Рабочая учебная программа среднего общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов

$ СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

«Рассмотрено»

на заседании научно-методического

совета школы

от «___» _____________ 2010 г.

«Согласовано»

Зам. директора по НМР

__________ /                    /

«___»___________2010 г.

«Утверждаю»

Директор лицея

__________$_ /                   /

Прот. педсовета № ___

от «___»___________2010 г.

Рабочая учебная программа

среднего (полного) общего образования

по курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень)

для 10-11 классов академического профиля

$

Автор-составитель: Сенчилова Ольга Константиновна,

учитель информатики и ИКТ.

20__ – 20__ уч. год

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебного материала по курсу

  3. Требования к уровню подгот$овки выпускников

  4. Календарно-тематическое планирование

  5. УМК и дополнительная литература по курсу

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ от 2004 г., при$мерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009), авторской программы профильного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов и компьютерный практикум. Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности. Авторы УМК включили в его содержание все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе.

Место предмета в учебном плане

Программ$а курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Федеральным базисным учебным планом и учебным планом СОГОУ «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия» рассчитана на 70 часов (по 1 часу в неделю в 10-11 классах). Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

С целью воплощения авторских педагогических замыслов (использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий) рабочая программа корректирует распределение учебного времени в рамках курса «Информатика и ИКТ» следующим образом:

10 класс: 31 час + резерв (4 часа). Итого 35 часов.

11 класс: 31 часа + резерв (4 часа). Итого $35 часов.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знани$й, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • $воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  • формирование компетентной, социально интегрированной и динамичной личности выпускника, способной к эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

Общая характеристика учебного предмета

$Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким — либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального $носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, — информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, — тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, то есть выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, то есть возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный проце$сс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей ш$колы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и $формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, ин$формационное право, информационная безопасность)

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопост$авление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями,$ позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных $связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Формы и методы обучения.

Настоящая программа предполагает использование наряду с традиционными формами и методами обучения уроков-лекций, уроков-практикумов, проектную деятельность лицеистов. На всех этапах обучения широко используются разноуровневые задания.

Реализация дидактических принципов.

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ предполагает реализацию общедидактических, а также следующих принципов.

Деятельностный подход и принцип практической направленности.

Проведение уроков-практикумов, творческих работ; составление конспектов по некоторым темам курса, решение задач с практическим содержанием, подготовка сообщений.

$

Принцип индивидуализации.

Использование разноуровневых заданий для практических и контрольных работ, творческих заданий и углубленных заданий. Обеспечение каждому ученику приемлемого для него темпа работы за компьютером.

Принцип интеграции.

Внутрипредметная интеграция реализуется через систематическую актуализацию ранее изученного материала. Широко используется связь с курсом технологии программирования, изучавшемся в 8, 10 классе. Межпредметные связи с курсами математики, физики, химии, биологии реализуются с помощью решения задач соответствующего содержания.

Культурологический подход.

Исторические справки, экскурсы, а также примеры использования компь$ютерных технологий в различных видах человеческой деятельности формируют у учащихся представление об информатике как части общечеловеческой культуры, понимание ее значимости для общественного прогресса, развивают у учащихся интерес к предмету.

Региональный принцип.

$ Краеведческий материал воспитывает у лицеистов любовь к Смоленской земле, вызывает гордость за своих соотечественников. Реализация регионального принципа осуществляется в основном во внеклассной деятельности за счет проведения экскурсий (например, на выставку в области информационных технологий, ежегодно проводящуюся в Смоленске), использовании заданий с краеведческим содержанием при изучении информационных технологий.

Принцип связи обучения с воспитанием, внеклассной и внеучебной деятельностью.

Проведение турниров, соревнований, экскурсий, презентаций книг по инф$орматике. Участие лицеистов в городских и областных конкурсах, олимпиадах; конференциях различного уровня.

Обсуждение этических и нравственных вопросов находит свое место на уроках информатики, например, в темах «Компьютерные вирусы», «Правовая охрана программ и данных», а также в виде требования соблюдения этических норм работы с информацией.

Эстетическое воспитание учащихся реализуется при помощи системы требований к структуре, дизайну создаваемых ими документов и программ.

Принцип педагогизации.

Данный принцип является отражением специфики учебного заведения – педагогического лицея. Для реализации принципа программой предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: объяснение лицеистами нового материала на занятиях (микропреподавание); самостоятельное изучение учениками отдельных фактов теории с последующим рассмотрением их на уроке; проведение уроков учащимися старших классов в младших.

