Проектная деятельность в школе. Школьный исторический журнал "Кузнецк в годы гражданской войны и коллективизации"

МАОУ ДПО ИПК

$ Творческая разработка

по курсу 9-с

«Педагогическое проектирование»

Педагогический проект

«Школьный исторический журнал»

$

Выполнили

Флигинская Л.И.,

$Полковникова И.А.

учителя истории и обществознания

Проверила

Т.Н.Ивочкина

Новокузнецк 2011

Новокузнецк, 2011Представленный образовательный проект школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны и коллективизации» направлен на формирование знаний школьников $о истории города Новокузнецка, развитие творческой любознательности обучающихся, творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, формирование информационной компетентности. В разработке и реализации проекта примет участие разновозрастная творческа$я группа, состоящая из педагогов, общественности, учащихся 7-10 классов. Главный результат проекта – создание школьного исторического журнала, использование его материалов в практической деятельности педагогов г. Новокузнецка и Новокузнецкого района.

$

Содержание проекта

Паспорт проекта 11

$1.Новизна содержания проекта 52

2.Цели и задачи проекта 56

4. Этапы реализации проекта 63

2.Ожидаемые результаты проекта 78

6.$Целевые группы, заинтересованные в проекте, их интересы 84

7.Формы представления результатов 92

Список литературы 98

$

Паспорт проекта

Наименование проекта

$

Школьный исторический журнал «Кузнецк в годы гражданской войны и коллективизации».

Основные разработчики проекта

Учителя истории и обществознания Флигинская Лилия Ильясовна и Полковникова Ирина Александровна.$

Цель проекта

Создание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы гражданской войны и коллективизации»

Задачи проекта

  1. Формировать знания школьников об истории города в 20 – 30 гг XX в. Подвести их к пониманию неразрывной связи истории г. Новокузнецка и России в целом. Довести до$ понимания учащихся, что история событий 20-30-х годов, характерная для всей России, имела место и в нашем городе.

  2. Развивать творческую любознательность и творчески$е способности обучающихся, их умения самостоятельно добывать знания, навыки исследовательской работы.

  3. Разработать критерии и показатели эффективности реализации проекта.

Самостоятельные исследования учащихся в данном учебном проекте

Изучение истории города 20-30 годов.

- Посетить старожилов (их родственников), которые помнят об этих временах.

- Собрать, изучить и систематизировать матер$иал об истории города в годы Гражданской войны и в период коллективизации.

Продукты образовательной деятельности

обучающихся

1. Исследовательские работы учащихся

2. Фотовыставка «Кузнецк в годы гражданской войны»

$ 3. Викторина по истории по теме «Гражданская война и коллективизация в Кузнецке».

4. Исторический журнал, посвященный историческому периоду города (20-30- гг XX в).

Сроки и этапы реализации проекта

1. Информационный - аналитический (сентябрь – ноябрь 2011г.)

Цель:

$ Определение темы проекта, уточнение цели, создание творческих групп учащихся, педагогов, сбор информации – анкетирование учителей, учащихся, родителей, анализ полученных данных. Отображение информации о проекте на школьном сайте www.school110@list$.ru Разработка структуры журнала. Разработка критериев и показателей эффективности реализации проекта.

2. Практический (декабрь 2011– апрель 2012)

Реализация проекта. Работа в малых творческих группах(1-я группа занимается поиском и сбором информации, 2-я группа - разработкой поисковых маршрутов, 3-я группа оформляет результаты). Поиск и обработка информации, исследовательская работа по основным разделам журнала. Непосредственная разработка электронной и печатной версии исторического журнала. Размещение исторического журнала на сайте школы www$.school110@list.ru и в глобальной сети Интернет.

3. Обобщающий (май-июнь 2012)

Круглый стол по результатам исследовательской работы. Обобщение и передача опыта работы по реализации проекта учителями истории Флигинской Л.И. и Полковниковой И.А. педагогам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110» и школ г. Новокузнецка. Работа с родителями, (организация перепис$ки, встреча со старожилами, которые помнят об этих времен$ах). Использование материалов исторического журнала на уроках и во внеурочных мероприятиях по истории.

4. Внедренческий (2012 - 2013учебный год)

Мониторинг результативности проекта. Инициирование дальнейшего изучения истории родного края. Осуществление коррекции процесса реализации проекта в случае непредвиденных трудностей. Публикации в СМИ («Кузнецкий рабочий», «Преподавание истории в школе», Фестиваль педагогических идей «Первое сен$тября» (Открытый урок), Интернете, информационные выступления на ТВ: «Апекс», «10 канал», «НовоТВ». Участие в конкурсах, научно-практических конференциях (муниципальных, региональных, федеральных.)

