Тема урока: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»

Тема: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»$
Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  1. Учебные цели: $

  • На основе знаний о предыдущем периоде развития отечественной истории систематизировать вновь приобретенные знания об особенностях и направлениях культуры;

  • $ подвести учащихся к итогу о том, что реформы культуры способствовали возвышению международного статуса России;

  • помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России;

  1. Развивающая:

  • сформировать у учащихся образное представление $об уровне российской культуры первой четверти XVIII века.

$

  1. Воспитательная:

  • развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

  • воспитывать уважение к истории своей страны.

Термины: ассамблея, гравюра, кант, клавикорды.

Основные даты и события

1702 г. $ — начала издаваться первая печатная газета «Ведомости».
       1714 г.$ — основание Кунсткамеры.
      
1712 – 1725гг. — А. К. Нартов изобрел и построил токарный станок.

1724 г. — указ об учреждении Академии наук и художеств.

$Оборудование:

  • Карта «Социально – экономическое развитие России в первой половине XVIII века».

  1. Организационный момент:

$

— Здравствуйте ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует???

II$. Проверка домашнего задания:

— Закрыли все учебники…

Разминка

Работа учителя Работа уч-ся

  1. В каких годах была$ введена подушная подать?

1718 – 1724 гг.

  1. В каком году Петром I был учрежден Сенат?

1711 г.

$

  1. В каком году был указ об объединении мастеров-ремесленников в цехи?

1722 г.

  1. В каком году была церковная$ реформа?

1721 г.

  1. $Чем Петр I в 1699 г. заменил Боярскую думу?

Ближней канцелярией

$

  1. В каком году был принят Таможенный тариф?

1724 г.

  1. $В каком городе в 1721 г. был заключен мирный договор между Россией и Швецией?

Ништадт

  1. В каких годах была Северная война?

1700 – 1721 гг.

  1. Россия в 1721 г. стала?

  2. $

империей

  1. В каком году был принят указ «Табель о рангах»?

$

1722 г.

— Ребята какая тема была задана на дом?

— Экономика России $в первой четверти XVIII века.

$Раздать карточки

III. Индивидуальный опрос

$ Карточки

I вариант

$

II вариант

  1. Дайте определение термину «меркантилизм»$.

Дайте определение термину «протекционизм».

$

  1. Дайте определение термину «подушная подать».

Дайте определение термину «приписные крестьяне».

  1. Дайте определение термину «мануфактура».

Дайте определение термину «мануфактура».

Ответы на карточки

I вариант

II$ вариант

Меркантилизм — это торговая политика, которая заключалась в том, чтобы государство постоянно имело положительный торговый баланс с другими странами.

$Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

$Подушная подать- основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.

Приписные крестьяне – дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных$ заводах, т. е. были прикреплены (приписаны) к ним.

Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда на основе ручной, ремесленной технике.

Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда на основе ручной, ремесленной технике.

$ IV. Фронтальный опрос

Работа учителя

$Работа уч-ся

  1. Чем вы можете объяснить экономическое отставание России от европейских стран в нач. XVIII века?

Несмотря на серьезные перемены, происшедшие в российской экономике в XVII веке, она продолжала отставать от ведущих европейских держав. В то время как в Западной Европе шел процесс разложения феодального строя, Россия предпринимала попытки его совершенствования. Это вело к нарастанию экономических проблем. Так, при огромных природных ресурсах в стране не хватало собственного метал$ла, и она была вынуждена покупать его в Швеции. Не было налажено производство важнейших промышленных изделий. Слабым было мануфактурное производство (к концу XVII века в стране насчитывалось не более 30 мануфактур). По старинке развивалось сельскохозяйственное производство, в котором не применялись новые методы хозяйствования, известные в Европе. Мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей населения.

  1. Каковы были главные направления экономической политики Петра $I?

Все эти проблемы сознавал Петр I с самого начала его государственной деятельности. Но более отчетливо они проявились после его поездки в Европу. Непосредственным же сигналом к началу реформ в области экономики послужило начало войны со Швецией, когда сразу прекратились поставки шведского металла в Россию. Потеряв всю арт$иллерию под Нарвой, молодой царь не имел металла для новых пушек и, как мы помним, был вынужден переливать на пушки церков$ные колокола.

Одной из главных особенностей политики Петра 1 в области экономики стало усиление государственного вмешательства в ее развитие. Практически все промышленное строительство первой четверти XVIII века было ориентировано на нужды армии и флота. Лишь с 1715 года царь стал поощрять частное предпринимательство. Одной из главных причин этого была неэффективность государственного управления многими мануфактурами. Поэтому в частные руки передавались, как правило, убыточные предприятия. Главными направлениями экономических преобразований Петра стали протекционизм (поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу) и меркантилизм (преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны). Для пополнения казны была введена казенная монополия на соль. Полученные от этого большие средства шли на строительство канал$ов, выдачу средств предпринимателям.

  1. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве России?

Россия продолжала оставаться аграрной страной. Абсолютное большинство населения (достигшего к началу XVIII века численности 14—15 миллионов человек) по- прежнему занималось сельским хозяйством.

Стремясь максимально использовать положительный западный опыт, Петр приказал применять при уборке зерновых наряду с традиционным серпом литовскую косу и гра$бли, которые по его приказу тысячами закупались и рассылались по губерниям. В результате эти новые инструменты вскоре стали основными орудиями труда в черноземных и степных районах страны. Крестьяне с большой охотой переходили на косу из-за многократной экономии времени.

