ПРОГРАММА по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – Человек, Ученик, Гражданин» 5-8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 р.п. Приютово муниципального района

Белебеевский район республики Башкортостан

$

ПРОГРАММА

по гражданско - патриотическому воспитанию

$«Я – Человек, Ученик, Гражданин »

для учащихся 5-8 классов

2014-2017 гг.

подготовила

учитель истории и обществознания

Зарипова Лиана Федоровн$а

р. п. Приютово

2014

$

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………….. 2

Механизм реализации программы………………………………………………4

Ресурсное обеспечение…………………………………………………………..5

Программа реализации концепции ……………………………………………... 6

Формы и методы работы…………………………………………………………7

Основные направления программы:

$«Я и Я» …………………………………………………………………………… 8

«Я и семья» ……………………………………………………………………….. 9

«Я и школа» ………………………………………………………………………11

«Я и Отечество»…………………………………………………………………. .13

Прог$нозируемые результаты …………………………………………………….19

Литература ……………………………………………………………………… .. 20

$

Пояснительная записка

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – Человек, ученик, гражданин» определяет основные направления гражданско - патриотического воспитания обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район республики Башкортостан на 2014-2017 гг. Программа имеет школьный статус и ориентирована на возрастные $группы учащихся 5-8 классов, коллектив педагогов и родителей учащихся.  При разработке программы учитывались опыт деятельности и тенденции развития МАОУ СОШ №7.

Реализация программы осуществляется в течение 2014-2017 годов.

Основание для разработки программы:

  1. Государственная програм$ма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» от 05.10.2010

  2. Конституция РФ, Конвенция ООН о правах р$ебенка

  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

  4. Закон РФ «Об образовании»

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность ор$ганов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.

Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить$ конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.

Понятие «гражданственность»$ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно$-нравственного и правового долга.

В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право»

$В связи с этим разработана программа образования младших подростков, цель, которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Программу рекомендуется использовать в средней школе с 5-го по 8-й класс. Она включает в себя 4 направления связанных между собой логикой формирования гражданина России.

Механизм реализации программы.

$

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по реализации программы (далее именуется – Совет)

В состав совета входят:

Директор МАОУ СОШ №7 Иванова Л.В.

Заместитель директора по воспитательной работе Жданова Н.Б.

Заместители директора по учебно – воспитательной работе Алексеева Т.А., Чечелева М.В.

$Руководитель школьного музея Зарипова Л.Ф.

Председатель совета старшеклассников.

Председатель родительского комитета.

Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение:

Группа

Функции

Состав

$

Административно- координационная

Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив

Директор школы

$Консультативная

Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по ВР. Председатель совета старшеклассников.

Педагоги

Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитат$ельных технологий.

Учителя, медицинский работник школы, библиотекарь.

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

Организация профессиональной помощи педагогам.$

Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, Спортивно оздоровительного комплекса.

социум

Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения.

Материально-техническое  и  финансовое  обеспечение

$      Для  реализации   Программы  образовательное   учреждение   имеет

следующее  техническое  обеспечение: музыкальную аппаратуру и                оборудование  для  проведения  культурно - массовых  мероприятий, туристское,  спортивное  снаряжение  и т. д.

          Финансирование  Программы  осуществляется  за  счет  средств  внебюджетных  источников  (средства  родителей  учащихся,   юридических  и  физических  лиц,  поступающие  в  порядке  безвозмездной  помощи).

$Методическое обеспечение

п/п

$

Ответственный

1.

Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных:

Дню защитника Отечества;

Дню Победы;

Замдиректора по ВР

2.

Создание СD - и аудио фонда

Замдиректора по ВР

3.

Организация подписки на периодические издания

Библиотекарь

4.

$

Разработка сценариев традиционных школьных праздников.

Замдиректора по ВР, классные руководители

$

5.

Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях

Зам.директора по ВР

6.

$Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций, соревнований.

