Конспект урока по истории "Начало Великих географических открытий" 7 класс

$

Муниципальное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

сельского поселения «Село Хурба»

Комсомольского муниципального района

$Хабаровского края

КОНСПЕКТ / КАРТА УРОКА

ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

В 7 КЛАССЕ

«Начало Великих географических открытий»

подготовил

учитель истории

Гуменюк Валентин Куприянович

Хабаровский край, Комсомольский район, п. Хурба

«Авторская разработка»

$7 класс

Раздел 1

Раннее Новое время

Глава 1. Великие географические открытия

Урок по теме$: «Начало Великих географических открытий»

Учебник: Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец хvxv111 век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ О.В. Дмитриева М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 г.

Тип учебного занятия – вводный урок

Образовательные ресурсы (ш$кольные и внешкольные): учебник: Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ О.. Дмитриева. М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013 г., параграф номер 1, стр. 8-20. $ Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.». Таблицы: №1 (приём «З-Х-У»), №2Великие географические открытия и великие м$ореплаватели – первооткрыватели», №3 («Колесо времени»).

Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Р. Сабатини. Христофор Колумб: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 336—340, 496—501$

Ресурсы интернет сети:

http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk ,

http://www.youtube.com/watch?v=Qua5KuSCnkE ,

http://www.youtube.com/watch?v=dKSqenAPxfc /Эпоха Великих географических открытий 15 17 вв/;

http://www.youtube.com/watch?v=hRf-O1RiRwc /Великие географические открытия, 1. Магеллан. Первое кругосветное путешествие/;

http://www.youtube.com/watch?v=mNcrrxHZqzw /Джеймс Кук/;

$http://www.youtube.com/watch?v=-yhu3JI3qkc&list=PLEGp7_nfLWcZ7OOJ2EWksqeFdLZSqY5HX

/Загадочная миссия Васко да Гамы (фильм)/.

Предметные результаты:

  • Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; $

  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

  • Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

План урока:

$1. Новые изобретения и усовершенствования.

$2. Причины Великих географических открытий.

3. Великие географические открытия и великие мореплаватели-первооткрыватели.

4. Значение Великих географических открытий.

Понятия и термины: колония, метрополия, конкиста, новый свет, старый свет.

Базовое содержание урока

$

$

$

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

$

Ценностный компонент урока

Универсальные учебные

действия

$

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

4

5

  1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся

Мотивацией для деятельности учеников может быть работа с картой Великие географические открытия.

Учитель просит учащихся вспомнить что такое «новый Свет», «Старый свет», показать эти части света на карте.

$

Учащиеся называют части света (Старый, Новый свет), показывают на карте.

2.Вспоминают почему Европа, Азия, Африка - Старый свет, а Америка, Австралия, Европа – Новый Свет.

Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй.

Учащиеся осознают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных имп$ерий

Умение структурировать знания.

Формулирование ответов на поставленные вопросы.

Формулирование задач урока

С чем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке?

$Называют основные понятия урока, опираясь на информацию в учебнике (разделы параграфа №1)

Формулируют задачи урока:

выяснить причины Великих географических открытий;

- Определить с именами каких путешественников связана эпоха ВГО;

- Выявить значение Великих географических открытий (ВГО).

Формулирует цель урока, высказывают свои предположения по формулировке задач урока

Способность ставить цели, задачи.

Осознанное речевое $Высказывание в устной форме, формулирование ответов на вопросы учителя

Создание мотивационной установки

Учащимся предлагается заполнить таблицу в тетради (приём «З-Х-У» т.е. вызов- осмысление- реакция)

В начале урока учащимся предлагается запомнить в таблице №1 рубрику - «ЗНАЮ».

Учитель акцентирует внимание на том, что бы они хотели узнать по этой теме, предлагает заполнить графу «Хочу узнать».$

Учитель предлагает учащимся класса зачитать полученные ответы рубрик.

Учащиеся заполняют список того, что они знают по этой теме «ЗНАЮ»

Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»

$Учащиеся зачитывают ответы рубрик «ЗНАЮ»,

«Хочу узнать.

Анализируют свои знания по данной теме

Формулирование ответов на вопросы учителя

Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы

  1. Процессуально - содержательный этап урока

$Учащимся предлагается в ходе дискуссии ответить на вопросы

(представлены в презентации, озвучены учителем)

Что такое «Новое время»?

Учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Колесо времени на доске», Называют понятие «Новое время, период исчисления Нового времени.

Учащиеся работают с таблицей «Колесо времени на доске»

Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей

$

Когда и в связи, с какими явлениями появился термин «Новое время»?

Устный ответ учащихся

Работают с таблицей

«Колесо времени».

Поиск информации, умеют определять понятия, вступать в речевое общение, работать с таблицей, осознанное речевое высказывание в устной форме о том когда появилось понятие «Новое время»

Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени?

$

Отмечают в таблице «Колесо времени» временные рамки Нового времени (это время с конца XV до середины XVII века)

Умение конкретизировать события

Какова продолжительность этого периода всеобщей истории по сравнению с Древностью и Средневековьем?

