Урок-практикум по Информатике «Ветвления на Паскале»

Урок-практикум по теме «Ветвления на Паскале»

Цель урока:

  1. Отработка навыков записи команды$ ветвления .

  2. Активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.

  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Задачи урока:

— образовательная:

Научить решать задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Формы работы учащихся:

  • Коллективная деятельность

  • $ Индивидуальная деятельность

  • Групповая деятельность

Педагогические технологии:

  • Групповое обучение

  • Разноуровневое обучение

  • Информационно-коммуникационные технологии

Учащиеся должны знать:

  • Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления;

  • $

    Способы представления алгоритма в виде блок-схемы;

Учащиеся должны уметь:

  • Разрабатывать и записывать на языке программирования основные типовые алгоритмы.

  • Работать в среде программирования Турбо Паскаль, ABC Паскаль;

  • Осуществлять отладку и тестирование программы;

Ход урока

  1. Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока “Команда ветвления”. Она для вас знакома. На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы с использованием команды ветвления$ и реализовывать их на языке программирования. А как вы думаете, почему нам нужно этому учиться? Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос.

Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению.

II. Актуализация знаний
Давайте вспомним и обобщим знаний по теме

Учащиеся задают друг другу вопросы по данной теме и отвечают на них:

Примерные вопросы:

  1. Какие алгоритмы называются разветвляющимися?

  2. Какой фигурой условие обозначается в блок-схеме?

  3. Какие формы ветвлений вы знаете?

  4. Запись на языке Паскаль

  5. Полная форма и неполная форма: отличие и запись на Паскале

  6. Простые и сложные условия (примеры)

  7. Условия делимости, четности чисел

Учитель: «Давайте вспомним с вами этапы решения задач»

Проверь себя тест (учащиеся сами выбирают с каким тестом будут работать)

Уровень А

Вопрос 1

$Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется…

A. разветвляющимся

B. циклическим

C. следования$

D. линейным

E. процедурным

Вопрос 2

Служебное слово IF в условном операторе переводится как…

A. ЕСЛИ

B. ТОГДА

C. ИНАЧЕ

D. ВВОД

E. УСЛОВИЕ

Вопрос 3

Служебное слово THEN в условном операторе переводится как…

A. ЕСЛИ

B. ТОГДА

$ C. ИНАЧЕ

D. ВВОД

E. УСЛОВИЕ

Вопрос 4

Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как…

A. ЕСЛИ

B. ТОГДА

C. ИНАЧЕ

D. ВВОД

E. УСЛОВИЕ

$

Вопрос 5

К какому типу отнесем переменную A:=0.4 ?

A. string

B. char

C. integer

D. boolean

E. real

Вопрос 6

Укажите правильный вариант использования условного оператора.

A. IF THEN begin end ELSE begin end;

B. IF THEN ; ELSE ;

C. THEN begin end IF ELSE begin end;

D. THEN ELSE IF ;

E. IF THEN

Вопрос 7

$Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.

A. IF THEN begin end;

B. THEN ; ELSE ;

C. IF ELSE begin end;

D. ELSE IF ;

E. THEN IF

Вопрос 8

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

begin

M:=5;

If m>5 then y:=5+m else y:=100-m;

$Writeln (y);

end.

A. 95

B. 10

C. 5

D. 90

$ E. 0

Вопрос 9

Задача. Определить, является ли число М чётным.

Какое условие можно использовать в этой задаче?

A. M mod 2=0

B. M=2

C. M/2=0

D. M div 2=0

E. M=’чётное’

Уровень В

Вопрос 1

$Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

begin

a:=3;

if a>3 then a:=5 else a:=1;

writeln (a);

end.

A. 1

B. 3

C. 5

D. ничего

E. a

Вопрос 2

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

begin

$x:=0;

if x5 then y:=10 else y:=0;

writeln (y);

end.

A. 0

B. 5

C. 10

D. ничего

E. y

Вопрос 3

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

begin

a:=12;

if a>10 then n:=a+5 else n:=a-1;

$writeln (n);

end.