Перечень основных мероприятий в рамках проекта

  • Создание творческой группы по разработке и реализации проекта «Кузнецк в годы гражданской войны», состоящей из школьников, педагогов, родителей, общественности.

  • Разработка плана и системы организационных мероприятий по реализации проекта.

  • Сбор, анализ и систематизация информации, фотографий, документов о жизни горо$да в изучаемый период.

  • Сбор материалов для создания приложения к журналу, в виде воспоминаний, фотографий.

  • Привлечение родителей, общественности, жителей города$ к реализации проекта.

  • Обновление информации на сайте школы www.school110@list.ru (1 раз в месяц).

  • Встречи со старожилами.

  • Экскурсии в музей Ф.М.Достоевского, краеведческий музей г.Новокузнецка, в редакции газет «Сельские вести» и «Кузнецкий рабочий».

  • Изучение эффективности использования школьниками знаний и умений (общеучебных, предметных, информационных), полученных в ходе реализации проекта.

$Исполнители проекта

$

Полковникова И. А., Флигинская Л.И. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Партнеры по проекту

  • Учитель истории;

  • Учащиеся;

  • Родители;

  • Член управляющего совета школы;

  • Администрация школы;

  • Школьный библиотекарь;

  • Сотрудники городской библиотеки им. Н.В.Г$оголя;

  • Сотрудники музея Ф.М.Достоевского;

  • Музей Кузнецкая крепость

  • Краеведческий музей

Ожидаемые конечные результаты проекта

$ В результате выполнения проекта будет:

  • Создан школьный исторический журнал «Кузнецк в годы гражданской войны».

  • Повышена информационная компетентность учащихся.

  • Проведена Защита проек$та на научно-практических конференциях школьников

  • Представлен опыт работы педагога на образовательных событиях (конференция, конкурс, публикация) ;

  • Использование журнала в$ практической деятельности педагогами г. Новокузнецка.

Целевые группы проекта

Обучающиеся 7-10 классов

$

  1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблем

Родина. Помимо большой Родины, России, у каждого из нас своя, малая Родина, бесконечно близкий сердцу уголок, где родился, ходил в школу, вырос, стал человеком. Любовь к своей малой Родине во многом зависит от того, насколько хорошо знает человек историю, культуру и традиции своего города. Поэтому основной задачей нашей исследовательской работы является изучение истории Новокузнецка в 20-30 годы. Обратившись в краеведческий музей, мы увидели, что есть материал о воз$никновении города, о занятиях жителей, о школах, о церкви, и очень мало сведений об этом периоде. К сожалению, живых свидетелей тех времен осталось единицы. Гражданская война, это незабываемые страницы из нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.

Однако гражданская война – это не только фанфары побед, сколько трагедия народа. Ее особенность не в том, что по обе стороны баррикад зачастую оказывались родные, друзья или знакомые, и не тем, что классовая борьба не знает пощады. Ее особенность в том, что смертельную схватку вступили два мировоззрения, два принципа существования: общественный и частновладельческий. И поэтому для миллионов граждан нашего Отечества фронт проходил через $сердце, через личную судьбу, через свое я.

Г.Новокузнецк и Новокузнецкий район имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические особенности. Необходимо учитывать эти особенности при изучении истории. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Проблемы изучени$я истории родного края связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.

Традиционная основа школьного курса истории дополняется за счет введения изучения истории родного края.

$В последнее время у детей теряется интерес к изучению истории. Многие уже затрудняются назвать исторические вехи. А о истории родного края они вообще ничего не знают. Становится страшно за будущее наших детей, и нам как учителям истории, не безразлично, какими выйдут из школы наши ученики, какое будущее их ожидает – станут ли они успешными людьми нашего края, или их ждет более прозаическая жизнь. Поэтому мы решили обратиться к созданию исторического журнала «Кузнецк в года Гражданской войны», который расширит кругозор наших детей, заставит по-другому взглянуть на литературу вообще.

$История – это особый предмет, требующий работы с огромным количеством информации, но и требующий умения сочувствовать, сопереживать, делать нравственный выбор. Нельзя получить полноценные знания по истории, используя лишь учебник. Здесь необходимо сочетание ИКТ с поисковой, исследовательской работой и, конечно, чтение документальных материалов. Все это сделает усвоение$ материала более результативным, расширит кругозор, даст возможность усвоения большого объема информации, научит ребят понимать, осмысливать, анализировать прочитанное, научит логически мыслить, решать возникающие проблемы, делать выбор, вносить необходимые изменения и дополнения в свою деятельность в процессе работы.

История занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает представление учащихся о многообразии мира, о неповторимости человека, о ценности человеческой жизни. Актуальность знакомства и изучения истории г. Новокузнецка послужила следующим условием становления данного проекта, которое играет важную роль в формировании у учащихся патриотизма, любви к своей Родине, позволяет проследить переход от частного к общему и выявить научные связи в цепи «человек – и его внутренн$ий мир – человек и его отношение к миру», что особенно важно при изучении истории в частности истории родного края. Но возникают противоречия между актуальностью включения регионального компонента в преподавании истории и отсутствием систематизированных материалов о истории Кузнецка в годы Гражданской войны.

Еще одним условием создания данного проекта можно считать требования, предъя$вляемые современным обществом к учителю и потребностью пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов как учебного занятия, так и внеурочной деятельности.

Актуальность данного проекта обусловлена противоречиями и сложностями, которые неминуемо возникают или могут возникнуть в процессе внедрения данной технологии в воспитательно-образовательный процесс. Наиболее важным является следующее противоречие:

  • между желанием учащихся изучать историю г.Новокузнецка и отсутствием систематизированной информации о представленном периоде.

Реализация проекта позволит выявить, какие знания и навыки должен получать человек в системе базового образования и что надо изменить в системе работы учителя$, чтобы она была адекватна запросам времени, а также повысить интерес учащихся к истории, усилит практическую направленность обучения, откроет широкие возможности школьникам самостоятельно приобретать необходимые знания, развивать технологию сотрудничества. Но необходимо рассмотреть сложности, представленные в SWOT анализе, которые могут возникнуть в процессе разработки проекта.

$Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Наличие необходимых материально-технических средств в школе (компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска);$

  • Заинтересованность участников воспитательно-образовательного процесса в создании школьного исторического журнала;

  • Повышение качества знаний, общеучебной, предметной и информационной компетентности учащихся;

  • Высокая мотивация школьников на участие в проекте.

  • Необходимость четкого планирования деятельности каждого участника проекта, по$стоянного контроля и коррекции по ходу его реализации проекта в связи с отсутствием «готовой», систематизированной информации по теме проекта;

  • Недостаточно систематизированных исторических источников о гражданской войне г. Новокузнецка и Новокузнецкого района и полное отсу$тствие методической литературы по использованию регионального компонента на уроках истории;

  • Ограниченные информационные ресурсы районной, школьной и домашней библиотеки

Внешняя среда организации

Возможности

Ограничения и риски

  • $ Возможность обсуждать социально - значимые проблемы города разными возрастными и социальными категориями людей;

  • Возможность привлечения научных сотрудников, библиотекарей, журналистов г. Но$вокузнецка и Новокузнецкого района, преподавателей КузГПА и т.д.) к реализации проекта;

  • Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, повышающих мотивацию обучения, способствующих пополнению «портфолио» школьников и школы.

  • Отсутствие системы технической поддержки, недостаточное финансирование в случае выхода из строя компьютерной техники, поисковых маршрутов;

  • «Синдром психического выгорания» педагогов и школьников

  • Разочарование результатами проекта.

  1. Новизна содержания проекта

$ Использование новых педагогических технологий (ИКТ, проектной деятельности) является неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на развитие креативной (творческой, инновационной) деятельности обучающихся, при этом создаются психологические условия для их мотивации к творческой деятельности по изучению литературы своего края.

$ Новизна проекта состоит в том, что мы первые в г.Новокузнецке знакомясь с историей города 20 – 30-х гг XXв., читая и анализируя исторические источники, создадим школьный исторический журнал. Выпустим его не только в традиционном (печатном) виде, но и в электронном варианте, который будет доступен в сети Интернет всем людям, неравнодушным к истории Новокузнецка.

В ходе этой деятельности школьники создадут социально значимый творческий продукт, обладающий субъективной новизной, то есть все желающие будут иметь возможность знакомиться с историей данного исторического периода, будут узнавать новые имена, новые тенденции исторического развития земли Кузнецкой. Результаты проекта дополнят, разовьют и внесут существенные изменения в си$стематизацию знаний по изучению истории Кузбасса. Реализуемый проект – межпредметный, интегрированный, требующий знаний не только по истории, но и по литературе, русскому языку, информатике. В проекте примет участие разновозрастной коллектив: учащиеся 7-10 классов, педагоги-предметники, методисты информационно-методического центра, родители, бывшие выпускники, общественность.

