РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ, 8 КЛАСС

МБОУ Л$ицей №1 им. Г. С. Титова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ,

8 КЛАСС

НА 2013-2014уч.г.

Автор-составитель:

$Завальная Евгения Леонона учитель

истории и обществознания

квалификационная категория: высшая

Г. Краснознаменск Московская обл.

2013 год

Рабочая программа

по Истории России. 1800-1900гг. (8 класс)

Пояснительная записка

$Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2010

$Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей1:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ход$е ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1913 г. годы царствований; «великих р$еформ»; политической и социальной истории; важнейших военных кампаний, революций

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необ­ходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

Составлять описание памятников: зданий и техн$ических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и по­литического строя России в XIX — начале XX вв.; положения разных слоев населения; внут­ренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, фео­дальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отнош$ения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.

Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX — начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

$Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Программа:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.». — М.: Просвеще­ние, 2009.

Учебник:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение;

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX век. — М.: Просвещение.

2. Содержание изучаемого к$урса

2.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории $в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=70 часов. История России — 46 часов, Всеобщая история – 24 часа).

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Раздел 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

20 ч

Введение. Россия на рубеже веков

1

Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.

$5

Тема 2. Общественные движения начала XIX в.Движение декабристов.

3

Тема 3. Внутренняя политика Николая 1.

$2

Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в

2

Тема 5. Внешняя политика Николая1.

3

Тема 6. Российская культура первой половины XIX в.

3

Тема 7. Родной край в первой половине XIX в.

$1

Повторение и обобщение. Россия в первой половине XIX в.

1

Раздел 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

22 ч

$

Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в.

5

Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в.

3

Тема 3. Внешняя политика Александра II.

2

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III.

$5

Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг.

1

Тема 6. Российская культура второй половины XIX в.

3

Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.

4

Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в.

$

1

Повторение и обобщение. Россия и мир на пороге XX в.

1

$

итого

46 часов

РОССИЯ В XIX в. 8 класс (44 ч)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч)

Тема 1. Введение. Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сосло­вия. Экономический строй. Политический строй.

Тема 2. Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX в2. (5 часов)

Внутренняя политика в 18011811 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр 1. Про­ект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Ука$з о «вольных хле­бопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная ре­форма в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. М.М. Сперанский. «Введение к уложению государственных зако­нов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 18011812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Основные пели и направле­ния внешней политики. Россия в третьей и четвертой анти­французских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 180$7 г. и его последствия. Присоединение к Рос­сии Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Куту­зова главнокомандующим. Бородинское сражение и его зна­чение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захват­чиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 18131825 гг. Начало заграничного похода, его це­ли. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Россия и образование Священного Союза. Восточный вопрос во внешней поли$тике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 18141825 гг. Причины изме­нения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Алек­сандра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Развитие промыш­ленности и торговли.

Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов. (3часа)$

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Движение декабристов. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия вос­стания декабристов.

Тема 3. Внутренняя политика Николая 1. (2 часа)

Внутренняя политика Николая 1. Укрепление роли го­сударственного аппарата. Усиление социальной базы самодер­жавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточе­ние контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управле­ния. Свод законов Российской империи. Русская православ­ная церковь и государство. Усиление борьбы с революцион­ными настроениями. III отделение царской канцелярии$.

Социально-экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Первые желез­ные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хо­зяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Ре­форма управления государственными крестьянами П.Д.Ки­селева. Рост городов.

Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа)

Особенности об­щественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Официальная государственная идеология: Теория «официальной$ народности» С. С. Уварова. Либе­ральное движение. Западники (Т. Н. Грановский. С. М. Со­ловьев) и славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские). Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Утопический социализм: теория «общинного социализма».

Тема 5. Внешняя политика Николая 1. (3 часа)

Внешняя политика в 18261849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 —1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Присоединение Кавказа. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

$ Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы вой­ны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 часа)

Развитие образования в первой половине $XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двитубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и раз­витие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского. Н.И.Ло­бачевский. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зимин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кру­госветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

$Особенности и основные стили в художественной куль­туре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одо­евский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произве­дения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкаль­ной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка го­родов$. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасите­ля, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Культура народов Российской империи. Взаимное обога­щение культур.

Тема 7. Родной край в перовой половине XIX в. ( 1ч)

Основные понятия раздела

$ Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промыш­ленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предпри­ниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, коди­фикация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революцион­ная демократия. Романтизм, классицизм, реализм. Русско-византийский стиль.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия на пороге перемен.