Заместитель директора по ВР

7.

Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации

Заместитель директора по ВР

Основные принципы организации воспитания:

  • $Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.

  • Принцип непрерывности и системности$ воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

  • Принципы организации и самоорганизации, $  (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

Программа реализации концепции

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на четыре года.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Структура и организация данной воспитательно$й программы строится с учётом возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Потенциал личностного развития в школе II ступени (5-8 кл.) - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов. В деятельности приоритетны ситуации успеха, свободы и самостоятельности, привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения, культуры общения, форм$ирование чувств собственного достоинства. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнова$ниях организуемых в школе.

Цель:

Формирование у детей среднего школьного возраста гражданственности, чувства патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.

Задачи:

  1. Углубление знаний учащихся об историческом прошлом Родины, родном крае, социальных и культурных достижениях страны.

  2. Воспитание гражданской ответственности, правового самосоз$нания, гордости за свое Отечество, символы государства, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, традициям, обычаям своего народа.

  3. Более содержательное знакомство с историей своей семьи, развитие нравственных взаимоотношений в семье.

  4. Развитие нравственных качеств у подростков, сочетающих личные интересы с общественными.

 Формы и методы реализации п$рограммы

  • $ тематические классные часы, уроки мужества;

  • встречи с медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов, интересными людьми;

  • ролевые и учебно-познавательные игры;

  • участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики,

  • викторины по правовой тематике;

  • $презентации и видеофильмы;

  • беседы, сообщения, конкурсы, соревнования;

  • выставки рисунков, выпуск газет, коллаж;

  • экскурсии;

  • социальные проекты

Методы работы:

  • $методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор ;

  • методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, необычным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;

  • методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.

Основные направления программы

Программа включает в себя 4 блока - направления, связанных между собой логикой формирования гражданина России: «Я и Я», « Я и семья», « Я и школа», « Я и Отчество». В течение месяца в классах проходят мероприятия по каждому направлению и одно-два общешкольных мероприятия на параллелях 5-8 классов.

$$ «Я и Я»

Формирование гражданского отношения к себе.

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

Задачи:

  • Формирование у школьников объективной самооценки, правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.

  • Воспитание у дет$ей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.

  • Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств толерантной личности.

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат деятельности.

Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию$, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

«Я и семья»

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры.

$Задачи:

  • Формирование у школьников понятия сущности основных социальных ролей в семье, развитие нравственных взаимоотношений.

  • $Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки, экскурсии и т.д.

  • Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.

  • Изучение прав и обязанностей ребенка в семье, семейных традиций.

Предполагаемый результат деятельности:

Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей:

- настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;

- настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

«Я и школа»

$Формирование гражданского отношения  к школе.

Задачи:

  • сформировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям

  • восп$итывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  • овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;$

  • работа по благоустройству школы

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений, умение пользоваться правами ученика и выполнять обязанно$сти.

«Я и Отечество»

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

В содержание деятельности входит осмысление подростком себя как части своего родного края, Родины, ее гражданина и патриота.

Задачи:

  • дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме воспитывать в них чувство национальной гордости.$

  • воспитывать сознательное отношение подростков к труду, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.

  • знакомст$во с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков.

  • Формировать у учащихся чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих, расширить знания о правах и обязанностях юного гражданина страны.

  • Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, музеев.

  • Знакомство с историей и выдающимися людьми района, республики, страны

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание школьников 5-8 классов предполагается строить с опорой на формирование у детей гражданского отношения к себе, к своей семье, к школе, к Отечеству, к родной культуре. Все это создает условия для развития личности школьника.

$

Прогнозируемые результаты

При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы:

ученик 8–го класса, который:

- знаком с культурно-историческими ценностями своего народа;

$- знает историю и культурные ценности родного края, страны;

- имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;

- уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;

$- обладает толерантностью;

- знает свои гражданские права и обязанности.  

