Технологическая карта по Информатике «Носители информации» 5 класс

ФИО автора материала: Марина Валентина Николаевна

$Место работы: МОУ СОШ №2 г.Ершов Саратовской области

Должность: учитель информатики

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Носители информации.

Предмет: информатика.

Цель: Дать представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие информационных носителей.

$Класс: 5.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

  • образовательные:

  • усвоение учащимися понятия «носитель информации»,

  • формирование представления о носителях информации различных эпох;

  • воспитательные:

  • воспитание коммуникативной культуры,

  • воспитание умения оценивать себя и своих товарищей;

  • развивающие:

  • $развитие речи, памяти, внимания, умений анализировать, сравнивать;

  • развитие кругозора,

  • формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

  • личностных:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,

  • $формирование умения контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии);

  • метапредметных:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

  • формирование умения работать с ЦОР;

  • предметных:

  • усвоение понятия «носитель информации»,

  • формирование представления о древних и современных носителях информации,

  • умение приводить примеры практического применения информационных носителей в повседневной жизни.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.

Межпредметные связи:$ история.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска), компьютеры для учащихся.

Дидактический материал: карточки, самостоятельно разработанные ЦОР (презентация, тест).

Литература: УМК для 5 класса Л.Босовой.

Структура и ход урока

$

$

$

Этап урока

Использование ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Оргмомент

 

$Приветствует учащихся.

Настраиваются на урок

1 мин.

2.             

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

 

$

Проводит фронтальный опрос:

— Как человек хранит информацию?

— Что значит во внутренней памяти? Как ещё называют эту память? Почему?

— Это достоинство внутренней памяти, а какие у неё есть недостатки?

Отвечают на вопросы:

— Человек хранит информацию во внутренней и внешней памяти?

— Во внутренней памяти – значит «в уме». Внутреннюю память называют ещё оперативной, т.к. содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

Приводят примеры.

— Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается.

Приводят примеры.

4 мин

3.             

Актуализация опорных знаний

 

ЦОР №1: на экране появляются изображения различных носителей (книга, блокнот, кассета, диск и т.д).

ЦОР №1: на экране появляется тема урока.

Проводит беседу:

— Тем не менее, люди накопили$ за время своего существования много знаний, которыми могут воспользоваться ныне живущие люди, в том числе и мы с вами. Неужели все эти знания хранятся исключительно в собственной памяти и передаются от поколения к поколению «из уст в уста»?

— Каким же общим свойством обладают все эти объекты?

— $Правильно, каждый из этих предметов несёт на себе информацию. Каким же общим словом мы можем их назвать?

— Это и есть тема нашего урока.

Сегодня мы поговорим о носителях информации, их многообразии, их достоинствах и недостатках.

Принимают участие в беседе:

— Эти знания хранятся во внешней памяти: в книгах, энциклопедиях, справочниках, на фотографиях, в кинофильмах и т.д.


— Они хранят информацию.


— Носители информации.

3 мин.

4.      $       

Усвоение новых знаний

ЦОР №1: на экране появляется определение.

ЦОР №1: на экране появляются образцы правильно выполненных заданий.

ЦОР №1: демонстрируются слайды, на которых различные носители и даты их появления (наскальный рисунок, камень, глиняная дощечка, папирус, пергамент, щёлк, бумага, фотография, пластинка, кинолента, аудиокасета, видеокасета, дискета, жёсткий диск, лазерный диск, флеш-накопитель).

— Что же мы будем называть носителем?

Определение уточн$яет (если нужно).

Организует работу по карточкам на два варианта: даны различные изображения (телевизор, книга, очки, кассета, диск, портфель, телефон, компас, кинолента, калькулятор, кисточка, радиоприёмник и т.д.), нужно обвести информационные носители.

— Предлагаю совершить виртуальное путешествие во времени, чтобы посмотреть какие носители люди использовали с древности и до наших дней. Ваша задача: определить недостатки ранее существовавших и современных носителей.

Сопровождает и комментирует просмотр слайдов.

Дают определение.

Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения информации.

Выполняют работу по карточкам.

Затем выполняется взаимопроверка, обсуждение результатов и проверка по образцу, данному на экране.

Просматривают слайды, дают комментарии (с учётом знаний, полученных на уроках истории), определяют су$щественные недостатки носителей, тем самым объясняя появление новых видов носителей.

23 мин

5.

Динамическая пауза

Организует комплекс упражнений.

Выполняют упра$жнения.

2 мин

6.

Первичная проверка понимания изученного

 

После просмотра презентации задаёт вопрос:

— Мы рассмотрели много примеров носителей, а какими носителями чаще всего пользуемся мы?

Организует групповую работу — выявление сильных и слабых сторон бумажных и электронных носителей.

Организует обсуждение полученных результатов.

Отвечают на вопрос:

— Основные носители в наши дни – это бумага, фотография, жёсткий диск, лазерный диск, флеш-накопитель.

$

Делятся на 2 или 4 группы, по группам выполняют задания: определить преимущества / недостатки бумажных / электронных носителей.

Ведут дискуссию, высказывая свои мнения.

5 мин

$

7.        

Контроль усвоения

ЦОР №2: на рабочем месте каждый ученик запускает тест «Носители информации»

Проводит тестирование.

Выполняют тестовые задания.

Обсуждают допущенные ошибки, корректируют их.

5 мин

$8.

Подведение итогов урока, рефлексия

$

Выставляет оценки.

Анализируют работу на уроке.

9.             

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задаёт домашнее задание:

1. Работа с параграфом учебника (§1.4) и материалом для любознательных (§3.1-3.2), заполнение таблицы (носитель – пример – форма представления информации), задание в рабочей тетради на соответствие дат и событий (№4).

2. Составление кроссворда «Носители информации»

Записывают задание в$ дневники (второе задание творческое, оно не является обязательным для всех).

2 мин

 

$  

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЦОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Описание ЦОР

1

Презентация «Носители инф$ормации»

информационный

презентация в Power Point

Определение понятия «Носитель информации», обзор в хронологическом порядке различных информационных носителей.

2

$Тест «Носители информации»

контролирующий

тест в Hot Potatoes

Тестовые задания (с выбором ответа или кратким ответом)

2

Post Comment