$

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (22 ч)

Тема 1. Великие реформы 1860-70 г.г.. (5 ч)

Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обще­стве. Александр II . Начало правления Александ­ра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и при­чины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Отмена крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 6070-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная ре­форма. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность ре­форм. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

$

Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (3 часа)

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конс­титуционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Рост революционного движения в пореформен­ный период. Н. Г. Чернышевский. Революционно­е народничество (М. А. Бакунин, П.Л.Лавров, П. Н.Ткачев). Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые $рабочие организации. Раскол «Зем­ли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа)

Внешняя политика Александра II. Основные направле­ния внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Гор­чаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход воен­ных действий, итоги. $М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль Рос­сии в освобождении балканских народов от османского ига.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов)

Внутренняя политика Александра III. Личность Алек­сандра III.. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы 1880-х гг. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Полити­ка в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. $Наступление на местное самоуправление. Нацио­нальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 8090-е гг. Социально-экономическое развитие страны после отме­ны крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индуст­риализации. Формирование классов индустриального общества Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Промышленный подъем на рубеже XIXXX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Деятельность Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Вит­те. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Размывание дворянского сослов$ия. Дворянское предпри­нимательство. Социальный облик российской буржуазии. Ме­ценатство и благотворительность. Положение и роль духо­венства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изме­нения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казаче­ство. Особенности российского пролетариата.

Внешняя политика Александра ///. Приоритеты и основ­ные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская полити­ка России.

Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час)

$ Общественное движение в 8090-х гг. Кризис револю­ционного народничества. Изменения в либеральном движе­нии. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 часа)

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Д.И.Менделеев. Успехи физико-матема­тиче$ских, прикладных и химических наук. Географы и путе­шественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революцион­но-демократическая литература.

$ Искусство. Общественно-политическое значение деятель­ности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успе­хи музыкального образования. Русский драматический те­атр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост на­селения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изме­нения в деревенской жизни.

Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (2 часа)$

Российская империя на рубеже веков и ее место в ми­ре. Территориальная структура Российской империи, ее гео­стратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Ми­ротворческая инициатива русского императора. Международ­ная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в да$льневосточ­ный конфликт. Военно-политические блоки.

Тема 8. Родной край во второй половине XIX – начале ХХ в. в. ( 1ч)

Основные понятия раздела

Промышленный переворот, экономический кризис, инду­стриализация, монополизация, монополистический капитализм, полицейское государство, социальная структу­ра, общественное движение, либерализм, консерватизм, ре­волюционно-демократическое движение, анархизм, народни­чество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, про­летариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисе­митизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбани­зация, критический реализм, «Могучая кучка», передвижники. Тройственный союз, Антанта.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И БОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия и мир на пороге XX в.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ XIX в»3

$

Тема урока

$

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания$

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч)

1

Введение. Россия на рубеже веков

1

Урок изучения нового

материала

Урок — беседа

Территория. Население. Сосло­вия. Экономический строй. Политический строй.

$

Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику

$Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов)

2

Внутренняя

$политика

в 1801-1811 гг.

М. М. Сперанский

1

Урок изучения нового

материала

$Урок — рассказ с элементами беседы

Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы

Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право.

Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять пред­посылки и содер­жание проектов М. М. Сперанского; причины их непол­ной реализации и последствия при­нятых решений

$

3

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

Комбинированный

Урок — беседа

Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцуз­ских коалициях. Тильзитский мир и рус­ско-француз$ский союз. Континентальная бло­када

Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм.

Называть основные цели, задачи и направления

$ внешней по­литики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность

4

Отечественная воина 1812 г.

1

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеонов­ских войск из России

$

Отечественная война,

$Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сто­рон, характер вой­ны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и пока­зывать по карте основные сражения

5

Заграничный

поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.

1

$Комбинированный

Урок — беседа

Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз

Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых ус­ловиях

$

6

Внутренняя

политика

в 1814-1825 гг. Социально-

экономиче­ское развитие

1

Комбинированный

$Лекция с элементами беседы

Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консерватив­ных тенденций А. А. Аракчеев.

Аракчеевщина.

Тарифный устав, военные поселения

$

Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического кур­са Александра I; давать оценку внутренней поли­тики Называть характерные черты со­циально-экономи­ческого развития; объяснять причины экономического кри­зиса 1812-1815 гг.

$Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов (3 часа)

7-9

Общественные движения начала XIX в. Движение

декабристов

$ 3

Урок

изуче­ния нового материала

работа в группах

Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами

Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движе­ния; основы идео­логии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятель­ности декабристов; оценивать истори­ческое значение восстания декаб­ристов

$

Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа)

$10

Внутренняя

политика Николая I

1

Урок

изучения нового мате­риала

$

Работа с документами.

Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержав­ной власти. Ужесточе­ние контроля над обще­ством. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф.

Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть харак­терные черты внутренней поли­тики Николая I

$

11

Социально-

экономическое развитие. $Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

1

Урок –изучение нового материала

практикум. Работа с документами

Противоречия хозяйственн$ого развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах»

Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую поли­тику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д.

$

Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа)

12 -13

Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государстве$нная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм.

2

Урок — изучение нового материала

практикум. Работа с документами

$Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический со­циализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический со­циализм. Петрашевцы

Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и прак­тики общественных движений; сравни­вать позиции за­падников и славя­нофилов, высказы­вать свою оценку

Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа).

$14

Внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа.

1

$Урок — изучение нового материала

Урок –рассказ с элементами беседы

«Международный жандарм». Внешняя политика России.

Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война

Называть основные направления внешней по­литики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странам$и Запада

15-16

Крымская

война.

