Петровская эпоха в русской истории (8 класс)

Модель

открытого урока по ист$ории

в 8-м классе.

«Петровская эпоха в русской истории».

Учитель – Оськи$на Алёна Анатольевна.

2005 год.

Тема урока: $Петровская эпоха в русской истории.

Цель урока: Обобщить знания, полученные при изучении темы «Образование Российской империи»; выявить изменения, произошедшие во внешней и внутренней политике России, её государственном устройстве, торговле и культуре. Повторить основные понятия и термины, показа$ть умение работы с картой.

Оборудование:

  1. Карта «Россия с конца 17 века по 60-е годы 18 века».

  2. Портрет Петра 1 с высказыванием А. С. Пушкина:

«Самодержавною рукою

$Он смело сеял просвещенье.

Не презирал страны родной;

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей рукой$

На троне вечный был работник».

На плакате указаны годы жизни Петра 1.

$3. Плакат «Основные события петровской эпохи».

1697 – 1698 годы – «Великое посольство».

1700 год – начало северной войны.

1702 год – создание регулярной армии.

1703 год – начало строительства Санкт-Петербурга.

1709 год – Полтавская битв$а.

1711 год – создан Сенат.

1719 год – первая перепись населения.

1721 год – Ништадтский мир.

1722 год – опубликована «Табель о рангах».

$1725 год – открыта Академия наук.

4. Таблички «политологи», «экономисты», «культурологи».

Ход урока.

$Класс поделён на три творческие группы: политологи, экономисты, культурологи, которые помогают учителю освещать основные события петровской эпохи.

$Учитель: «3- мая 1672 года Москва пробудилась до восхода солнца. Царь Алексей послал по городу радостную весть о рождении сына. Ребёнок родился крепкий, здоровый, чрезвычайно большой и сильный. Младенца крестили 29 июня в Чу$довом монастыре и нарекли Петром, первым Петром в династии Романовых. Родители любили и нежили сына, но царь Алексей вскорости умер, трон перешёл к царевичу Фёдору, который был свергнут и убит через несколько месяцев.

Ученик: После смерти своего старшего брата Фёдора в 1682 году был провозглашен десятилетний Пётр Алексеевич. Одарённый и любознательный мальчик$ увлекался военными играми, проявлял большой интерес к наукам и ремёслам. Фактически делами в стране заправляла старшая сестра Петра царевна Софья – умная и властолюбивая женщина, мечтавшая о престоле.

Пётр с упоением предавался военным занятиям, подбирал в свои «потешные» полки сотни сверстников, как из дворян, так и из простых людей. Эти «потешные» полки, сформированные в подмосковных сёлах Преображенском и Семёновском, со временем превратились в грозную силу и в$ерную опору царя.

Политолог: В 70-е-80-е годы 17 века Россия не имела выходов ни к Чёрному, ни к Балтийскому морям. Это существенно влияло на то, что Россия отставала по экономическим показателям от всех европейских стран.

Выход в Балтику контролировала Швеция, в Чёрное море – Турция. Для того, чтобы вступить в противоборство с этими странами России нужен быт флот и хорошо вооружённая регулярная армия.

$ Чтобы найти союзников, заграницу было отправлено так называемое «великое посольство», в котором под именем урядника Петра Михайлова находился Пётр 1 . Посольство проехало пол-Европы, но особый интерес царя проявился к судостроению, которым славилась Голландия и Англия. Он$ посещал заводы, верфи, научные учреждения.

Тем временем в отсутствие царя вспыхнуло восстание стрельцов (при поддержке царевны Софьи). Пётр спешно вернулся в Москву и лично участвовал в пытках и казнях стрельцов.

Политолог: В 1699 году Пётр 1 решает вступить в борьбу со Швецией за выход в Балтийское море, имея в союзниках$ Польшу и Данию

Ученик: Швеция к началу 18 века была в зените своего военного могущества. Балтийское море не без оснований называли «шведским озером». Самые сильные государства не могли поделить между собою испанскую корону и не имели возможности вмешаться в дела на севере Европы. Это было на руку России и тогда-то и решено было начать Северную войну, которая продлилась 21 год. На прошедшие к Нарве русские войска имели плохое вооружение и испытывали недостаток продовольствия.