Валеологический подход.

$ Реализуется через соблюдение санитарно-гигиенических норм организации работы компьютерного класса, проведение физминуток, регулярные беседы с учащимися о безопасности, гигиене, эргономике при работе с ИКТ.

II. Содержание учебного материала по курсу

10 класс (35 часов)

$ Раздел 1. Информация (5 часов)

Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Итоги изучения тем

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

— в чем состоят цели и $задачи изучения курса в 10-11 классах

— из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

— три философские концепции информации

— понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

— что такое язык представления информации; какие бывают языки

$ — понятия «кодирование» и «декодирование» информации

— примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

— понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

— сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

— определение бита с алфавитной точки зрения

— связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

— связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

— сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

— определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

$ — решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов)

— решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

— выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Раздел 2. Информационные процессы в системах (9 часов)

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Классификация информационных процессов. Управление системой как информационный процесс. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие $о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информац$ии как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.$

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

Итоги изучения тем

Тема 1. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

— основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

— основные свойства систем: целесообразность, целостность

— что такое «системный подход» в науке и практике

$ — чем отличаются естественные и искусственные системы

— какие типы связей действуют в системах

— роль информационных процессов в системах

— состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

— анализировать состав и структуру систем

— различать связи материальные и информационные.

Тема 2. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

— историю развития носителей информации

— современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и $их основные характеристики

— модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

— основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

— понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

— сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

— рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Тема 3. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

— основные типы задач обработки информации

$- понятие исполнителя обработки информации

— понятие алгоритма обработки информации

— что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

— определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

— устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

— составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Тема 4. Поиск данных

Учащиеся должны знать: $

— что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

— что такое «структура данных»; какие бывают структуры

— алгоритм последовательного поиска

— алгоритм поиска половинным делением

— что такое блочный поиск

— как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

— осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

— осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

Тема 5. Защита информации

Учащиеся должны знать:

  • какая$ информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

— применять меры защиты личной информации на ПК

$- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Раздел 3. Информационные модели (6 часов)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения м$оделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул.

Алгоритм как модель деятельности. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Итоги изучения тем

$Тема 1. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

— определение модели

$- что такое информационная модель

— этапы информационного моделирования на компьютере

— что такое граф, дерево, сеть

— структура таблицы; основные типы табличных моделей

— что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

— ориентироваться в граф-моделях

— строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

— строить табличные модели по вербальному описанию системы

Тема 2. Алгоритм – модель деятельности

Учащиеся должны знать:

— понятие алгоритмической модели

— способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

— что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

$ — строить алгоритмы управления учебными исполнителями

— осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

$ Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов (11 часов)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Создание и редактирование графических информационных объект$ов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Итоги изучения тем

Тема 1. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

$Учащиеся должны знать:

— архитектуру персонального компьютера

— что такое контроллер внешнего устройства ПК

— назначение шины

— в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

— основные виды памяти ПК

— что такое системная плата, порты ввода-вывода

— назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

— что такое программное обеспечение ПК

— структура ПО ПК

— прикладные программы и их назначение

— системное ПО; функции операционной системы

— что такое системы программирования

$ Учащиеся должны уметь:

— подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

— соединять устройства ПК

— производить основные настройки БИОС

— работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Тема 2. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

— основные принципы представления данных в памяти компьютера

— представление целых чисел

— диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

— принципы представл$ения вещественных чисел

— представление текста

— представление изображения; цветовые модели

— в чем различие растровой и векторной графики

— дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

— вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Тема 3. Многопроцессорные системы и сети

$Учащиеся должны знать:

— идею распар$аллеливания вычислений

— что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

— назначение и топологии локальных сетей

— технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

— основные функции сетевой операционной системы

— историю возникновения и развития глобальных сетей

— что такое Интернет

— систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

— способы организации связи в Интернете

— принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Резерв (4 часа)

11 класс (35 часов)

Раздел 5. Технологии использования и разработки информационных систем (21 час)

$

Понятие и типы информационных систем.

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, фа$йловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Исследование геоинформационных моделей.

