Конспект урока для 11 класса «Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси»

Конспект урока для 11 класса «Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси»

$Учебный элемент (УЭ 0)

В результате работы над заданиями вы должны знать:

  1. Основные события начального периода Великой Отечественной войны.

  2. Цели и характер войны Г$ермании против СССР.

  3. Сущность и осуществление гитлеровского плана «Ост» на территории Беларуси

  4. Организации коллаборационистов и их деятельность на оккупированной территории Беларуси

В ходе работы над заданиями вы должны уметь:

  1. Анализировать , обобщать и систематизировать исторические факты.

  2. Работать с исторической картой

  3. Давать оценку историческим явлениям и деятельности людей

  4. $Формулировать и обосновывать собственную точку зрения

  5. Анализировать исторические документы и отвечать на вопросы к ним.

  6. Преобразовывать текстовый материал в схему, таблицу

  7. Составлять тест

    $

  8. Уметь работать в паре, оценивать ответ товарища

Оборудование :

Учебное пособие История Беларуси XIX - начало XXI века под редакцией доктора исторических наук профессора Е.К. Новика. Минс$к «Издательский центр БГУ» 2009

Великая Отечественная война советского народа Практикум 11 класс. Минск ,ЧУП «Издательство Юнипресс» 2005

Карта «Великая отечественная война Советского Союза»

Учебный элемент 1 Вводный контроль

Повторите и проведите взаимоконтроль темы «Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР», вы$полнив задания:

  1. Дайте определения понятиям

  • «план Барбаросса»

  • «план Ост»$

  • мировая война

2. Восстановите хронологическую последовательность событий

А. Внеочередная 5 сессия Верховного Совета БССР

Б. Народное собрание Западной Беларуси

В. Подписание договора между СССР и Германией «о границе и дружбе

Г. Нападение Германии на Польшу

Д. Подписание пакта Молотова – Риббентропа

3. Проведите взаимоконтроль в паре.

$Учебный элемент 2.

Великая Отечественная война советского народа стала частью Второй мировой войны.

Используя материал учебного пособия (стр156), закончите схему:

$Цели нападения Германии на СССР

2.Определите характер войны для СССР и Германии

3. Запишите в тетрадь дату начала Великой Отечественной войны и определение понятия мобилизация

Учебный элемент 3.

$По плану гитлеровского командования «Барбаросса» фашисты рассчитывали провести «молниеносную войну» против СССР.

1. Изучив материалы учебного пособия ( стр. 156-158) , определите период оборонительных боев на территории Беларуси

2. Докажите, что оборонительные бои на территории Беларуси способствовали срыву гитлеровского плана «Барбаросса»

Учебный элемент 4

$В мае 1941 года гитлеровским командованием был разработан план «Ост», составной частью которого был геноцид- уничтожение населения по расовым, национальным, политическим и иным мотивам.

  1. Используя текст учебного пособия ( стр158) , документы, приведенные ниже, фотографию на стр 161 оцените перспективы белорусского народа при нацистском режиме.

  2. $

Из замечаний начальника отдела колонизации 27 апреля 1942 года

«… Вопрос о белорусах. По плану предусматривается выселение 75% белорусского населения с занимаемой им территории. Значит 25 % белорусов .. подлежит онемечиванию… представляется возможным старательно отобрать белорусов нордического типа , пригодных по расовым признакам и политическим суждениям для онемечивания и отправления их в империю в целях использования в качестве рабочей силы. Белорусы, непригодные для онемечивания должны быть истреблены или переселены в районы на Урал или Западную Сибирь…:»

Из приказа начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии В.Кейтеля 16 сентября 1941 года

«….На указанных территориях человеческая жизнь ничего не стоит … и устрашающее воздействие может быть достигнуто только необычной жестокостью. В качестве искупления за жизнь одного немецкого солдата .. должна считаться смертная казнь 50-100 коммунистов. Способ приведен$ия приговора должен еще больше усилить устрашающее воздействие».

$

  1. Изучите карту Административно- территориальное деление Беларуси согласно плану «Ост» и текст учебника стр 158-159 ,преобразуйте текст в таблицу:

Административная единица по плану «Ост »

Территория Беларуси

1

Группа армии «Центр»

2

Южные районы Полесской. Пинской и Брестской областей

$

3

Восточная Пруссия

$

4

Генеральный округ «Литва»

$Центральные районы Беларуси с г. Минском

Или Вариант 2. На картосхеме обозначьте цифрами территории Беларуси по административному разделу согласно плану «Ост»

3 Что объединяет этих людей: В.Кубе и К. фон Готтберг?

Учебный элемент 5

Часть людей в годы войны шла на сотрудничество с гитлеровцами, оправдывая это целью «борьбы со сталинизмом». Таких людей называли коллаборационистами.

  1. $Расшифруйте аббревиатуры: БНС, БКС, СБМ

  2. Может ли заявленная цель служить оправданием их деятельности

  3. Дайте свою оценку деятельности коллаборационистских организаций.

Учебный элемент 6

«Русские должны умереть, чтобы мы жили» под таким лозунгом пришли фашисты на земли нашей страны.

  1. Используя материал учебного пособия стр. 160-161 , перечислите формы геноцида , уничтожения людей на оккупированной территории

  2. Составьте тест «Уничтожение фашистскими оккупантами и их пособниками населения Беларуси»,

  3. Обменяйтесь тестами в паре и выполните их

Учебный элемент 7. Рефлексия

$Сделайте свои выводы по итогам изучения темы. Запишите их в тетрадь. Обсудите в паре.

Вариант учебного элемента 7 Выходной контроль

Выполните тестовое задание

  1. Узнайте понятие по его определению:

-Временный захват терр$итории одного государства вооруженными силами другого……..

- Люди, политики, сотрудничавшие с фашистскими оккупантами в годы войны……

- уничтожение населения по расовым, национальным, политическим и иным мотивам…

- люди, насильно вывезенные с оккупированных территорий на принудительные работы в Германию…

  1. Немецкий план, предусматривавший уничтожение н$аселения Восточной Европы, колонизацию и германизацию её территории назывался : А) Багратион

Б) Барбаросса В) Ост

  1. Во время оккупации территория Беларуси была разделена на а) 5 б) 4 в) 3 части

  2. Выберите из перечня события, которые относятся к периоду оборонительных боев на территории Беларуси летом 1941 года: а) Суражские ворота б) Минский котел

в) Буйничское поле г) оборона Брестской крепости г) рельсовая война

д) Лепельский контрудар е) сожжение карателями Хатыни$

  1. Что объединяет эти названия: Майданек, Освенцим, Малый Тростенец, Треблинка?

  2. Проанализируйте логический ряд, какая фамилия в нем лишняя и почему: И.Зубачв, П Гаврилов, П. Кижеватов, А. Романов, Я. Фомин

Post Comment