Карл 12 с 18-тысячным войском стремительно атаковал русские полки, позиции были прорваны, а сражение проиграно. Только Преображенский и Семёновский полки выдержали натиск и не отступили ни на шаг. Престиж России сильно пострадал, а Карл 12 совершил роковую ошибку: он не стал преследовать о$тступающую русскую армию, а обратил своё оруж$ие против Августа Второго – союзника России.

Ученик: Пока Карл 12-й воевал в Европе Пётр все усилия направил на создание регулярной армии. Под ружьё были поставлены тысячи людей. Несмотря на протесты духовенства, часть церковных колоколов была переплавлена на пушки, ружья и ядра. Спешно строились мануфактуры, способные обеспечить армию вооружением, боеприпасами и одеждой. Большое значение уделялось обучению войск. Военная мощь России неизмеримо возросла.

Политолог: В это же самое время оба союзника России были нейтрализованы: датский король Фр$едерик 4-й капитулировал, а король польский и саксонский правитель Август 2-й был разгромлен. России осталась один на один с могущественным и грозным противником.

Ученик: Карл 12-й вынудил Августа 2-го подписать мировое соглашение со Швецией. В 1706 году Карл выступил со своей армией по направлению к русской границе, но уже на территории Белоруссии шведские захватчики встретили упорное сопротивление крестьян и горожан. Из Прибалтики на соединение с Карлом двигался 16-ти тысячный корпус Левенгаупта с боеприпасами и продовольствием. У деревни Лесная Пётр Первый перехватил этот обоз, который достался русской армии.$

Весной 1709-го года шведская армия подступила к Полтаве. В распоряжении Карла 12 находилось 30-тысячное войско, русская армия располагала 42-мя тысячами. Именно под Полтавой решено было дать генеральное сражение.

$ Учитель: Двухдневное Полтавское сражение принесло победу русской армии. Какие последствия имела эта победа?

Ученик: Под Полтавой русская армия показала прекрасную боевую подготовку и героизм. Применение полевых земляных укреплений и быстро перемещающихся конных отрядов было новым словом в военной науке той эпохи. Гром этого великого события ото$звался во многих странах. Международный авторитет России резко вырос. Прибалтика была освобождена, но Северная война приобрела затяжной характер, и русской дипломатии приходилось вести осторожную политику.

Политолог: Для достижения окончательной победы в Северной войне необходимо было добиться превосходства над Швецией и на море. Недаром Пётр Первый говорил, что государство, имеющее только сухопутную армию «одну руку имеет».$

В 1714 году произошло первое крупное сражение у мыса Гангут, которое открыло русскому флоту просторы Балтики. Под угрозой оказались берега самой Швеции. Эта блестящая победа была заслугой не только Петра Первого, но и выдающегося русского флотоводца, генерал-адмирала русского флота Фёдора Матвеевича Апраксина.

Учитель: И всё-таки победа у мыса Гангут ещё не я$влялась последним штрихом в Северной войне.

Ученик: В 1720 году у острова Гренгам отряд кораблей под командованием генерала Голицына нанё$с тяжёлое поражение шведскому флоту.

30 августа 1721 года в финском городе Ништадте был подписан мирный договор, который предусматривал свободное передвижение русских кораблей по Балтийскому морю, включал статьи о развитии русско-шведской торговле и присоединение Прибалтийских территорий к России.

$ Пётр Первый был провозглашён императором,

Россия стала империей.

Учитель: Северная война, длившаяся двадцать один год, завершилась. Одна из главных внешнеполитических задач России была решена. Но большие сдвиги происходили в экономике.

Экономист: Самым примечательным явлением в экономике стал значительный рост крупной промышленности. За первую четверть 18 века было постро$ено 200 новых мануфактур. Центрами развития долинных мануфактур стал Урал. Россия начала продавать железо заграницу. В Сибири был открыт первый сереброплавильный завод. Наибольшее число текстильных мануфактур возникло в Москве. Мануфактуры выпускали всё более разнообразные товары: изделия из стекла и фарфора, краски, шёлковые ленты, чулки, карты.

