Конспект урока для 6 класса "Возникновение ислама"

  1. Письменный опрос.

    $

Сегодня, мои юные историки, мы с вами отправимся в таинственный и непредсказуемый Арабский мир. Тема урока: Возникновение ислама.

План (cл. 2):

1. Аравия и ее обитатели.$

2. Путь пророка.

3. Ислам — религия мусульман.

1. $Аравия и ее обитатели. К юго-востоку от азиатских владений Византии жили племена арабов. Они относятся к числу семитских народов. К этой же группе относятся евреи, ассирийцы и финикийцы, с историей которых вы уже познакомились в прошлом году. Арабы издавна населяли огромный Аравийский полуостров (сл.3). Давайте посмотрим на карту, как вы думаете, какие тут природные условия? Пустыни и сухие степи. Какое занятие должно быть пр$еобладающим? Кочевое скотоводство.

Кочевники-бедуины передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Верблюд – главное животное жителей пустыни (сл. 4). Он был источником еды, одежды и средством передвижения. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.

Занимались жители Аравии и торговлей. Ведь через земли арабов проходили торговые пути, в частности путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим торговым центром была Мекка (сл. 5).

$Теперь поговорим об общественном строе арабов. Читаем учебник с. 76, абзац 2. Выделите общие черты с устройством общества у германцев, норманнов, венгров и славян. Племенная вражда очень ослабляла арабов, сказывалась на торговле. Как и у уже вышеупомянутых народов, у арабов созрела необходимость объединения и создания государства.

$В большинстве своем арабы были язычниками, у них было развито многобожие. Они поклонялись солнцу, луне и звездам, верили в добрых и злых духов. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе – куб), которая находилась в Мекке (сл. 6). В углу этого большого кубического здания находился «черный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы различных божеств. Так выглядит Кааба в наши дни (сл.7). Разные племена почитали разных богов. Религия скорее разъединяла, чем объединяла. Поэтому язычество с его многобожием все менее удовлетворяло арабов.

В первые века нашей эры в Аравии распространились монотеистические религи$и (единобожие). Какие из них вы уже знаете? Иудаизм и христианство. Но путь арабов к единому Богу лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

2. Путь пророка.$ Давайте выполним задание на полях учебника на с. 77 и составим план пункта 2 «Путь пророка». (сл. 8). В каком городе родился Мухаммад? Мекка – это торговый центр, в Мекке бывало много иностранцев, в том числе христиан и иудеев, учения которых повлияли на Мухаммада. Ислам возник и первоначально развивался в торговых городах Аравии, вдоль путей международной торговли, и лишь потом был воспринят кочевниками. Как взаимосвязаны Аллах $и Мухаммад в исламе? Почему Мухаммад в своих проповедях ссылался на Моисея и Христа? Почему проповеди пророка Мухаммада воспринимались по-разному? Как вы объясните быстрое распространение идей нового пророка? Что такое «хиджра»? Что такое «мечеть»?

3. Ислам — религия мусульман. Новая религия получила название $ислам - «предание себя Богу» (сл. 9). Исповедовавший эту религию получил название мусульманин (в арабском языке слова ислам и мусульманин – однокоренные).

Священная книга ислама получила название Коран (чтение) (сл. 10)$. Это запись откровений, полученных Мухаммадом от Аллаха. Коран провозглашает строгий монотеизм, выражающийся в формуле: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».

Кроме Корана, мусульмане почитают Су$нну – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.

Коран описывает историю сотворения мира, в ней можно найти немало общего с Библией. Ислам во многом близок к иудаизму и христианству, и главные различия заключаются не в том, во$ что верят те и другие, а в том, как они поклоняются Богу и как вера влияет на их жизнь.

Ислам установил 5 главных обязанностей верующего (сл. 11):

  1. Вера во всемогущего и единого Аллаха и в пророка Мухаммада.

  2. $Молиться 5 раз в сутки. Молиться можно где угодно, но на пятничную молитву мусульмане должны собраться в мечети. О наступлении времени очередной молитвы верующих оповещают с минарета. На позапрошлом уроке мы уже сталкивались с этим понятием. Кто помнит? Это башня для призыва мусульман на молитву.

  3. Соблюдать посты. Воздержание от пищи, питья и развлечений. Самый важ$ный пост приходится на месяц рамадан, когда всем, кроме больных и маленьких детей, запрещено есть и пить с рассвета до захода солнца. Не только в пост, но и в любое время мусульманину нельзя пить вино, есть свинину (в иудаизме тоже нельзя, свинья – скверное животное), играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством (предоставление денег в долг под проценты).

  4. Совершить хадж$. Хадж – паломничество в Мекку.

  5. Платить налог.

Част$о к обязанностям мусульманина причисляется и джихад – активная деятельность ради торжества ислама (сл. 12). Чаще всего (и именно таким был первоначальный смысл слова) под джихадом понимают вооруженную борьбу с неверными, освященную целью торжества ислама. Нормы ислама соблюдались во всех сферах жизни мусульман. На основе Корана юристы разработали правила поведения мусульман – $шариат (то есть «правильный путь») (сл. 13). Таким образом, ислам был не только верой, но и образом жизни мусульман. Ислам стал мировой религией и был основополагающим фактором в деле объединения арабов.

Post Comment