Мероприятия

по реализации программы гражданско-патриотического воспитания

$«Я и я»

Уровень класса:

5класс:

  • Юмористическая викторина «Мы родом из детства: ты и я»

  • Час общения «Кто я? Какой я? Хочу и надо».

  • Беседы: «Забота человека о своем здоровье»

  • Вредные привычки укорачивают жизнь

  • $И станет мачехой Земля

  • Этика отношений юношей и девушек

  • Посиделки на Красную горку

  • $Космический КВН «Сквозь тернии к звездам»

  • Беседа «Мои права и обязанности»

6класс:

  • Игра-диспут «Современное ли чувство любви?»

  • Конкурс «Леди и джентльмены»

  • Час общения «Влияние курения на организм». 

  • $Классный час «Разговор о правильном питании». «Курить или не курить – вот в чем вопрос»

  • Кл. час «Выход есть – живи без наркотиков».

  • Культура внешнего вида

  • Поверь в себя

  • Правила счастливого человека

  • Уроки милосердия и доброты

7 класс:

  • $Уроки милосердия и доброты

  • «Гигиена подростка» Беседа с медицинским работником

  • Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться?»

  • Мое хобби

  • Беседа «Человек с$реди людей»

  • Тренинг «Поверь в себя»

  • Храните свое вековое наследство

  • Школа юного гражданина «Закон и подросток»

  • $Нравственные отношения в обществе

8 класс:

  • Беседа «Пагубная привычка - алкоголизм»

  • Классный час «Не навреди себе и другим».

  • Дискуссии «Наркотики, психотропные вещества и последствия их употребления».

  • Тренинг «Поверь в себя»

  • Коллективная беседа «Я и мы»

  • $Психологический практикум «Правила счастливого человека»

  • Праздник профессий$

  • Дискуссия «Быть человеком»

  • Мораль в жизни человека

Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):

  • Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир», «Мир глазами детей», «$Пусть всегда будет мир», «Нарисуем мелом радужное детство»

  • Выставка поделок «Детство- это я и ты»

  • Проведение мастер-класса "Оригами",  "Волшебные ленточки", «Заплетаем косички»

  • 5,6 класс – спорт соревнования «Сильные, ловкие, смелые».

  • 7,8 класс$ – спорт соревнования «Олимпийское многоборье».

  • 7-8 классы - Турслёты. «Дни здоровья»

  • 5-6 классы -Конкурс «Самый спортивный класс»

  • Экскурсии на природу.

  • Уроки безопасности.

Уровень родительского коллектива (родительские собрания):

5-й класс -  «Влияние занятий спортом на развитие ребенка».  Помощь родителей в выборе определенного вида спорта для занятий ребенка. Полезная совместимость спорта и учебы. Информация о существующих спортивных секци$ях в школе и селе. «Как сформировать привычку быть здоровым».

6-й кл$асс - «Здоровый образ жизни». Что нужно делать родителям, если ребенок начал курить. Как предупредить первые попытки ребенка познакомиться с табаком. Влияние никотина на организм ребенка. «Как воспитать потребность в ЗОЖ?», «Физиологические и психологические особенности подросткового возраста»

7-й класс -  «Жизнь ребенка и его спортивные успехи в школе».  Знакомство с нормативами, с проблемами, возникающими на уроках физкультуры, со спортивными дос$тижениями в школе.

8-й класс - «Разговор на трудную тему». Что необходимо предпринять родителям в случае злоупотребления спиртными напитками. Беседа с наркологом.

II. «Я и семья»

$Уровень класса:

5класс

  • Праздничное мероприятие «Пусть всегда будет мама».

  • Рассказы детей «Путешествие в детство наших бабушек.

  • «Наши родители – выпускники нашей школы». Связь семьи со школой, сохранение семейных традиций.

  • Выставка «Семейный альбом». Воспитание любви к родителям, гордости за семью.