Заметно шагнула вперёд торговля, особенно внешняя. К Петербургу из разных концов страны купцы свозили различные товары: лён, хлопок, кожи, меха, а потом переправляли их в другие страны. $

Учитель: Пётр Первый стремился добиться превышения экспорта над импортом. Как называется такая политика? (Меркантилизм).

Для обеспечения поступления товаров в крупные города необходимы были качественные пути сообщения.

Ученик: $Водные пути были самыми удобными и дешёвыми. Чтобы сделать доступным вывоз товаров из глубинных районов России, был создан Великий Волжский путь, связавший Балтийское море с Каспийским и Чёрным. На строительство каналов со всей России собирали десятки тысяч работников.

Учитель: Одной из важнейших страниц в государственных реформах петровской эпохи является

«Табель о ранг$ах», которая определяла систему чинов и порядок продвижения по службе.

$Ученик: Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Таким образом принцип родовитости и знатности происхождения был заменён принципом личной выслуги. Даже выходец из простого народа получил возможность дослужиться до чиновника высшего ранга.

Политолог: При Петре Первом царская власть стала неограниченной, в России оформился абсолютизм.

$Учитель: Большие перемены произошли в области культуры, науки и просвещения. С особой остротой встала задача подготовки специалистов самого различного профиля: архитекторов, кораблестроителей, инженеров, картографов.

Культуролог: Пётр сам подавал пример овладения знаниями. Для учёбы, россиян стали посылать заграницу, по возвращению их ждал суровый экзамен, который принимал сам царь. Приглаш$ались в Россию и иноземные специалисты и учёные. Особое внимание Пётр Первый уделял навигацким школам: гардемарины, должны были стать будущим русского флота.

Быстрыми темпами стало развиваться книгоиздательское дело: расширился выпуск книг, учебников словарей (в том числе и переводных). В 1702 году стала выходить первая русская газета «Ведомости», в 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук.

Культуролог: Новое 18-е столетие Россия встретила необычно. Пётр Первый ввёл новое летоисчисление, в 1700 году Новый год стал отмечаться не 1 сентября, а 1 января. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками.$

Пётр Первый рьяно взялся за введение в России европейских обычаев. Он собственноручно стриг $бороды у бояр и обрезал длинные кафтаны. Царь заботился о том, чтобы дворяне усваивали хорошие манеры, умели фехтовать, ездить верхом, изъясняться на иностранных языках. Большим успехом пользовалась книга «Юности честное зерцало», где речь шла о правилах поведения в обществе.

Учитель: Мы с вами познакомились с основными событиями, произошедшими во время царствования Петра Первого. $А теперь, дайте определения терминам, встретившимся нам в процессе изучения темы.

Термины: мануфактура, абсолютная монархия, Синод, тайная канцелярия, импорт, экспорт, коалиция.

Ученик:$ Новый, 1725 год, Пётр встретил полубольным: состояние здоровья ухудшалось с каждым днём, он стал сумрачным, замкнутым. «Каменная болезнь» разрушала его организм и 16 января царь слёг. Стонам Петра Великого отвечали вопли народа, днём и ночью, не отходившие от дворца. 27 января царь подписал манифест, освободивший всех заключённых, кроме убийц, исповедался и причастился.

28 января 1725 года в начале четвёртого пополуночи император скончался.

Вывод:

Учитель: Закончился земной путь царя–реформатора, но остались$ результаты его реформ:

  1. $Великая страна признана великой державой. Россия создала регулярную армию и морской флот.

  2. развернулась внешняя и внутренняя торговля.

  3. Усовершенствован государственный аппарат, что привело к усилению центральной власти.

  4. В России оформился абсолютизм, и усилилось крепостное право.

  5. Проведена реформа православной церкви.

Движущей силой реформ Петра Первого стал народ, на плечи которого легли налоги и тяжёлые повинности.

Со смертью царя-реформатора в России началась эпоха дворцовых переворотов, но это уже совсем другая $история.

Post Comment