2

комбинированный урок

$Урок – рассказ

Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения

Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места во­енных действий; объяс­ня$ть значение и итоги Парижского мирного договора

Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 часа)

1$7

Российская культура первой половины XIX в. Образование и наука.$

1

Урок

изучения

нового

мате­риала

семинар. Работа в группах.

Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды рус$скими мореплавате­лями Сословность образования

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки

18-19

$Российская культура первой половины XIX в. Художественная культура. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

2

комбинированный урок

Работа в группах с документами.

Достижения культуры и искусства. Основные стили в ху­дожественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жи$зни на рубеже XIX-XX вв.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достиже­ния российской культуры

20$

Тема 7. Родной край в перовой половине XIX в.

1

Урок –изучение нового материала

лекция

$

21

Россия на пороге перемен

$1

Повторительно-обобщающий урок.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (21 ч)

$

Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (5 часов)

$

22

Александр II. Отмена крепостного права.

1

Урок

$изучения

нового мате­риала

Лекция с элементами беседы

Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная опе$­рация. Повинности временнообязанных крестьян

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостно­го права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьян­ские реформы; объяснять значе­ние отмены крепо­стного права

23-24$

Великие реформы 1860-70 г.г.

2

Урок

изучения

нового мате­риала

Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России

$

Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просве­щения; приводить оценки характера и значения соц. ре­форм.

25-26

Социально-

$экономиче­ское и политическое развитие после отмены крепостного права

2

Урок

изучения

нового мате­риала

Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавиро$вания. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II

Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объ­яснять причины замедления темпов роста промышлен­ного производства;

Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (3 часа)

$

27-28

Общественные движения второй половины XIX в.

$

2

комбинированный урок

Урок -беседа

Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Ога­рев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чер­нышевский, Н. А. Доб­ролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П$. Л. Лавров, П. Н. Ткачев

Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватиз­ма и либерализма, радикального общественного движения

29

$Национальная политика в царствование Александра II.

1

Изучение нового материала

$лекция

Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский воп­рос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний.

$

Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа)

30$

Внешняя

политика

Александра II

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны

$Союз трех императоров, «Священная война»

Называть цель и основные направления внешней по­литики 60-70-х гг.

31

Русско-турец­кая война 1877-1878 гг.

$

1

комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

Русско-турецкая война

Балканский кризис, на­ционально-осв$ободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и харак­тер; показывать на карте места воен­ных действий; знать полководцев и участников; объ­яснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного дого­вора; победы Рос­сии в войне с Тур­цией

Тема 4. Социально-экономи$ческое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов).

32

Внутренняя

политика

$Александра III. Контрреформы 1880-х гг.

1

комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения

Реакционная политика. Называть основные черты внутренней поли­тики Александра III

$33-34

Социально-экономическое развитие России на рубеже $XIXXX вв. С. Ю. Вит­те.

3

комбинированный урок

Работа с текстом учебника

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального обще­ства. Промышленный подъем на рубеже XIXXX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.$

Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объ­яснять в чем со­стояли цели и ре­зультаты деятель­ности политических деятелей

35

$

Внешняя политика Александра III Россия в военно-политических блоках.

1

Урок

изучен$ия нового мате­риала

Работа с текстом учебника

Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии.

Называть цели и основные направления внешней поли­тики Александра III

Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час)

$

36

Общественное движение в 80-90-х гг.

1

Урок изучения нового мате­риала

Работа с текстом учебника

$

$Распространение мар­ксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобожде­ние рабочего класса»

Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; назы­вать существенные черты идеологии и практики общест­венных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 часа)

$

37-39

Российская культура второй половины XIX в.

3

изучение

нового мате­риала

Работа с документами

$Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. Д.И.Менделеев. Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр.

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки

$

Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (4 часа)

$

40-41

Российская

империя на рубеже веков и ее место в мире

2$

изу­чение нового

мате­риала

лекция

Особенности промышленного и аграрного развития России на ру­беже Х1Х-ХХ вв.

Геостратегическое положение, инд$устриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Рос­сийской империи, называть особенно­сти процесса модернизации в Рос­сии начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах

42-43

Россия в международных отношениях начала XX в.

2

$ интегрированный урок

лекция

Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Ми­ротворческая инициатива русского императора. Международ­ная конференция в Гааге

Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз

$

44

Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. в.

1

интегрированный комбинированный урок

$

лекция

.

$

45-46

Россия и мир на пороге ХХ века

2

Повторительно-обобщающий урок

$

4. Ресурсное обеспечение.

4.1 Основная литература.

Программа:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.». — М.: Просвеще­ние, 2009.

Учебник:

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX$ век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение;

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России XIX век.

4.2 Дополнительная литература:

4.3 Медиаресурсы «Мир знаний»: http://www.mirznaniy.com

  • Серия видеохрестоматий «Ожившая история» Часть 4: История России XIX век (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)

  • Электронное пособие «История России в документах» (ООО «Мир знаний», Самара, 2010)

1 См. стандарт основного общего образования «История»

2 В тексте по$дчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

3 Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.

Post Comment