Способы разрешения конфликтов устройств.

Диагностические программы: виды, свойства, правила запуска, оценка результатов диагно$стики.

Выполнение диагностических мероприятий.

4. Арифметические и логические основы компьютера. Представление информации в компьютере. (22 часа)

Позиционные и непозиционные системы счисления.

Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и двоично-десятичная системы счисления. Способы перевода чисел из одной системы в другую. Правила выполнения арифметических операций в различных системах счисления.

$ Представление информации физическими величинами. Способы передачи.

Понятие о логической функции. Логические функции: конъюнкция («И»), дизъюнкция («ИЛИ»), отрицание («НЕ»). Представление произвольной логической функции через элементарные функции «И», «ИЛИ», «НЕ». Таблицы истинности.

Основные соотношения алгебры логики. Упрощение логических функций.

Логические функции и логические$ схемы.

5. Графические редакторы. Понятие о растровых и векторных изображениях. (32 часа)

Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства, перспективы.

Графические программы разновидности, назначение, свойства, область применения. Графические пакеты виды, преимущества, недостатки. Графические форматы, типы.

Экспортирование и импортирование графических файлов: основные правила. Получение инфор$мации о файле

Программы по созданию точечного рисунка: виды, принципы работы, применение. Элементы экранного интерфейса виды, назначение, приемы использования. Команды меню. Панель инструментов: основные средства.

П$рограммы по созданию растровой графики: виды, характеристика, недостатки, преимущества, применение и принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню программы, панели инструментов и палитр.

Изображения: виды комбинаций, способы цветового оформления, форматирования, трансформации. Использования графических объектов, выполненных в других графических форматах и наоборот: правила, приемы.

Инструменты редактора Adobe Photoshop.

Инструментальная палитра. Функции палитр Динамический диапазон. Гамма-коррекция. Местная коррекция и ретушь изображения

Фильтры. Обтравка изображения. Понятие канала. Монтаж изображений (составление композиций). Создание точечного рисунка.

$Программы по созданию векторной графики: виды, сущность, недостатки, преимущества, применение, принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню программы и панели инструментов, основные действия.

Векторный редактор Adobe Illustrator. Создание простейших объектов. Редактирование контуров. Обработка замкнутых контуров. Заливка контуров. Создание сложных контуров. Средства работы с текстом. Режимы работы с текстом. Способы использования цвета.

6. Настольные издательские системы. (25 часов)

Этапы подготовки материала к публикации. Программы для вёрстки текста: Microsoft Pu$blisher, Adobe PageMaker: элементы управления, приемы работы с текстом, вставка графических изображений, взаимодействие текста и графики, приемы автоматизации, приемы работы с цветом, предварительный просмотр и печать документа.

7. WEB-дизайн. (35 часов)

$ Особенности национального WEB-дизайна. Виды WEB-страничек. Инструменты WEB-дизайнера. Редактор WEB-узлов FrontPage. Создание WEB-узла: мастер WEB-узла, список задач, просмотр папок узла, навигация, проверка гиперссылок, отчёты, цветовая схема узла, общие поля страницы. Оформление WEB-узла. Редактор WEB-страниц: форматирование текста, внедрение таблиц и списков, гиперссылки и закладки, рисунки, просмотр HTML-кода, проверка страницы в браузере. Усовершенствование WEB-страниц.

Публикация готовых WWW-страничек в Интернете. Регистрация на поисковых серверах. «Раскру$тка сайта».

8. Internet. Мультимедиа-технологии. (26 часов)

Основы безопасности при работе в Интернет. Вирусы. Программы для обеспечения безопасности в Интернет. Аппаратное обеспечение: основные требования. Компоненты сетевого оборудования: разновидности, назначение, конфигурация.

Программное обес$печение Интернет: термины, определения, состав, структура, функции, требования и приемы использования.

Общение в Интернете в реальном времени. Телеконференции, чаты, «мгновенные сообщения». Мультимедиа-технологии.

$ 9. Основы защиты компьютерной информации. (12 часов)

Основы информационной безопасности

Концепция национальной безопасности. Концепция государственной информационной политики. Доктрина информационной безопасности. Правовое регулирование отношений в сфере информатизации общества и$ деятельности органов внутренних дел. Основные принципы многорубежной защиты информационных ресурсов.

Методы и средства защиты компьютерной информации

Понятие компьютерного преступления. Понятие несанкционированного доступа. Уязвимые места компьютерных систем. Методы защиты информации. Компьютерные вирусы: понятие, многообразие, среда обитания, категории. Вирусные программы: пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры.

Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них. Мероприятия для улучшения защищенности вычислительных систем (организационные, $технические, программные). Аппаратные средства резервного копирования.

Понятие компьютерного преступления. Компьютер как средство и объект преступления. Уголовное законодательство и компьютерная преступность. (Ст. 272-274 УК РФ).

10. Экскурсии. (3 часа)

Посещение разнопрофильных предприятий связанных с компьютерной техникой.

11. Изучение программных продуктов по выбору обуча$емых. (100 часов)

Учитель вправе использовать по своему усмотрению с целью углубленного изучения дополнительных тем.

Учебно-методические средства обучения

  1. Киселёв С.В. и др. Оператор ЭВМ. ПрофОбрИздат, 2008.$

  2. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Издательский Дом «ИНФА-М». 2005.

  3. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство. Учебный курс. 2-е изд.- СПб.: Пит$ер. 2007.

  4. Печников В.Н. Создание Web-сайтов и Web-страниц. М. Издательство Триумф, 2007.

  5. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев «Общая информатика», учебное пособие универсальный курс средней школы 5-9 класс. АСТпресс. М. 1998.

  6. $ Соломенчук В.Г., Соломенчук П.В. Железо ПК 2008.СПб. БХВ-Петербург, 2008.

  7. Тихонравов А. Н., Прокди А. К., Колосков П. В., Клеандрова И. А. и др. Microsoft Office 2007. Все программы пакета. СПб.: Наука и техника, 2008.

Перечень программного обеспечения, наглядных пособий и технических

средств обучения

  • $ Компьютеры не ниже Intel Pentium IV.

  • ОС MS DOS, Windows XP.

  • MS Office XP.

  • WinZip, WinRar

  • DrWeb

  • $ Adobe Photoshop, Adobe Illustrator

  • 3D Studio Max

  • AutoCAD

  • Adobe Publisher

  • Энциклопедия персонального компьютера «Кирилл и Мефодий».

  • Пакет быстрой разработки авторских контролирующих программ DESIGNER.

Примечание

Руководствуясь учебным планом и содержанием учебного материала, учитель составляет календарно-тематическое планирование, предусматривающее теоретические и практические занятия с учётом санитарно-гигиенических требований.

$Программное обеспечение и литература носят рекомендательный характер.

Форма итоговой аттестации выбирается учебным заведением самостоятельно. Выбор формы итоговой аттестации должен быть рассмотрен на методическом объединении и утверждён руководящими органами.

Post Comment