Урок-игра «Слабое звено» (единицы измерения информации, системы счисления) 9-10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Конспект урока-игры по информатике
в 9-10 классе

$ с применением

Электронных Образовательных ресурсов.

«Слабое звено»

$ обобщающий урок по темам:

«Единицы измерения информации», «Системы счисления»

подготовила

учитель информатики

Кашапова Гульфинур Габдулловна

Набережные$ Челны 2010

Конспект урока-игры по информатике с применением

Электронных Образовательных ресурсов.

обобщающий урок по темам:

«Единицы измерения информации», «Системы счисления»

Кашапова Гульфинур Габдулловна,

учитель информатики

$1 квалификациооной категории

МОУ «Гимназия №29»
города Набережные Челны Республики Татарстан


     Цели урока:

— совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую, обобщение и закрепление знаний единиц измерения информации;

$— содействовать развитию кругозора, речи, памяти, познавательного интереса, логического мышления;

— воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, взаимопомощь, умение слушать другого, взаимооценку.

Организационный момент: ознакомление участников игры с правилами игры, с целями и этапами урока. Всего 6 участников и жюри (банк)

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  1. Компьютеры с программами, проектор, экран, доски для письма.

  2. Перечень ресурсов: презентация, включающая слайды с содержанием нового материала, файл Банк.xls — для подсчёта очков участников

  3. Программные средства, используемые учителем в процессе подготовки к уроку: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Ecxel.

Оформление школьной доски. Дата и тема ур$ока: «Единицы измерения информации», «Системы счисления», Эпиграф: «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» Й.Хейзинга.

Особенности данного урока:

Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:

п/п

$

$

$Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа в ученической тетради

1

Вступительное слово.

Организация игры, правила, участники, жюри.

2

Демонстрация слайдов Вопросы и задания участникам игры.

Ответы на вопросы. Выполнение заданий учителя. Составление устных ответов на вопросы.

Запись необходимых вычислений.

3

Подведение итогов урока.

$

Анализ ответов.

Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать: Усвоение учащимися знаний: о единицах измерения информации, разновидностях систем счисления, переводе чисел из одной системы счисления в другую.

Учащиеся должны продемонстрировать умения: давать определения разных типов систем счисления, единиц измерения информации, выполнять перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Сценарий урока.

1. Вступительное слово учителя. Демонстрация презентации. (Слайд 2 – текст озвучен) Правила игры:

Я буду читать вопросы по очереди всем участникам. Перед тем, как я задам вопрос очередному игроку, он может положить набранную сумму очков в банк. Задача игроков соз$дать как можно более длинную цепочку правильных ответов и положить в банк максимально возможную сумму. Время каждого тура ограничено. После окончания тура команда выбирает слабое звено — выбывающего из игры участника. В конце игры остаются 2 участника, между которыми проводится дуэль из 5 пар вопросов, которая поможет выявить самого сильного участника игры. Удачи вам!

Итак, мы начинаем!

2. Игра.

$ 1-й раунд (Слайд 3 – вопросы появляются по щелчку мыши) 10 вопросов:

Что больше — 1 Мб или 1 Кб? (ответ: 1 Мб больше 1 Кб)

Назовите наименьшую единицу измерения информации. (ответ: 1 бит)

Сколько бит в $1 байте? (ответ: 1байт = 8 бит)

Сколько байт в 1 Кб? (ответ: 1 Кб = 1024 байт)

Сколько Мб в 1 Гб? (ответ: 1 Гб = 1024 Мб)

Сколько Кб в 1 Мб? (ответ: 1 Мб = 1024 Кб)

Выразите в битах 12 байт. (ответ: 12 байт = 96 бит)

Выразите в байтах 2 Кб. (ответ: 1 Кб = 204$8 байт)

Выразите в битах 5 байт. (ответ: 5 байт = 40 бит)

Ведущий: Вы положили в Банк … очков.

Из-за кого мы теряем очки в игре? Напишите имя самого слабого участника!

Во втором периоде времени будет меньше на 5 секунд

2-й раунд (Слайд 3 – вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов

Выразите в байтах 5 Кб. (ответ: 5 Кб = 5120 байт)

Сколько символов можно закодировать с помощью 1 байта? (ответ:256 символов)

Сколько байт содержится в сообщении объёмом четверть килобайт? (ответ:0,25 Кб=256 байт )

Верно ли, чт$о 1 Кб = 1000 байт (точно)? (ответ:нет)

Верно ли, что 1 Кб = 1024 байт?( ответ:да)

Верно ли, что 6 Мб = 6000 Кб?( ответ:нет)$

Ведущий: Вы положили в Банк … очко. Из-за кого мы теряем очки?

Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков

Продолжим! Но времени в З периоде еще на 5 секунд меньше!