  1. Цели и задачи проекта

$Общая цель состоит в знакомстве и изучении истории Кузнецка в годы гражданской войны и коллективизации.

Цель проекта: создание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».

К числу основных задач, решающихся в ходе реализации проекта, относятся:

$1. Способствовать формированию знаний школьников о истории родного города, подведение их к пониманию места и роли истории земли Кузнецкой в области и России в целом.

2. Приобщить учащихся к изучению культуры и традиций русского народа через поисковую деятельность.

3. Развивать творческую любознательность и творческие способности обучающихся и умение самостоятельно добывать знания.

4. Разработать критерии и показатели эффективности реализации проекта.

Данный образовательный проект выполняет следующие функции:

  • $ образовательная функция позволит обучающимся с помощью проектной деятельности удовлетворить определённые потребности личности и общества по изучению истории Кузбасса; инициировать индивидуальные творческие проявления; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту среду, в которой они окажутся после окончания школы;

  • воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприим$чивости, ответственности, патриотизма, активной жизненной позиции, толерантности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность позволит школьникам реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного в$клада каждого;

  • развивающая функция проекта состоит в том, что школьники приобщатся к исследовательской, проектной, практической деятельности, будет дальше развиваться их творческое мышление.

4. Этапы реализации проекта

Разработка проекта строится в контексте пошаговой образовательной стратегии. Это предполагает наличие определенных последовательных этапов, направленных на достижение главной цели.$

В данной таблице представлены основные мероприятия проекта.

Этапы проекта

Основные мероприятия

Информационно-аналитический

  1. Определение темы проекта, уточнение цели.

  2. $ Создание разновозрастной творческой группы проекта.

  3. Обсуждение структуры школьного исторического журнала

  4. Анкетирование учителей школы и района, методистов информационно-методического центра, учащихся, родителей$, жителей района по востребованности и актуальности проекта. Анализ результатов.

  5. Педагогический лекторий для родителей «Проектная деятельность и воспитание школьника»

  6. Отображение информации о проекте на школьном сайте www.school110@list.$ru

  7. Выпуск информационных листовок. Приглашение к сотрудничеству.

  8. $Разработка структуры журнала.

  9. Составление плана работы по группам.

  10. Разработка поисковых маршрутов.

  11. Разработка критериев и показателей эффективности реализации проекта.

Практический

Реализация проекта.$

  1. Работа в малых творческих группах по определенным разделам аль$манаха.

  2. Поиск и обработка информации.

  3. Исследовательская работа по разделам альманаха.

  4. Общение с научными сотрудниками музеев, старейшими жителями города (их родственниками),

  5. Встречи с журналистами г. Новокузнецка

  6. Изучение личных архивов, музейных документов, работа в архиве библиотеки им.Гоголя, музеях г.Новокузнецка.

  7. Составление маршрута поисковой работы.

$8.Создание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».

  1. Сотрудничество с центральным областным архивом г.Кемерово.

  2. Круглый стол по резу$льтатам работы (1раз в месяц).

Обобщающий

  1. Круглый стол по результатам исследовательской работы.

  2. Обобщение и презентация опыта работы по созданию журнала для учителей литературы районного методического объединения Орджоникидзевского района, участие в научно-практической конференции педагогов по теме «Включение регионального компонента в преподавание истории через создание исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».

$Внедренческий

  1. Представление результатов работы в очных научно-методических и телекоммуникационных проектах (виртуальный педсовет, виртуальный кабинет истории).

  2. $ Создание разработок уроков и внеурочных мероприятий по истории с использованием школьного журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны».

  1. Разработка календарно-тематического планирования уроков истории с использованием материалов журнала.

  2. Презентация проекта на итоговом педсовете школы.

  3. Публикации в СМИ («Кузнецкий рабочий», «Преподавание истории школе», Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» (Открытый урок), Интернете, информационные выступления на ТВ («Апекс», «10 кана$л», «НовоТВ»).

  4. Оценка результатов проекта.

  5. Инициировать дальнейшее изучение истории города через проектную деятельность школьников.

  6. Участие учащихся в конкурсах (Всероссийский заочный к$онкурс «Познание и творчество», Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио»), научно-практической конференции школьников Новокузнецка.

  7. Осуществление коррекции процесса реализации проекта в случае непредвиденных трудностей.