$ A. 17

B. 11

C. 12

D. 16

E. 13

Вопрос 4

Какое условие следует использовать для вычисления Y по формулам:

Y = | X + 1 |, при X

Y= cos X, при X>=1;

A. if X>1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1);

B. if X

C. if X>=1 then Y:=abs(X+1) else Y:=cos(X);$

D. if X>=1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1)

E. if X=1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1);

Вопрос 5

К какому типу отнесем переменную A:=26 ?

A. string

B. char

C. integer

D. boolean

E. real

Вопрос 6

Задача. Входит ли число R в диапазон значений [-5 ; 0).

Какое составное условие нужно поставить в этой задаче?

A. (R>=-5) and (R$

B. (R0)

C. (R>-5) and (R

D. (R-5) and (R+0)

E. (A>4) or (A

Вопрос 7

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a: = 3; b: = 8; c: = 5;
if a > b then x:$ = a + b 
else begin a: = b + c; x: = a — 2 * b
end;

Вопрос 8

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a: = 10; b: = 5; c: = 6;
if (a > b) and (b > c) then x:=3 * a + 2 * b + c 
else$ x: = 5 * a — b + c;

Вопрос 9.

Какая из команд записана правильно?
A) if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x; end; else b:=x;
B) if (x=0) and (a>0) then b:=0;c:=x; else b:=x;$
C)if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x else b:=x; end;

D)if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x; end else b:=x;

Оценивание: все верно или 1 ошибка 5, 2 ошибки «4», 3-4 –оценка «3»

Уровень А

Уровень В

1.A

1.A

$2.A

2.A

3.B

3.B

4.C

4.C

5.E

5.E

$6.A

6.A

7.A

7.A

8.A

8.A

9.A

9.A

Меняются тетрадями и проверяют тест, выставляют сами себе отметки

III$. Проверка домашнего задания

Мы хотим, чтобы наши близкие когда они оказываются в море были в безопасности, чтобы их корабль на котором они плывут был надёжным. Надёжность корабля в первую очередь зависит от того, как постарался кораблестроитель при постройке этого корабля. Любому кораблестроит$елю нужно знать условие плавучести корабля. На уроке физики вы изучали условие плавучести тела.

Тело тонет, если сила тяжести больше выталкивающей силы, всплывает, если выталкивающая сила больше силы тяжести и плавает внутри жидкости, если выталкивающая сила равна силе тяжести.

Может ли корабль плавать, погружаясь полностью в воду? (Нет). Значит, рассмотрим только тот вариант, когда тело всплывает или (не дай бог) тонет. Дома вы должны были составить программу, которая ответит на вопрос «Может ли человек утонуть в пресной воде, морской и мертвом море?»

IV. Забегая вперед, решим задачу С1 из ЕГЭ (раздаточный материал на столе)

Вы сейчас ещё в 9 классе, но скоро придёт то время, когда вам нужно будет сделать выбор, что делать дальше: продолжать учиться в школе или получать в каком-либо учебном заведении профессию. У вас возможно уже сейчас есть мечты, кем бы вы хотели стать в будущем. Из всех возможных и известных вам специальностей вы выберете одну. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ветвления (выбора). И для тех, кто будет сдавать экзамен по информатике полезно будет знать, что сложные условия входят в решение задачи С1 ЕГЭ по информатике.

Итак, давайте вспомним этапы решения задач по программированию

Задача 1 устная.

Приведите пример точки (координаты), входящей в область, определяемую условием:
IF (x>= 0) and (x=0) and (y
writeln (‘Точка принадлежит области’) ELSE writeln$ (‘Точка не принадлежит области’).

Докажите, что точка принадлежит заштрихованной области.

Решение задачи выполняется устно.

Задача 2.

Теперь перейдем к рассмотрению собственно графического варианта задачи C1 $(Демоверсия ЕГЭ 2010 г). (объясняет учитель)

Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считываются координаты точки на плоскости (x, y — действительные числа) и определяется принадлежность этой точки заданной заштрихованной области (включая границы). Программист торопился и написал программу

Записываем с учащими условие, а домой написать программу

Доработанная программа:

var x,y:real;

$ begin

readln(x,y);

if (x*x+y*y>=4) and(x>=-2)

and (y=0)

then write(‘принадлежит‘)

else write(‘не принадлежит’)

end.