  • Конкурс «Мой папа – солдат». Воспитание гражданского долга.

  • $«Моя родословная». Знание семейной истории, связь поколений.

  • «Делаем и мастерим с семьей». Совместное творчество детей и родителей.

  • $Встречи с интересными людьми. «Профессия моих родителей». Развивать творческие способности, интерес к различным профессиям.

  • Классный час «Здоровье - бесценное богатство»;

6класс

  • Встречи с интересными людьми. «Профессия моих родителей».

  • $Классный час «Моя родословная». Создание истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям, создание своего генеалогического древа.

  • День отца

  • Рассказ детей «Мы в ответе за тех, кого приручили»

  • Их именами названы улицы нашего поселка

  • $

    Конкурс «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?»

  • Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»

  • Совместные вечера «дети + родители + учитель»

  • День матери

7 класс:

  • Праздник «История в моем доме». Поиск детьми, родителями, бабушками и дедушками семейных реликвий - старинных вещей, изделий, фотографий. Рассказы об интересных событиях из жизни предков, которые передаются из поколения в поколение.

  • Экскурсия. «Здесь работает мой папа (мама)». Прививать интерес к труду родителей.

  • $«Природа в поэзии» (конкурс стихотворений); «Я – житель планеты земля» (круглый стол).

  • Концерт «Загляните в мамины глаза»

  • Беседа «Что значит культура внешнего вида»

  • Беседа «Забота о родителях – наш долг»

  • $Спортивные традиции в нашей семье

  • Уроки мужества

  • $Практикум «не оставайтесь наедине со своими неприятностями»

8 класс:

  • Экскурсия. «Здесь работает мой папа (мама)». Прививать интерес к труду родителей.

  • Дискуссионный классный час «Мои обязанности перед семьей». Разговор и о тех простых обязанностях в семье, которые возложены на каждого члена семьи, из-за невыполнения которых возникают конфликты. Разыгрываются бытовые ситуации.

  •  Покормите птиц зимой (мастерская кормушек, викторина);

  • «Человек свободного общества» (беседа, диспут)

  • «Мои родные – защитники Родины»$

  • Мамино сердце…

  • Беседа по проф.ориентации Дороги, которые мы выбираем

  • Человек как звезда рождается$

  • Навстречу собственной судьбе

Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):

5,6 класс – Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»; «Пусть всегда будет солнце» (экологический праздник) Праздник «Осень золотая»; Выставка поделок из природного материала «Юннат-201…» Праздник «Славим руки матери»,

$ 5-6-й класс. Праздник «От всей души». Данный праздник является итогом классного часа, и от каждого класса выбирается самая интересная,  на их взгляд, семейная история.

7,8 класс – День птиц (викторины, игры, выставка плакатов и ри$сунков); На ковре из жёлтых листьев…» Музыкально-литературный вечер; Акция «Мой школьный двор самый чистый» Праздник «Славим руки матери», День Земли

Укрась кусочек планеты (уборка территории), Цветник у школы (посадка цветов), «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях) КТД с элементами викторины, Дни экологической безопасности (акции). 

$7-8 -й класс. КТД «Семейные обычаи». Разыгрываются игровые примеры таких семейных обычаев, как: крестины, именины, сватовство, свадьба, новоселье и т.д.

Уровень родительского коллектива  (родительские собрания):

5-й класс. «Родословная семьи». Собрание проводится в виде подготовительного этапа к классному часу. Беседа о необходимости воспитания детей, помнящих и знающих свою родословную, свои корни, своих предков. Родителям рассказывается о необходимости оказания помощи ребенку в поисках семейного архива, в составлении генеалогического древа, в ведении документации семьи.

6-й класс. «История, реликвия в моем доме». Подготовительная работа к классному часу. Помочь ребенку составить интересный рассказ, связанный с какой-то вещью в доме, которая передается из поколения в поколение, или истории. Разговор о необходимости делать детям памятные подарки, которые передавались бы следующим поко$лениям.

