Классный час в 4 классе «Поклонимся Великим тем годам»

Автор работы: Полозова Елена Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ №2

Ленинского района Московской области

$

Классный час в 4 классе «Поклонимся Великим тем годам»

$

$

Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну.

Задачи: расширить исторический кругозор, укрепить уважительное отношение к традициям народа.

$ Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня мы будем говорить об историческом прошлом нашей Родины, $о тех страницах Великой Отечественной Войны, которые не вправе забывать. Это победа наших дедов и прадедов. Мы, наше поколение должны сберечь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между ми$ром и войной.

Всего каких-то пять минут осталось?

Звучит музыка. Музыка обрывае$тся. Звуки падающих бомб. Голос Левитана, сообщающий о заявлении Советского правительства о нападении Германии. Звучит первый куплет песни «Священная война».

1 Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

$ Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

2 Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово – война.

Война-жесточ$е нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – свя$тее нету слова.
Ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года, тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим пограничным заставам, железным дорогам, городам. Стремительно пересекали границы, сотни самолетов с фашистской свастикой - знаком в виде креста с загнутыми концами. Началась война, которая длилась 1418 дней

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

$

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли-

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий. Начиная с 22 июня 1941 года, народы нашей страны в течение четырёх лет слушали страшную музыку войны (звучит запись со звуками стрельбы, разрывов снарядов и т. д.).

СЦЕНКА. Презентация$

На сцене мама с девочкой. Мама собирает чемодан, девочка стоит рядом. Затем они спешно уходят. Звук поезда. Мама и Ада сидя.

Ада: Мама, я забыла свою куклу.

Мама :Не расстраивайся, Ада. Приедем на место, соберем денег и купим тете новую куклу.

Ада: М$ама а сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.

Мама: Танк стоит дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег.

Ада: А если все девочки и мальчики отдадут свои деньги из копилок, на них можно будет купить танк?

Мама: Ну, если все- то можно.

Дети уходят со сцены.

Идет показ презентации « МАЛЮТКА» (фото танков).

На сцену выход$ит ведущий.

Ада Занегина перед войной

Ведущий: И вскоре в редакцию газеты « Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и письмо

Ученица « Я , Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитл$ер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой»

$ Ведущий: Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты , написанные неровным детским почерком. Деньги поступали ежедневно- рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с ме$чтой о желанной игрушке.
На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60.

Ведущий: Осенью 1943 войска освободили город Ады и она вернулась домой. Отец девочки погиб в бою. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы воевал на МАЛЮТКЕ. В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала-фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн, $стоит легкий Т-60 с надписью МАЛЮТКА.

Ученик. В нашем тылу тоже шла битва – рабочая битва: женщины, старики, дети, все кто не мог уйти на фронт, трудились на заводах, выпускали танки, самолеты, снаряды.

По 12 –$ 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они трудились, верили в победу и ждали с войны своих мужей, сыновей, отцов, братьев.

Трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.

Послушайте обращение к советским ребятам $Аркадия Гайдара

Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе. Учеба в школе во время войны начиналась с октября месяца. В сентябре школьники работали, убирали урожай в подсобном хозяйст$ве завода. Зимой по пояс в снегу заготавливали дрова в лесу для школы, писали письма на фронт, помогали раненым, собирали фронтовикам посылочки.

Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за нехватки помещений большинство школ работало в две, а то и в три смены. Летом школьников, кому исполнилось 16 лет, - вместо летних каникул, направляли в лагеря военных, где их военному делу: изучали оружие, рыли окопы, несли караульную службу, ползали по-пластунски.

$ Ведущий. На фронте воевали все: и мужчины, и женщины с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражес$кие войска с неба. И конечно им помогали дети. Маленькие герои большой войны.

Почти каждый мальчишка мечтал попасть на фронт, чтобы оказать свою помощь.

Рассказ танкиста

1. Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в г$ородишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

2. Машину обступают на стоянках,

$ Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

3. Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько$ всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

$

4. Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

$ Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

5. Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

$ И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить

Ведущий А сколько наград получили юные герои, за свои подвиги? До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и $коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков, которые б$есстрашно боролись с врагами Родины и совершили героические поступки в борьбе с фашистами, проявили лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.

Под показ видео «ПИОНЕРЫ ГЕРОИ» дети говорят:

Валя Котик
    Пионер, которому только$-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.   
    Марат Казей
   За связь с партизанами была$ схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась ли$шь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

    Зина Портнова
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, жел$ая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.
   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
   
$    Леня Голиков
   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
   Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно перепра$вил их самолетом в Москву.
   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
   
   Володя Дубинин

Вместе со взрослыми $в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням.$ От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. П$ервый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Презентаци$я под песню «Пионеры-герои»

Сценка «Пионеры-герои»

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощая$сь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Ос$торожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Песня «Дети и вой$на»

Ведущий. Во время войны часто устраивали небольшие концерты для солдат на фронте, раненых в госпиталях.

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки.

Импровизированный концерт: Танец для солдат « Катюша».

Ведущий. Вера в победу, сила духа помогали людям жить. Эту битву выиграли не только доблестные войны, но и$ трудившиеся в тылу, непокорённые блокадники Ленинграда, художники, музыканты, поэты - они противостояли Злу, поддерживали веру в победу, силу духа нашего народа.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

$

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Прошла война, прошли года
Но боль взывает к людям
Давайте люди никогда
Об этом не забудем!

Выступление Левитана «Вечная слава»

Показ военных фотографии.
• Начинает звучать песня $из к/ф «Офицеры» («… от героев былых времен не осталось порой имен, те, кто приняли смертный бой стали просто землей и травой…»)
• На фоне песни произносятся слова:
Но мы помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны,

Кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего,

Кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно!
• Продолжает звучать песня, под неё все участники постановки поднимают вверх и держат до окончания песни фронтовые фотографии своих родственников или известных героев войны.

Источники:

  1. Сценарий - авт$орский.

  2. Исследовательская деятельность учащихся по поиску информации о родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне и пионерах-героях

  3. Стихи «Рассказ танкиста» Твардовского, «Это было в мае н$а рассвете» Рублёва

  4. Диск с записями военных песен, обращение Аркадия Гайдара к советским ребятам, Левитана

Post Comment