Y. Работа в группах (практическая работа). Учащиеся на выбор решают задачи (уровень А, В, С). Решить любые три задачи на 5 (дается 10 минут)

Разноуровневые задания

Уровень А

Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. (Напис$ать программу, начертить блок-схему).

Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. (Написать программу, начертить блок-схему).

Задача № 3$: Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное — умножить на 5.

Задача № 4: Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.

Задача № 5: Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”, а в противном случае – “К сожалению, водить автомобиль Вам рановато”.

Уровень В

Задача № 1: Составить программу вычисления значений функции для любого х по желанию пользователя:

Задача № 2: Вовочка, любитель стрелять из рогатки, 7 раз попадал в милицию. Ввести с клавиатуры целое положительное число – № попадания. Определить результат: ,6,7 – милиционеры вставляли новое стекло, 4,5 – новое стекло вставлял папа Вовочки,1,2 , 3 – стекло не разбилось.

Задача № 3: Вводятся три значения ускорения свободного падения. Программа должна проверить, есть ли среди них ускорение свободного падения.

Задача № 4: Составить программу, которая запрашивает ввод температуры тела человека и определяет, здоро$в он или болен (здоров при 36

Задача № 5: Ввести с клавиатуры два числа. Проверить, равно ли$ второе число нулю. Если да, то вывести на экран фразу: «На ноль делить нельзя!» Если нет, то найти их частное.

Уровень С

Задача №1: Человек вводит в компьютер число. Если оно находится в интервале от 28 до 30, то нужно $напечатать текст ПОПАЛ, если оно больше 30то ПЕРЕЛЁТ, если$ оно меньше 28, то НЕДОЛЁТ.

Задача № 2: Ввести с клавиатуры трёхзначное число. Определить, является ли оно палиндромом (т.е. одинаково читается справа налево и слева направо). Например, числа 121, 343 – палиндромы.

Задача № 3: Ввести с клавиатуры двузначное число. Определить, делится ли оно на сумму своих цифр.

Задача № 4: Компьютер запрашивает радиус круга и сторону квадрата. Надо определить, у какой фигуры площадь больше (ответ должен иметь вид: «У круга (квадрата) площадь больше»).

Задача № 5: Составить алгоритм$ решения линейного уравнения ax + b =$ 0. Учесть все возможные случаи в зависимости от исходных данных (одно решение, бесконечно много$ решений, нет решений).

Фамилия ученика _____________

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Дополнительно

Теория

Практика

Итог

$

«5» — знаю и понимаю, могу применить

«4» — знаю и понимаю, но применяю с поддержкой учителя, консультанта

«3» — знаю, но понимаю и применяю под руководством учителя или консультанта

«2» — затрудняюсь.

Дополнительно

Числа Близнецы. Два нечетных простых числа, разнящиеся на два, называются Близнецами (5 и 7, 11 и 13, 17 и 19…). Составить программу, которая определяет, являю$тся ли два введенных с клавиатуры числа близнецами.

Автоморфные числа. Автоморфным числом называется число, равное последним цифрам своего квадрата. Например, 52=25, 252=625. Составить программу, которая определяет, являются ли числа автоморфными

YI. Итог урока

Жизнь весьма разнообразна, и никто не м$ожет абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации.

Если идет дождь, то мы надеваем плащ.

Если на дороге ремонт, то едем в объезд.

Даже пословицы порой содержат ветвление.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Попробуйте сами привести несколько примеров?

Волков бояться – в лес не ходить”.

С ветвлением мы встречаемся и в приметах:

Много ягод рябины – к лютой зиме”.

$Ласточки низко летают – быть к дождю”.

YII. Рефлексия

Составить синквейн, любое слово из урока, на ваш взгляд, более подходит к нашему уроку.

Post Comment