7-й класс. «Традиции моего дома». Разговор о тех традициях, которые существуют в доме и которые затем на$следуют дети. Как избежать негативного примера. Какие традиции складывались в русской семье, о роли отца и матери в формировании жизненного уклада семьи.

8-й класс. «Приглашение к разговору». Вскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми. Беседа о том, как можно избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность.

III. «Я и школа»

Уровень класса:

5 класс.

  • «Я+ТЫ= МЫ». Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся.$

  • «Мои друзья». Отношения в классе между одноклассниками.

  • $Игра. «Законы класса». Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам.

  • Классный час «Мои права и обязанности» (беседа о школьном Уставе).

  • «Школьный день - вместе» (День школы)

  • Школа в жизни моих родителей

  • Будем знакомы, будем друзьями! (день рождения классного к$оллектива)

  • Школьные годы – чудесные

  • Роль дисциплины на уроке

6-й класс 

  • «Мальчик с девочкой дружил». Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.

  • «Школьный день - вместе» (День школы)$

  • Школа – наш дом

  • Толерантная личность – какая она?

  • Какие впечатления о школе я оставлю себе на память?

  • Наши классные обязанности

  • $Работа в классе «Наш уютный класс»

  • Выпуск школьной газеты

  • Укрась территорию школы

7-й класс. 

  • «Мальчик с девочкой дружил». Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.

  • Классный час «Дом, в котором мы живем».$

  • Учитель – профессия главная на Земле.

  • Путешествие в страну знаний «Чем я богат?»

  • Родная школа в лицах. Сбор материала

    $

  • Выпуск плакатов «Поздравь учителя»

  • Мои права и обязанности

  • Школа – наш дом

  • Толерантная личность. Какая она?

$8-й класс. 

  • Классный час «Мой сосед по парте» (час откровенного разговора).

  • «Школьный день - вместе» (День школы)

  • Школьные годы чудесные

  • $Навстречу собственной судьбе

  • Выставка «Реликвии моей школьной жизни»

  • Диспут «Учить, чтобы жить или жить, чтобы учиться?»

  • Мои права и обязанности

  • Праздник последнего звонка

  • Памятные даты России (сент$ябрь - октябрь)

Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):

  • Акция «Помощь родной школе», «Милосердие».

  • Посвящение в пятиклассники

  • 5класс –  Праздник первого звонка;

  • «Моя школа», «Мой первый учитель» (конкурс с$очинений и рисунков);

  • «Библиотеке – нашу помощь» (акция);

  • Смотр классных уголков;

  • «Укрась территорию школы» (трудовой десант);

  • Оформление летописей класса и школы.

    $

  • 6 класс –  школьный конкурс «речь лидера» -«Введение школьной формы в школе» (речь «ЗА» и речь «ПРОТИВ»);

  • 7 класс –Школьный конкурс «речь лидера»-«Если бы я был президентом школы» (в жанре политической сатиры);

  • 8 класс –школьный конкурс «Речь лидера» - «Школа – место дружбы и радости»;

    $

Уровень родительского коллектива (родительские собрания)

5-й класс, «Как развивать способности ребенка». Почему надо развивать умственные способности. Что такое способности, как можно развивать способности.

$6-й класс. «Что такое ум и как его развивать». Мышление и ум. Деятельность - главное условие развития ума. Качества ума. Самовоспитание ума.

7-й класс. «Дисциплина мышления». Связь мышления с поведением. Разум - регулятор желаний.

8-й класс. «Учебная нагрузка в старших классах». Увеличение нагрузки. Помощь родителей в подготовке домашнего задания, контроль учебной деятельности в старших классах.

IV. «Я и Отечество»

Уровень класса:$

5класс

  • Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи

  • Тематические классные часы «Республика моя»,

  • $Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!" 

