Конспект урока на тему "Первые в невесомости"

Тема: Первые в невесомости.

Цели урока:

  1. Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.

  2. Развивать любознательность, эвристическое мышление, устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.

  3. $Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.

Ход урока.
1.Организационный момент$
Открываем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Поприветствуем гостей,
$С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи 
И успеха всем в придачу!

$

2. Проверка дом. задания.

С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? (Великая война и Великая победа)

Два человек работают с карточками. (Прил. 1)

А остальные ребята готовили сообщение о подвигах пионеров – героев во время ВОВ. Мы их сейчас послушаем.

Фронтальный опрос

Вопросы

Когда началась Вторая мир$овая война? (1 сентября 1939 года)

Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)

Сколько городов получили название “город-герой”? (7)

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)

Когда разгорелось сражение под Курском? (летом 1943 года)

$Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 г.)

Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)

Кто им руководил? (Г. К. Жуков)

$ Какой день стал Днём Победы? (9 мая)

Молодцы! Вы хорошо подготовились дома.

3. Изучение нового материала. Слово учителя.

А теперь ребята, отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. А отгадку соберите из геометрических фигур, которые находятся на ваших партах в конвертах, наклейте их на лист бумаги. (Работа в парах).

Загадка.

Крыльев нет у этой птицы, 
Но нел$ьзя не подивиться: 
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.

Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему? Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.

В умах ученых много лет

Жила мечта заветная –

$Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

Космос… А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»).Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.

- Как вы думаете, почему?

- Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?

Сила пр$итяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные.

4.Проведение опыта.(один ученик проводит, остальные смотрят).

Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его.

- Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).

- Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

5.Физминутка

$

6.Просмотр презентации.

Слайд 1

Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего.

Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году.

Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84кг, удаление от Зе$мли – до 900км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.(Слайд №2)

Но одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив – здоров и мог вернуться на Землю.

И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассаж$иры.

- Знаете ли вы, кто?

( собаки Белка и Стрелка).(Слайд 3)

- Скажите, какой праздник, связанный с космосом был недавно? (День космонавтики).

-Когда его отмечают?

- А почему Днем космонавтики выбран именно этот день?

- 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал Ю.А.Гагарин.

Мой помощник расскажет нам об этом удивительном человеке.(Включается видеоряд без звука).(Слайд 4)

Второй ученик(Бойко В) ,рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина.

$Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.

12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.

Рассказ учителя.

$Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины – Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал:

Как вы думаете, какие черты характера, качества личности помогали Ю.Гагарину добиваться поставленных целей?

  • патриотизм

  • вера в успех

    $

  • оптимизм

  • любознательность

  • смелость

  • решительность

  • аккуратность

  • трудолюбие

  • выдержка

  • скромность

  • внимательность к людям

Таким был Ю.А.Гагарин. таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца.

Полеты в $космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук – астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей.

Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.

- Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?

7.Закрепление материала.

А теперь я хочу предложить вам кроссворд. Если вы внимательно слушали, то быстро и правильно справитесь с этим заданием.

Кроссворд по теме «Космос»

$

1

Р

А

2

3К

Е

4

5

Т

А

6

По горизонтали:

1. Фамилия первого советского космонавта.

2. Собака, первая побывавшая в космосе.

$3. Конструктор космического корабля.

4. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос.

$5. Название первого космического корабля.

6. Первая женщина-космонавт.

8.Рефлексия.

Что нового узнали? Понравился ли урок? Нарисуйте рядом с ракетой лицо космонавтов, если урок понравился, то лицо улыбающееся, грустное и равнодушное. Какие этапы урока были самыми интересными?

9. Дом. задание.

  • С. 147 – 149 в учебнике прочитать, ответить на вопросы “Проверь себя”.

  • С. 150 выполнить задания.

  • $С. 63 в рабочей тетради зад. № 3.

  • Подготовиться к обобщающему уроку по разделу “Страницы истории Отечества”.

Всем спасибо за работу!

$

$

Приложение 1

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА$

А1. Какая страна начала Вторую мировую войну?

  1. СССР

  2. Германия

  3. Франция

А2. Когда началась Великая Отечественная война?

  1. в 1812 году

  2. в 1939 году

  3. в 1941 году

А3. Сколько городов получили звание – город-герой?

  1. $

    7 городов

  2. 10 городов

  3. 12 городов

А4. Какой город не имеет звания – город-герой?

  1. Смоленск

  2. Владивосток

  3. Тула

А5. Как в наши дни называется город, который во время войны назывался Сталинградом?

  1. $Самара

  2. Волгоград

  3. Саратов

А6. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

  1. 365 дней

  2. 500 дней

  3. $900 дней

А7. Где началась грандиозная битва осенью 1941 года?

  1. под Москвой

  2. под Сталинградом

  3. под Курском

А8. Победа в какой битве стала началом крупного наступления советской армии?

  1. $под Москвой

  2. под Сталинградом

  3. под Курском

А9. Какой город являлся столицей Германии в период Великой Отечественной войны?

  1. Берлин

    $

  2. Бонн

  3. Мюнхен

А10. Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской Германией?

  1. 22 июня

  2. 1 мая

  3. 9 мая

В1. Когда была полностью освобождена территория Советского Союза от немецко-фашистских захватчиков?

В2. Когда начался штурм Берлина, и кто им руководил?

Приложение 2

Кроссворд по теме$ «Космос»

1

Р

А

2

3К

Е

4

5

Т

А

6

По горизонтали:

1. Фамилия первого советского космонавта.

$2. Собака, первая побывавшая в космосе.

3. Конструктор космического корабля.

4. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос.

5. Название первого космического корабля.

$6. Первая женщина-космонавт.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Кроссворд по теме «Космос»

1

Р

А

2

3К

Е

4

5

Т

А

6

По горизонтали:

1. Фамилия первого советского космонавта.

2. Собака, первая побыв$авшая в космосе.

3. Конструктор космического корабля.

4. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос.

5. Название первого космического корабля.

6. Первая женщина-космонавт.

Post Comment