$Учащиеся заполняют

«Колесо времени», показывают период Древнее время, Средневековье, Новейшее время, Современный мир.

Отмечают в таблице «Колесо времени», другие исторические периоды развития человеческой цивилизации.

Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений,

Просмотрите помещенные в учебнике иллюстрации и документы, определите, какие источники помогают учёным исследовать Новое время?

Приводят примеры различных источни$ков информации помещенных в учебнике (карты, портреты исторических деятелей, путешественников, исторические тексты, рисунки)

Учащиеся исследуют иллюстративно-наглядный аппарат учебника

Демонстрация портретов путешественников

(из комплекта)

$Учитель предлагает учащимся определить представленные портреты путешественников

Учащиеся

зачитывают имена представленных

путешественников Б.Диаш, Х.Колумб,

Васко да Гама,

Ф. Магеллан.

$Формулирование ответов на вопросы учителя.

Учащиеся анализируют представленные

имена представленных

путешественников

Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы

Какое отношение имеют портреты дан$ных путешественников к изучаемой теме урока?

Учащиеся «приходят» к логическому заключению, в том, что именами этих путешественников связана эпоха ВГО

Логическое сопоставление имеющихся знаний (на основе полученной ранее информации на уроках географии в 5-6 классах)

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу

Предпосылки «Великих географических открытий»

Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент «Великие географические открытия» $http://www.youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk

1.Технические предпосылки, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания?

2. Причины Великих географических открытий?

Учащиеся просматривают видеофильм, анализируют представленную информацию в видеофрагменте.

Называют технические предпосылки благодаря которым стали возможны дальн$ие плавания

(К ним относятся появление: - кормового руля, сменившего рулевые весла.

- каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом,$ дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.

- навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы,

- навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов.

2. В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Сред$иземное море перекрыла сильная Османская империя.

Денег в Европе не хватало$: драгоценных металлов добывалось мало.. Стремление получить золото..

Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.

В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли.

Самостоятельное выделение и формулирование ответов , осуществление анализа представленной информации

$Великие географические открытия и великие мореплаватели - первооткрыватели

Учащимся предлагается разделиться на группы, каждая из которых изучает текст учебника стр. 12-19, заполняют таблицу, результаты открытий одного из путешественников-мореплавателей эпохи Великих географических открытий.

От каждой группы выступает спикер, задача которого представить вклад своего путешественника в развитии географических знаний, остальные учащиеся класса параллельно по ходу выступления спикера каждой группы заполняют таблицу «Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели»

Учащиеся работают

$в группах.

Смотреть приложение таблица №1

«Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели»

Выступление спикеров – групп учащихся, проводят необходимые действия по заполнению таблицы №2

Осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

$Формулирование ответов.

Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

  1. Этап закрепления и первичной проверки

Работа на контурной карте в интерактивном режиме

Показать на интегративной контурной карте маршруты путешественников эпохи ВГО:

(Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспучи, Ф. Магеллан)

Учащиеся заполняют интерактивную контурную карту на интерактивной доске (демонстративный вариант), час$тично работу можно продолжить дома на обычной контурной карте.

Учащиеся осваивают разные виды работ с интерактивной доской,

осуществляют самоконтроль, сопоставляют результаты с картой Великие географические открытия

Учатся оформлять интерактивную карту

  1. Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная

Приём «З-Х-У» т.е. вызов - осмысл$ение- реакция (автор профессор Донна Огл)

Учащимся предлагается заполнить 3-ю графу «УЗНАЛ» таблицы №1 (см. приложение)

Заполнение графы №3«УЗНАЛ» таблицы.

Возможно представить (зачитать нескольким учащимся результаты своей работы в таблице №1)

Осуществление поиска существенной информации по воспроизведению в памяти

Рефлексия эмоционального состояния

Приём «Ключевое слово» На листе бумаги запишите одно слово, с которым вы ассоциируете свою деятельность на уроке или взаимодействие в группе

Время выполнения 1 –минута.

Учитель собирает листочки зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся.

Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке

  1. Этап объяснения домашнего задания

$Обязательное задание

Прочитать параграф номер 19 (страницы 8-20);

Задание №2, страница 20 в тетради.

$Закончить оформление контурной карты «Великие географические открытия»

Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю

Дополнительное задание (по выбору или желанию)

Подготовить аргументированный ответ на вопрос: «Какие черты личности Ф. Магеллана проявились во время кругосветного плавания»?

Составить тест по теме:

$«Великие географические открытия»

Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Подготавливают тест по теме: «Великие географические открытия»

Приложение

Таблица №1

«ЗНАЮ»

$

«Хочу узнать»

«Узнал»

Таблица №2

«Великие географические открытия и великие мореплаватели – первооткрыватели»

$Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец Христофор Колумб

Открыл Америку

$

1497-1499 гг.

Португалец Васко да Гама

Открыл морской путь к Индии

1507 г.

$Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.

Португалец

Фернан Магеллан

Совершает первое в мире кругосветное плаванье,

Таблица №3

«Колесо $времени»

Периоды истории

Post Comment