  • «В этом мире все равны» - урок толерантности

  • Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»

  • Проведение классных часов на темы: «Герои Отечества»

  • $Уроки мужества «Героями не рождаются – героями становятся»

  • Игра-соревнование «Богатырская наша сила»

  • Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ "Наша Родина - Россия", "Герб, флаг, гимн России, "

  • $"Конституция России - Основной Закон государства", "Твои права и обязанности

  • Единый классный час, посвященный  Дню защитника Отечества: «Служить России суждено тебе и мне»

  • Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»

  • Дискуссия «0т безответственности до преступления один шаг»

  • Уроки мужества:«Шли в бой ребята — ровесники твои»

  • 1)Беседа – рассказ «Что ты знаешь об истории земли русской?».

$6класс

  • Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи

  • Тематические классные часы «Башкортостан – родимый край!»,

  • Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"$ 

  • «В этом мире все равны» - урок толерантности

  • Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»

  • $Проведение классных часов на темы: «Память о героях не уйдёт в забвенье», "Хлеб войны"

  • Уроки мужества «Гордимся славою героев»….

  • Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ "Конституция России - Основной Закон государства", Конвенция ООН о правах ребёнка, "Твои права и обязанности

  • Единый классный час, посвященный  Дню защитника Отечества:«Их имена навеки в нашей памяти»

  • Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»

    $

  • Беседа-знакомство с Интернет - сайтом «Президент России – гражданам школьного возраста»

  • Устный журнал «Что можно и что нельзя»

  • $Уроки мужества: «Партизанка Лиза Чайкина»

7 класс

  • Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи

  • Тематические классные часы и радиолинейки «Заповедный край Башкортостан».

  • Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"$ 

  • «В этом мире все равны» - урок толерантности

  • Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»

  • Проведение классных часов на темы: "115-я годовщина со дня рождения Г.К. Жукова", "Герои войны", "День воинской славы России", "П.С. Нахимов", "Битва под Москвой".

  • Уроки мужества «Героями не рождаются – героями становятся»,«Гордимся славою героев»….

  • $«Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»

  • Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ "Конституция России - Основной Закон государства", Конвенция ООН о правах ребёнка, "Твои права и обязанности", основы Трудового законодательства

  • «Конституция – закон, по нему мы все живем!» - беседа

  • Единый классный час, посвященный  Дню защитника Отечества: «Учись у героев Отчизну беречь!»$ 

  • $Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»

  • Правовая игра «От рождения и до совершеннолетия», «Тихо, идет судебное заседание»

  • Уроки мужества: «У каждого своя история, связанная с войной»

8 класс

  • Тематические классные часы и радиолинейки «Они прославили Башкортостан».

  • Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!" 

  • «В этом мире все равны» - урок толерантности

  • Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слав$а»

  • $Проведение классных часов на темы: "Герои войны", "День воинской славы России", "П.С. Нахимов", "Битва под Москвой".

  • Уроки мужества «Гордимся славою героев»….

  • «Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»

  • Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ «Структуры символики», «Констит$уция о правах ребёнка», тематические классные часы.

  • «Конституция – закон, по нему мы все живем!» - беседа

  • Единый классный час, посвященный  Дню защитника Отечества: «Учись у героев Отчизну беречь!» 

  • Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»$

  • Анкетирование «Как ты относишься к службе в Армии?»

  • Дискуссия «Поступок рождает судьбу»

  • Беседа юриста «Подросток и правоохранительные органы: конфликты и взаимодействие»

  • $Уроки мужества: «Реквием»

Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):

  • 7,8 кл- Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи

  • 5,6,7,8кл - Акция «Осенняя неделя добра» (оказание помощи вете$ранам ВОВ и ветеранам труда)

  • Фотовыставка «Мой край – Башкортостан», «Природа родной Башкирии»

  • Выставка рисунков «Родина моя» , «Край родной».

