Конспект урока «Великое переселение народов и образование германских королевств» 6 класс

Тема: § 1. Великое переселение народов и образование германских королевств. Дата: _______

Цель урока:

  1. Познакомить с жизнью древних германцев в IVVI$ веках и подвести к пониманию причин появления у них неравенства и возникновения первых германских государств.

  2. Усвоить понятие «великое переселение народов».

  3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

Оборудование$:

карта «Великое переселение народов». «Римская империя в IVVI веках. Падение Западной Римской империи», иллюстрации, атласы.

Ход урока.

Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам по истории древнего мира в 5 к$лассе.

Работа с классом.

а) Название каких наук, дающих информацию о жизни людей, зашифрованы ниже: А******я (археология), Э******я (этнография), Н*********а (нумизматика).

б) Работа по карте «Римская империя в IVVI веках. Падение Западной Римской империи».

— В 395 году Римская империя была разделена на два государства – Восточную и Западную. Какие территории вошли в состав Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия).

$ — Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье, Египет)

— Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов, франков, вандалов, бургундов).

— В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины.

Причины: 1. Упадок хозяйства, большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой борьбы. Выступление рабов и крестьян. 3. Ослабление римского войска. 4. Вторжение «варваров».

$

Изучение новой темы.

План.

  1. Мир варваров приходит в движение. Великое переселение народов.

  2. Германские королевства.

  3. Франки и их король Хлодвиг.

  4. $

    Выбор веры.

Беседа с учащимися.

В курсе истории Древнего мира мы с вами выяснили причины образования государств в Древнем Египте, Междуречье, Греции, Риме.

$- Вспомните, что называется государством? Дайте определение этому понятию. (Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, судебная и исполнительская власть, законы, сбор налогов, армия)

— Почему появляется государство? (Изменяется орудия труда, происходит распад родовых общин, поя неравенство, классы и государство.)

$

Подобное явление происходило и с германскими племенами.

Рассказ учителя.

для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились оруди$я труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и вои$ны их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий: Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых папа Западная Римская империя. Главной прич$иной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу V века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

Работа по карте (стр. 20 в учебнике).

Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в VVI веков. (Стрелочкой.)

Где расселились германцы к началу VI века? (Вандалы — в Северной Африке, вестготы — в Испании, остготы — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии.)

Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

$Работа учащихся с учебником. Прочитать пункты 3.4,5 стр. 18-24

Выяснить, какие причины способствовали образованию германских государств?

Какие личные качества одного из вождей франков Хлодвига позволила ему быть выше всех и образовать государство франков? Какие причины принятия христианства франками.

Беседа с учащимися$.

— Как называлось государство у франков (королевство)

— Как стал называться Хлодвиг. (Хлодвиг стал королем франков)

— Как король управлял королевством? (Единолично)

Закрепление изученного материала на уроке. Заполнить таблицу, используя текст в учебнике.

$

Изменения в управлении франков к началу VI века.

Вопросы для сравнения

$

Племенное управление

$Государство в начале VI века.

Кому принадлежала высшая власть?

Каков был состав войска?

Кто пров$одил суд?

На основе чего выносились решения на суде?

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание:

  1. Прочитать §1.

  2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Каковы причины появления государства у франокв?

  3. Прочитайте рассказ в конце параграфа о суассонской чаше. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствует случай с чашей?$

Post Comment