ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по истории "Художественная культура России первой половины XIX в." 8 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

ФИО: Слядзевская Ирина Сергеевна

$Должность: учитель истории

Предмет: история

Класс: 8

Базовый учебник: Дани$лов А.А. История России, XIX век. 8 класс – М.: Просвещение, 2005.

Тема: «Художественная культура России первой половины XIX в.»

(живопись, архитектура)

Цель урока: сформировать целостное представление учащихся о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, о выдающихся деятелях русской культуры этого периода, об их произведениях, о наиболее значимых исторических памятниках.

$ Задачи:

- обучающие: обратить внимание учащихся на преемственность культуры, раскрыть исторические условия для ее развития; познакомить учащихся с основными наиболее выдающимися и характерными достижениями русской культуры XIX века; формировать у учащихся общие понятия о культуре как важной составной части материальной и духовной жизни общества;

- развивающие: совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, способствовать развитию коммуникативных навыков в образовательной среде;

$- воспитательные: продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за великую культуру России Золотого века.

Тип урока: урок изучения нового материала

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока:

  1. Оргмомент (вступительное слово учителя)

    $

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление изученного

  4. Подведение итогов

Запись на доске:

17 января

Художественная культура России первой половины XIX века

$ - живопись

- архитектура

Справа на доске новое понятие «Ампир» - художественный стиль первой трети XIX века, отражающий идеи политического триумфа и мощи России.

«Русско-византийский» - это стиль, возникший во второй четверти XIX века и представляющий собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества и элементов византийской кул$ьтуры.

Даты:

1830-1833 – «Последний день Помпеи» (Карл Павлович Брюллов)

1837-1858 - «Явление Христа народу» (Александр Андреевич Иванов)

1846 – «Свежий кавалер» (Павел Андреевич Федотов)

1848 – «Сватовство майора» (Павел Андреевич Иванов)

$ 1812 – реконструкция Красной площади в Москве (Осип Иванович Бове)

1837-1889 – храм Христа Спасителя (Константин Андреевич Тон)

Ход урока:

Эпиграф к уроку: «Любите живопись, поэты…

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...»

Н. Заболоцкий.

$Не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова поэта. Именно живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы.

Обращение к заготовке на листке у каждого.

$ Обсуждение изученного на предыдущих занятиях.

Направление

$

Художники

Произведения

$

1. Классицизм

2. Сентиме$нтализм

3. Романтизм

4. Реализм

5.Критический реализм

Рассказ учителя о живописи, просмотр презентации. Обсуждение с учащимися.

1. Что изображено на карти$не К.Брюллова?

2. Как ведут себя люди, застигнутые стихией?

Картина «Последний день Помпеи» напоминает зрителю о том, что основная ценность мира – человек. Его физическую красоту и духовное величие художник противопоставляет разрушительным силам природы. Картина вызвала взрыв восхищения и преклонения, как в Италии, так и в России.

$

К. Брюллов «Пушкин»

Художник не просто переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет его глаза, рос, рот, волосы. Он ищет самое главное выражение его лица. Такое самое главное выражение не часто появляется на лицах людей. Художник умеет угадать его и передать на портрете. Поэтому про хороший портрет говорят, что человек на нём больше похож на себя, чем в жизни.

$К. Брюллов и В. Тропинин

Итак, два портрета Пушкина. На этих портретах Александра Сергеевича изображают разные художники, в разной обстановке, но оба они понимают и показывают зрителям, что ценность человека не в знатности рода, не в богатстве, а в его нравств$енных побуждениях, чувстве долга, способности быть полезным народу.

В своей картине В.А. Тропинин воспевает гармонию и чувство внутреннего достоинства, присущее человеку труда и сохраняемое им на протяжении всей жизни.

П. Федотов

В своих работах П.А. Федотов стремился раскрыть бесчеловечность дворянского общества.

А. Венецианов

Художник первым осмелился сделать героем картины мужика. Раньше «зипун» и «сапоги» не$ были предметом искусства. Художник показал крестьян, их быт. Он как бы заявил, что счастье может быть и под соломенной крышей, что чистоту нравов можно сохранить вдали от города.

А. Иванов

Картина «Явление Христа народу» принадлежит к романтизму. Но посмотрите: как симметрично расположены фиг$уры людей, растения. В центре Иоанн Креститель. Группы выписаны барельефно. Такая композиция характерна для классической картины. Дело в том, что Иванов писал её целых 20 лет. Задумал в стиле классицизма, но время вносило изменения в мироощущение художника, а через него и в картину. И мы видим то, что не могло бы быть в картине классицизма; динамичность построения, глубинность пространства, психологические характеристики людей, правдивость персонажей.

Архитектура.

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он г$осподствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.

Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц — Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамбл$ей — ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве — Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения — музеи, школы, библиотеки, театры.

$ Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823 гг.); Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский собор (1801 — 1811 гг.), положивший начало ансамблю Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и т. д. Все эти архитекторы рабо$тали в основном в Петербурге.

В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром; Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди.

С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837—1889 гг.), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.

$

Направление

$

Архитектор

Строение

1. Классицизм (ампир)

2. Русско-византийский стиль

$

Подведение итогов.

1. Ребята, как вы думаете, почему первая половина XIX в. вошла в историю как начало «Золотого века» русской художественной культуры?

2. Как вы думаете, все эти открытия можно считать прогрессивным развитием культуры того периода?

Рефлексия

«Художественная культура России первой половины XIX века»

$ мне открылись:

Три самых важных имени архитекторов: _____________________________

_______________________________________________________________

Три самых важных архитектурных сооружения: _______________________

________________________________________________________________

Три самых важных имени живописцев: ______________________________

________________________________________________________________

Три самых важных названия картин: ____________________________$_____

________________________________________________________________

Домашнее задание: параграф 17, пункт живопись, архитектура, творческое задание составить по данной теме кроссворд на дополнительную оценку.

Я благодарю всех за продуктивную работу. Мне было с вами очень приятно работать. Спасибо вам за это! До свидания.

$6

Post Comment