3-й раунд (Слайд 4 – вопросы появляются по щелчку мыши) 5 вопросов

Сколько байт информации содержится в сообщении объемом половина Кб? (ответ:512 байт)

Сравните, что больше: 15 000 байт или 15 Кб? (ответ:15 Кб)

Какой объем информации содержится в сообщении «В английском языке 26 букв»? (ответ:26 байт)

Верно ли, что 3 Мб равны 3072 Кб? (ответ:да)

Верно ли, что 6 Мб равны 6144 Гб? (ответ:нет)

$

Ведущий: Вы положили в Банк очков

Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков

$Продолжим! Но времени в 4 периоде еще на 5 секунд меньше!

4-й раунд (Слайд 5 – вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов

Какой объем информации содержится в статье, которая находится на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке. (ответ:4000 байт)

Перечислите все единицы измерения информации в порядке возрастания (ответ:бит, байт, Кб, Мб, Гб, Тб,Эб)

Сообщение состоит из 20 строк по 30 символов в каждой строке. Какой объем информации оно содержит? (ответ:600 байт)

Сколько байт в следующей фразе: «Мы учимся в школе»? (ответ:17 байт)

Верно ли, что 2 Гб равны 2048 байт? (ответ:да)

Какому десятичному числу со$ответствует двоичньий код 101? (ответ: число 5)

Ведущий: Вы положили в Банк … очков

Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков

Продолжим! Но времени в 5 периоде еще на 5 секунд меньше!

5-й раунд (Слайд 6 – вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов

Какому десятичному числу соответствует двоичный код 111? (ответ:7)

Какому десятичному числу соответствует $двоичный код 100? (ответ:4)

Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1101? (ответ:13)

Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1011? (ответ:11)

$ • Какому десятичному числу соответствует двоичный код 1111? (ответ:15)

Как обозначается число 10 в 16 с.с.? (ответ:16)

Ведущий: Вы положили в Банк … очко. Из-за кого мы теряем очки?

Назовите того, кто нам мешает заработать больше очков

Продолжим! Но времени в 6 периоде е$ще на 5 секунд меньше!

6-й раунд (Слайд 7– вопросы появляются по щелчку мыши) 6 вопросов

Какой буквой обозначается в 16 с.с. число 15 (ответ:F)

Какой буквой обозначается в 16 с.с. число 13 (ответ:D)

Какой буквой обозначается в 16 с.с. число 11 (ответ:B)

Сколько цифр имеется в 8 с.с. (ответ:8)

Чему равно основание 16 с.с. (ответ:16)

Чему равно значение 2 в 4 степени (ответ:16)

$Ведущий: Вы положили в Банк … очков

Назовите того, кто нам мешает заработать больше ОЧКОВ

Продолжим! Но времени в 7 периоде еще на 5 секунд меньше!

7-й раунд (Слайд 8 – вопросы появляются по щелчку мыши) 4 вопросов

Чему равно значение 2 в 10 степени (ответ: 1024)

Выбрать непозиционную с.с. (десятичная, двоичная, римская, троичная); (ответ: римская)

Выбрать позиционные с.с. (десятичная, римская, восьмиричная) (ответ: десятичная, восьмиричная)$

В какой с.с. вес каждой цифры не зависит от ее места (позиции) в записи числа, а определяется только ее написанием? (ответ: непозиционная с.с.)

Ведущий: Вы положили в Банк … очков

Назовите того, кто нам мешает заработать больше ОЧКОВ

Продолжим!

У нас осталось 2 участника. Мы зададим им по 5 пар вопросов. Выиграет сильнейший!

$8-й раунд (Слайд 9 – вопросы появляются по щелчку мыши) 10 вопросов

Как записывается число 6 в двоичной с.с.? (ответ: 110)

Как записывается число 7 в двоичной с.с.? (ответ: 111)

Переведите число 1001 из двоичной с.с в десятичную. (ответ: 9)

Переведите число 1011 из двоичной с.с в десятичную. (ответ:11)

Выразите в битах 10 байтов. (ответ: 80 бит)

Выразите в байтах 3 Кб. (ответ: 3072 байта)

$ • Сколько байт в следующей фразе: «Игра Слабое звено»? (ответ: 17 байт)

Сколько байт в следующей фразе: «Моя родина Татарстан»? (ответ: 20 байт)

Ведущий: Итак, победителем нашей игры стал

Таким образом, мы с вами повторили тему «Системы счисления», вспомнили единицы измерения информации. Удачи вам! До свидания!

! БАНК призы для всех игроков и помощников. Работа учащихся оуенивается учителем.

$

$

Список использованной литературы:

  1. И.Г. Семакин, Л.А.Залогова и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса/ 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. $ Н.Д. Угринович Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д.Угринович. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002.

  3. И.Д.Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

$

Post Comment