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Итоги изучения тем

Тема 1. Информационные системы

Учащиеся должны знать:

— назначение информационных систем

— состав информационных систем

— разновидности информационных систем

Тема 2. Гипертекст

$Учащиеся должны знать:

— что такое гипертекст, гиперссылка

— средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

— автоматически создавать оглавление документа

— организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

$ Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

— назначение коммуникационных служб Интернета

— назначение информационных служб Интернета

— что такое прикладные протоколы

— основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

— что такое поисковый каталог: организация, назначение

— что такое поисковый указатель: организация, на$значение

Учащиеся должны уметь:

— работать с электронной почтой

— извлекать данные из файловых архивов

— осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

$Тема 4. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

— какие существуют средства для создания web-страниц

— в чем состоит проектирование web-сайта

— что значит опубликовать web-сайт

— возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

— создать несложный web-сайт с помощью MS Word

— создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

$ Учащиеся должны знать:

— что такое ГИС

— области приложения ГИС

— как устроена ГИС

— приемы навигации в ГИС

Учащиеся должны уметь:

— осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

— что такое база данных (БД)

— какие модели данных используются в БД

— основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

— определение и назначение СУБД

— основы организации многотабличной БД

— что такое схема БД

— что такое целостность данных

— этапы создания многотабличной БД с по$мощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

— создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

Тема 7. Запросы к базе данных

Учащиеся должны знать:

$- структуру команды запроса на выборку данных из БД

— организацию запроса на выборку в многотабличной БД

— основные логические операции, используемые в запросах

— правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

— реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

— реализовывать запросы со сложными условиями выборки

— реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)$

— создавать отчеты (углубленный уровень)

Раздел 6. Технологии информационного моделирования. Основы социальной информатики (10 часов)

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данн$ых (на примере задач из различных предметных областей). Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Итоги изучения тем

Тема 1. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

— понятия: вели$чина, имя величины, тип величины, значение величины

— что такое математическая модель

— формы представления зависимостей между величинами

— для решения каких практических задач используется статистика;

— что такое регрессионная модель

— как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

— используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

— осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 2. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

— что такое корреляционная зависимость

— что такое коэффициент корреляции

$ — какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

— вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора

Тема 3. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

— что такое оптимальное планирование

$ — что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

— что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

— в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

— какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

— решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора

$ Тема 4. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

— что такое информационные ресурсы общества

— из чего складывается рынок информационных ресурсов

— что относится к информационным услугам

— в чем состоят основные черты информационного общества

— причины информационного кризиса и пути е$го преодоления

— какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

— основные законодательные акты в информационной сфере

— суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

— соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Резерв (4 часа)

III$. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне лицеист должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назна$чение и функции операционных систем;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием ср$едств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • $эффективной организации индивидуального информационного пространства.

IV. Календарно-тематическое планирование

10 класс

темы

$

$

$

$

$

$

$

урока

Тема

Кол-во часов

Технологический материал, компьютерный практикум

Форма
контроля

Дата

Раздел 1. ИНФОРМАЦИЯ

5

$

1.

1.

Введение. Понятие информации.

1

Введение, §1, Пр. №1.1

$

2.

$

2.

Представление информации

1

§2, Пр. №1.2, №1.4

3.

Измерение информации

3

3.

Измерение информации: объемный подход

1

§3, Пр. №2.1

$

4.

Измерение информации: содержательный подход

1

§4, Пр. №2.1

$

5.

Решение задач по теме «Измерение информации»

1

ЗП 1.3,1.4

С.р.

Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМАХ$

9

4.

$

Введение в теорию систем

2

6.

Основы системологии

1

$

§5, Пр. №1.6, №1.8

7.

Информационные процессы в системах

1

§6, Пр. №1.9

С.р.

5.

$8.

Процессы хранения и передачи информации

1

§7, §8

6.

Обработка информации

2

9.

$

Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации

1

§9, §10

10.

Программирование машины Поста

1

Пр. №2.2

Пр.р.

7.

11.

$Поиск данных

1

§11

8.

$

Защита информации

2

12.

Защита информации

1

§12

$

$

13.

Шифрование данных

1

Пр. №2.3

Пр.р.

14.

Контрольная работа «Информация. Информационные процессы в системах»

1

К.р.

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

6

9.

Информационные модели и структуры данных

4

15.

Компьютерное информационное моделирование

1

§13

16.

Структуры данных

1

$

§§14-15

§15 — самост.

17.

Структуры данных: графы

1

$

Пр. №2.4

18.

$

Структуры данных: таблицы

1

Пр. №2.5

С.р.

10.

Алгоритм – модель деятельности

$

2

19.

Алгоритм как модель деятельности$

1

§16

20.