  1. Ожидаемые результаты проекта

Задачи

Ожидаемые результаты проекта

  1. $

    Формировать знания школьников об истории города в 20 – 30 гг XX в. Подвести их к пониманию неразрывной связи истории г. Новокузнецка и России в целом. Довести до понимания учащихся, чт$о история событий 20-30-х годов, характерная для всей России, имела место и в нашем городе.

  1. Развивать творческую любознательность и творческие способности обучающихся, их умения самостоятельно добывать знания, навыки исследовательской работы.

  • Разработать критерии и показатели эффективности реализации проекта.

  • Приобщить учащихся к

изучению истории русского народа, через поисковую деятельность.

  • Развивать творческую

$ любознательность и творческие способности обучающихся и умения самостоятельно добывать знания.

  • Разработать критерии и

показатели эффективности реализации проекта.

  • $ Сформированность знаний

школьников о историческом процессе г. Новокузнецка;

  • $Повышение интереса к историческим событиям родного края;

  • Сформированность навыков

исследовательской работы;

  • Повышение общеучебной, предметной, информационной компетентности учащихся.

  • Повышение основных показателей обученности по истории, повышение мотивации к изучению истории и уровня коммуникативности.

$

  1. Целевые группы, заинтересованные в проекте, их интересы

$Целевые группы

Роль в проекте

Учащиеся 7-10 классов

Создание социально значимого продукта. Получение знаний по истории г.Новокузнецка и Новокузнецкого района. Повышение качества образования. Приобретение навыков социального партнерства. Форм$ирование активной гражданской позиции.

Родители

Повышение качества образования детей, направленного на усиление их адаптивности, повышение уровня мотивации детей. Сотрудничество и взаимопонимание участников образовательного процесса. Обретение нового опыта участия в обществе$нной жизни города.

Социальные партнеры

Роль в проекте

Методисты информационно-методического центра

Информационная осведомленность. Методическая помощь в разработке и систематизация материала. Активизация профессионального общения.

$Администрация ОУ

Объединение педагогического коллектива, учащихся и родителей вокруг идеи. Мотивация педагогов и обучающихся к инновационной и творческой деятельности. Повышение рейтинга школы. Повышение профессиональной квали$фикации педагогического коллектива. Оказание содействия в транспорте для организации поездок.

Сотрудники библиотеки (школьная, сельская, районная, городская им.Гоголя)

Сотрудничество и взаимопонимание для достижения главной цели, обучение совместной деятельности. Подбор и предоставление информации о жизни людей нашего края (города), беседы, презентации.

Управляющий совет школы

Создание оптимальных условий и форм организации образ$овательного процесса, контроль за здоровьем и безопасными условиями обучения, воспитания и труда.

$

  1. Формы представления результатов

  • Издание школьного исторического журнала «Кузнецк в годы Гражданской войны и коллективизации» в печатном виде и на сайте школы www.school110@list.ru

Структура альманаха «Эти строки о тебе, Земля Кузнецкая»

$ I.Библиографическая справка о истории Кузнецка в I половине XX в. Фотография.

  • $Историографические тексты (в печатном варианте журнала по 2-3 текста, в электронном варианте все имеющиеся тексты).

  • Иллюстрации к текстам (ксерокопии).

II. «Вот они, этой жизни истоки…» воспоминания старожил и их родственников.

III. «Как это было…» отчет о работе с фотографиями, а $в электронном варианте и с видеосюжетами.

  • Методические разработки уроков и внеурочных мероприятий по истории с использованием школьного исторического журнала.

  • Презентация проекта на итоговом педсовете.

  • Защита проекта на районном методическом фестивале.

  • Мастер-класс на районном методическом объед$инении учителей гуманитарного цикла по теме проекта.

  • Публикации в СМИ («Преподавание истории в школе», Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» (Открытый урок), Интернете, информационные выступления на ТВ («Апекс», «10 канал», «НовоТВ»).

  • Представление проекта на научно-практической конференции школьников Орджоникидзевского района и г. Новокузнецка$

  • Представление проекта на научно-практической конференции педагогов Орджоникидзевского района и г. Новокузнецка.

Список литературы

  1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  2. $ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года[Текст]. – М., 2002.

  3. Исторический альманах «Кузнецкая крепость», №3, 2007.

  4. История Кузбасса. Шемелев В.И. Кеме$рово, 1998.

  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 272 с.

  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  7. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы [Текст] / авт.-сост. С. Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

$

Post Comment