  • Конкурс юных чтецов по произведениям писателей и поэтов Республики Башкортостан (5 – 6 кл.);

  • Тематические книжные выставки в библиотеках  «Тобой го$ржусь! Люблю тебя и славлю!», «Башкирия моя, мой рай земной!».

  • Конкурс видеороликов «Молодежь Башкортостана за здоровый образ жизни».

  • Спортивно - развлекательная программа ко Дню народного единства «Если дорог тебе твой край»

  • Выставка изделий народного творчества «Наследие - хранить!»

  • $Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн.

  • Конкурс рисунков и плакатов «Я рисую свои права» «Государственные символы», «Страна, в которой я живу», «Конституция: история и современность».

  • Акц$ия «Я – гражданин! А ты?»- развлекательная программа и оказание помощи детям с ограниченными возможностями, детям сиротам, нуждающимся.

  • Спортивные соревнования:

  • $

- « Один в поле не воин»

- « Турнир богатырей»

  • Лыжный поход «Тебе, солдат, посвящаю…»

  • Военно-спортивная игра « А ну-ка, мальчики»

  • Конкурс рисунков и плакатов на тему «Мы будущие защитники Отечества», «Наша Армия родная»

  • Конкурс поздравительных открыток

  • Конкурс проектов «Твой вариант Декларации прав человека»

  • $Конкурс рисунков Конвенция «О права$х ребенка» в картинках»

  • Акция «Георгиевская ленточка», «Неделя добра» (уборка домов, благоустройство территории рядом с местом проживания ветеранов Великой Отечественной войны), «Фито-бар» для ветеранов, «Открытка от доброго сердца»

  • 5класс – Выставка «Музей вредных привычек». Выставляются в зале экспонаты детских шалостей с полным комментарием гидов об экспонатах. Это может быть и зал восковых фигур, сценического мастерства, картинная галерея «детский травматизм», выставка опасных для жизни предметов и т.д.

  • Конкурс творческих работ «Права человека - глазами ребенка».

  • $6класс – КТД «Зеркало». Отразить в каждом выступлении класса то негативное, что происходит внутри класса, и как нужно избавляться от всего нехорошего, что возникает во взаимоотношениях, приводящих к конфликтам: оскорбления, клички, порча имущества одноклассника, драки и т. д.

  • Конкурс творческих работ «Права человека - глазами ребенка».$

  • 7 класс – Игра «Следствие ведут знатоки». Придумывается преступление, которое может быть совершено в нашей школе. Участники распутывают данное преступление.

  • Турнир знатоков права «Мы за достойную жизнь»

  • 8 класс - Игра «Пойми меня». Игра на знание правовой терминологии.

  • Турнир знатоков права «Мы за достойную жизнь»

$Уровень родительского коллектива (родительские собрания):

Общешкольные родительские собрания: "Право на образование", Ответственность родителей за судьбы детей"

5-й класс, «Детские шалости и закон». Какие проблемы возникают в семье при нарушении ребенком закона. Как в таких случаях нужно поступать родителям, и какую помощь нужно оказывать собственному ребенку.

6-й класс. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Разговор о физическом насилии над личностью, о том, что часто семья и внутренние отношения в ней становятся толчком грубого поведения ребенка.

$7-й класс. «Все начинается с простого». Познакомить родителей с последствиями, с которыми может столкнуться семья при совершении ребенком кражи. Как нужно строить свои взаимоотношения с ребенком, и какие правила должны существовать в семье, чтобы ребенок не смог взять чужого.

8-й класс. «Я - очевидец». Разговор о честности и открытости человека. О том, как он должен поступать, когда на его глазах совершается преступление, и чему он должен научить своего ребенка.

$

$

Литература.

  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.

  2. $Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.

  3. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.

  4. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения $XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.

  5. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.

  6. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.

  7. Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.

  8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5.$ С. 2-8.

  9. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.

  10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.

  11. Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.

  12. Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.

  13. Ястребова А.П. Программа воспитательной деяте$льности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29.

Post Comment