Технологическая карта по Информатике «Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели» 9 класс

Технологическая карта урока

 

Предмет$ — Информатика и ИКТ; класс 9

Базовый учебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 9класс

Тема: Моделирование и формализация$.

Тема урока: Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

Цель урока:

Образовательная: получить представление о моделировании как методе познания окружающего мира, понять смысл отношений «модель — объект», выработать практические умения в определении вида модели; систематизировать знания по теме «моделирование как метод познания».

Деятельностная: способствовать формированию умений находить соответствие модели и ее типа, способствовать формированию умения соотнести цель моделировани$я с выбором типа модели.

Задачи урока:

Обучаю$щая (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД):

  • способствовать формированию базовых знаний об объектах, моделях, процессе моделирования, о значении моделирования процесса познания окружающего мира (природы, общества и человека), применение моделей в повседневной жизни;

  • создать условия для развития навыков использования моделей в повседневной жизни, в кажд$ой ситуации — целеполагание; фиксирование затруднения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Развивающая (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД):

  • стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;

  • создать условия для пополнения словарного и научного запаса слов учащихся.

  • способствовать развитию культуры речи, логического мышления путем совместной и самостоятельной работы на уроке;$

Воспитывающая (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД):

  • активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;$

  • учить аргументировано отстаивать свое мнение, грамотно его преподносить, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Необходимое оборудование$: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, презентация «Моделирование как метод познания».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность

Планируемые результаты

$

учителя

обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

$2,5 мин

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Садитесь.

У американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». В нем повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 миллионов лет в прошлое. Все посетители прошлого должны передвигаться только по специально проложенной тропе, ибо один неосторожный шаг уже способен нарушить последующую Историю. Устами одного из служащих фирмы это описано так: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши не будет… Вы уничтожите не одну, а миллион мышей… А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше – подох$нет от голода лев… И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, раздавив одну мышь, раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода… Это смерть миллиарда его потомков. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах…»


Напрасно один из героев рассказа умолял вернуть его на 60 миллионов $лет назад, чтобы оживить случайно раздавленную им бабочку. Он оказался уже совсем в иной Истории и погиб.
Это, конечно, всего лишь фантастика, сказка, смоделированная автором ситуация, но в ней намек всем нам, как осторожны должны мы быть в нашем общении с природой. Как часто наши решени$я оказываются непродуманными: то мы вдруг решаем уничтожить всех волков, якобы приносящих только вред, то заселяем весь материк кроликами (так случилось в Австралии) и потом не знаем, как от них избавиться. Каждый раз хочется вернуться в тот роковой миг и сделать более правильный, как нам кажется, шаг. Но это, увы, невозможно – нет такой машины времени, которая перенесла бы нас в прошлое.


Есть, однако, «машина времени», позволяющая заглянуть в будущее, проанализировать, смоделировать процесс, ситуацию, – это наука.
Рассмотрим пример из жизни. В 1870т. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Кор$абль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль, погибли 523 человека.
Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В. Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то «несерьезные» опыты с «игрушкой», не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое.

Приветствуют.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (Р);

планирование уч$ебного сотрудничества с учителем (К).

2.Актуализация знаний и
пробное учебное действие
-0,5мин

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

$

$С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.).

(слайд 1 – самолетики)

Что изображено на слайде?

Вы уверены, что это самолетик? Не мяч? Не вертолет?

Самолетик

Ответы

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

извлечение необходимой информации из тексто$в (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

фиксирование затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

учет разных мнений (К) и др.

$

3.Выявление места и причины затруднения

2 мин

цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Почему $вы так решили?

Что можно смоделировать? (слайд 2- объект моделирования)

Для чего прибегают к созданию моделей?

Ответы (отражает существенные свойства моделируемого объекта)

Все

Для изучения объекта.

$

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

4.Построение проекта выхода из затруднения

$Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

3 мин

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Какие понятия будем обсуждать?

Иногда модели нам очень помогают понять что-то новое, неизвестное.

А очень часто сталкива$емся в окружающем нас мире с моделями, о смысле создания которых даже не задумываемся, просто пользуемся. Для чего их создали?

Попытайтесь сформулировать тему урока.

Запишем тему урока.

(Слайд 3 — «Моделирование как метод познания»)

О моделях, объектах, моделировании (таблички с терминами на доску).

Предлагают варианты, формулируют тему урока.

Открывают тетрадь, записывают тему урока

самоопределение, смыслообразование (Л);

анализ, синтез, обобщение(П);

самостоятельное формулирование познавательной цели (П);

поиск и выделение информации (П);

планирование $(П); прогнозирование (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация$ своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

планирование учебного сотрудничества (К)

5.Реализация построенного проекта 5 мин

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решени$и задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

$

Подумайте, что нового вы узнаете на уроке? (указываю на карточки — опоры). Сформулируйте цели урока.