Управление алгоритмическими исполнителями

1

Пр. №2.6

Пр.р.

$

Раздел 4. ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

11

$

11.

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

3

$

21.

Устройство компьютера. Выбор конфигурации компьютера.

1

§17, Пр. №2.7

Пр.р

22.

$

Программное обеспечение компьютера

1

§18

$

23.

Возможности служебных программ и утилит

1

Пр. №2.8

Пр.р.

12.

Дискретные модели данных в компьютере

5$

24.

25.

Представление чисел в памяти компьютера

$

2

§19, Пр. №2.9

С.р.

$

26.

Кодирование текста

1

§20, Пр. №2.10

27.

28.

Кодирование изображения и звука

2

§20, Пр. №2.11

С.р.

$

13.

Многопроцессорные системы и сети

2

$

29.

Организация локальных сетей

1

§22, Пр. №2.12

§21 – самост

$

30.

Организация глобальных сетей

1

§23, Пр. №2.12

защита презентации

$

31.

Контрольная работа «Информационные модели. Программно-технические системы»

1

$

К.р.

32-35.

Резерв

4

11 класс

темы

$

урока

Тема

Кол-во часов

$

Технологический материал, компьютерный практикум

Форма
контроля

Дата

Раздел 1. ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

$

21

1.

1.

Информационные системы

1

$

§24

$Тест за 10кл.

2.

2.

Гипертекст

1

§25, Пр. №3.1

3.

Интернет как информационная система

5

$

3.

Интернет как глобальная информационная система

1

§26

$

4.

Работа с электронной почтой и телеконференциями

1

П. 3.2

$

5.

6.

World Wide Web – Всемирная паутина

$

2

§27, Пр. №3.3,№3.4

§28 — самост.

7.

Средства поиска данных в Интернете

1

§28, Пр. №3.5(1,2)

Пр.р.

4.

Web-сайт

3

8.

Web-сайт – гиперструктура данных

$

1

§29

$9.

10.

Создание Web-сайта

2

Пр. №3.6/№3.7

Пр.р., уровневая

5.

11.

Геоинформационные системы

1$

§30, Пр. №3.8

§30 — самост.

6.

$

12.

Контрольная работа «Информационные системы в сети Интернет»

1

7.

$

Базы данных и СУБД

4

13.

База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных

1

$

§§31-32

14.

15.

16.

Создание базы данных

3

§33, Пр. №3.9,3.10

$

Пр.р.

8.

Запросы к базе данных

5

$

17.

Запросы как приложения информационной системы

1

§34, Пр. №3.11

$

18.

19.

Логические условия выбора данных

2

$

§35, Пр. №3.12

Пр.р.

20.

21.

Реализация сложных запросов к базе данных.

Контрольная работа «Базы данных»

2

$

Пр. №3.13, №3.14, №3.15

К.р. на 20 мин.

$

Раздел 2. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

10

1.

Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

3

22.

Моделирование зависимо$стей между величинами

1

§36, Пр. №3.16

$23.

24.

Модели статистического прогнозирования

2

§37, Пр. №3.17

Пр.р

2.

$

25.

26.

Корреляционное моделирование

2

§38, Пр. №3.18

Пр.р.

$

3.

27.

28.

Оптимальное планирование

2

§39, Пр. №3.19

Пр.р.

4.

Основы социальной информати$ки

2

$

29.

Информационные ресурсы. Информационное общество

1

§§40-41

30.

Правовое регулирование в информационной сфере. Информационная безопасность

$1

§§42-43

5.

$31.

Контрольная работа «Технологии информационного моделирования. Социальная информатика»

1

К.р.

32-35.

Резерв

4-3

$

V. УМК и дополнительная литература по курсу

Учебный

курс

$

Учебная программа

Учебник(и)

Учебное пособие для учащихся

$Методические пособия для учителя

Мониторинговый инструментарий

1

$2

3

4

5

6

«Информатика и ИКТ»

(базовый уровень)

10-11 классы

Рабочая учебная программа

среднего (полного) общего образования

по курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень)

для 10Г класса

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатори$я знаний, 2008.

1. Контрольно-обобщающие тесты по разделам курса.

2. Варианты ЕГЭ по информатике и ИКТ разных лет.

3. Демоверсия ЕГЭ по информатике и ИКТ 2010 г.

4. Материалы Единой коллекции ЦОР, каталог для учителя по предмету Информатика и ИКТ (http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/)

$

Список использованной литературы

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Post Comment