(слайд 4 – цели)

Правильно. А также рассмотрим многообразие моделей и узнаем о классификации этого разнообразия.

Итак, вы сказали, что можно смоделировать все. Что же такое объект моделирования (исходя из темы)?

(Слайд 5 — 6 – определение «объект»- примеры объектов)

Как вы думаете, когда прибегают к созданию моделей? (слайд 10 – целесообразность создания моделей) (при затруднении – видео (слайды 7-9))

А кто сможет сформулировать определение, что такое модель? (слайд 11– определ$ение «модель») – можно саму модель назвать объектом моделирования?

Сформируем понятия «Объект моделирования», «модель», «моделирование»

Ответы ($запись определения «объект моделирования»)

Ответы.

Варианты.

Пишут в тетрадь.

Определение в тетрадь

смыслообразование (Л);

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

осознание ответственности за общее дело (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение(П);

выдвижение гипотез и их обоснование (П);

поиск необходимой информации (П);

использо$вание знаково-символических средств (П);

моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

установление причинно-следственных связей (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение рассуждений (П);

волевая саморегуляция; познавательная инициатива (Р);

адекватное использование рече$вых средств для решения коммуникационных задач (К) и др.

6.Первичное закрепление с комментированием

13 мин

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Мы видим, очень много вокруг нас – не что иное, как модели.

Приведите примеры моделей

  • $в науке? (подсказака – математика (идеальный объект – гипотеза, закон))

  • в проектировании?

  • в художественном творчестве?

Любая наука использует модели.

Посмотрите (слайд 12 – «Н») – что это? (расшифровка-схема)

(разные объекты могут описываться одной моделью) – (один и тот же объект может быть описан множеством моделей)- человек с разных точек зрения

$

Раз вокруг нас такое многообразие моделей, возникла необходимость в их упорядочивании, классификации. (слайд 13 — классификация). Исходя их названий, попробуйте привести примеры (слайд 14 – тренировка).

$Запись опорных слов (на полях ?? – дома примеры)

Свои примеры

Варианты – запись примеров

Записывают схему в тетрадь, примеры (на поля???).

осознание ответственности за общее дело (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

извлечение необходимой информации (П);

моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

устан$овление причинно-следственных связей (П); $

выполнение действий по алгоритму (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

$7.Самостоятельная работа с самопроверкой 11 мин

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Теперь попробуем самостоятельно соотнести модели по группам. Для этого объединитесь в группы по 4 человека и пройдите за компьютеры (1 группа – «Материальные модели, 2 – «Информационные в знаковой форме», 3 – «Информационные в образ$ной форме»)

(В папке лежат файлы, изображающие модели – рассортировать (папки «Информационные модели в знаковой форме», «Информационные модели в образной форме», «Материальные модели» — пусты. Затем группы обосновывают свой выбор – остальные выслушивают, дополняют)

Задание с подвохом, так как даны иллюстрации, то все модели можно смело отнести к группе « информационных в образной форме»

Практическая работа на ПК$

анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

извлечение необходимой информации (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

доказательство (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);$

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

использование знаково-символических средств (П);

— смыслообразование (Л);

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

осознание ответственности за общее д$ело (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

постановка вопросов (К)

8.Включение в систе$му знаний и повторение 4 мин

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

$

Ребята, давайте еще раз проговорим, где в жизни мы сталкиваемся с моделями? Для чего создаются модели?

Модель чего можно создать?

У одного и того же объекта сколько моделей может быть? От чего это зависит?

Молодцы. Я с вами полностью согласна.

Теперь открываем дневники и запишем д.з п.5.2.1, п. 5.2.2, вопросы, ? на полях, заполнить таблицу (выдана на карточках) (слайд 15 – д.з.)

Проговаривают.

(указываю на опорные таблицы – таким образом, все цели достигнуты, задачи решены)

$

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

подведение под понятие (П); – моделирование (П);

использование знаково-символических средств (П);

установление причинно-след$ственных связей (П);

выведение следствий (П);

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

построение рассуждений (П);

$контроль, коррекция, оценка (Р)

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке 4 мин.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

(Выдаем листочки)

(Рефлексия — слайд 16) на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его (начало фраз есть)
$• большой – для меня это важно … / неважно … 
• указательный — я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
• средний — мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… $
• безымянный – моя оценка психологической атмосферы… 
• мизинец – хочу для себя выяснить …

Спасибо за урок. До свидания.

Обсуждения в парах и четверках.

Записывают в дневник.

$адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

$

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование учебного сотрудничества (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Таблица на дом (заполняют столбец «модель»).

Объект

Цель моделирования$

Модел$ь

Земная поверхность

Выбор маршрута движения

Карта

Механизм

Изготовление

Чертеж

$Человек

Представление истории жизни

Биография

Человек

$

Установление профессиональной классификации

Аттестат, диплом

Вещество

Химический состав

Формула

6

Post Comment