Создание большой регулярной армии потребовало разведения новых пород овец, дававших сырье для производства сукна. Они закупались в Испании и Германии, а затем разводились в южных районах России. Также создавались первые конные заводы, без которых было невозможно иметь большую кавалерию.

$ Для нужд двора разводились шелковичные черви, с помощью которых производился шелк. По указу царя расширялись посевы льна и конопли для нужд армии.

Строительство флота потребовало вырубок$ лесов на обширных территориях. В связи с этим Петр I запретил рубить лес вблизи рек. Это были первые в истории нашей страны природоохранные мероприятия.

Однако, несмотря на все эти новшества и перемены к лучшему, принудительный труд крепостных, низкий уровень развития сельскохозяйственной техники не могли обеспечить высокой и устойчивой урожайности полей.

  1. Какие изменения произошли в ремесленном производстве?

К концу царствования Петра в стране $было учтено около 16 тысяч ремесленников.

Крупнейшими ремесленными центрами были Москва (здесь около 7 тысяч человек занимались ремеслом) и Петербург (2,5 тысячи). Основными видами ремесленного производства были предметы домашнего обихода: замки, ножи (особо ценились те, что были сделаны в селах Павлове, Ворсма и др.), оловянная посуда (Яро- славль), холсты (Кострома), украшения из золота и серебра (Москва), финифти (Ростов Великий) и др.

В целях повышения качества ремесленной продукции мастера были обязаны ставить личное клеймо на изделии.

В 1722 году были введены ремесленные цеха, объединившие мелких$ производителей. Кроме зарегистрированных ремесленников, в стране были многие тысячи деревенских мастеров, работавших в межсезонье, когда заканчивался сельскохозяйственный цикл. Как правило, они хорошо выделывали кожи убитых на охоте животных и шили из них шапки и шубы.

С увеличением численности армии росли заказы на кожаные сапоги и ремни. Только в Москве работало почти 1500 сапожников. Однако главными специалистами в этом деле считались ярославцы. Качество$ выделки кожи русскими ремесленниками было настолько высоким, что их изделия превратились в один из самых популярных товаров, идущих в Европу.

  1. $Какие изменения произошли в торговле?

В первой четверти XVIII века успешно развивался всероссийский рынок. Кроме сельских торжков, куда 2— 3 раза в неделю собирались продавцы и покупатели из близлежащих деревень, действовали и расширялись оптовые ярмарки.

При Петре I были усовершенствованы пути сообщения, что содействовало развитию торговли: был построен Вышневолоцкий (1703—1709) и начато строительство Ладожского обводного канала (1718—1731) и Волго-Донского канала.

Развитию внутренней торговли способствовало увеличение численности городов и городского населения, рост мануфактурного производства, создание регулярной и многочисленной армии.

Значительно выросли и объемы внешней торговли. При$чем значение крупнейшего прежде порта — Архангельска — неуклонно падало, а роль Петербурга, Риги и других балтийских гаваней возрастала.

Стремясь оградить отечественного производителя от конкуренции иностранных товаров, Петр ограничивал или запрещал вовсе ввоз в страну тех товаров, которые в достаточном количестве производились в России. Одновременно запрещался вывоз сырья, необходимого отечественным производителям.

$

В 1724 году Петр принял Таможенный тариф, который установил 75%-ную пошлину на ввоз в страну даже высококачественных иностранных изделий, если они в достаточном количестве производились в России. Это делало ввоз таких товаров невыгодным для иностранных купцов. Пошлины на другие иностранные товары устанавливались в пределах от 12 до 37% и взимались в иностранной валюте по выгодному для России курсу. Был ограничен вывоз золота и серебра из страны и, наоборот, поощрялся их ввоз. Основными торговыми партнерами России при Петре были Англия и Голландия. В Россию ввозились табак, металл и изделия из него,$ украшения, кружева, кофе. Вывозились в основном пенька, лен, сало, юфть, поташ, лес, начинался экспорт зерна (он был запрещен лишь в годы неурожая). На юге страны важнейшим торговым центром была Астрахань, через которую шла торговля с Персией и Закавказьем. На востоке все более активной становилась торговля с Китаем.

При Петре были сделаны и попытки установить торговый путь через Центральную Азию в Индию, но они не были удачными.

  1. Каковы были итоги экономического развития России в первой четверти XVIII$ века?

Главным итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства страны в первой четверти XVIII века. В семь раз вы- росло число мануфакт$ур. Значительно расширился объем выпускаемой промышленной продукции. Страна впервые вышла на третье место в Европе по выплавке металла и стала его экспортировать (продавать за границей). В сельском хозяйстве внедрялись новые орудия труда, росла его производительность. С включением в состав России Прибалтики значительно выросли торгово-экономическ$ие связи с Европой, год от года росли обороты внешней торговли. Крупнейшим ее центром был Петербург. Увеличился товарооборот и внутри России. Значительно выросло купеческое сословие, ставшее основой отечественной экономики.

Однако все эти достижения были получены высокой ценой: тяжелые налоги вели к обнищанию многих крестьянских хозяйств; свободное предпринимательство тормозилось господством крепостнической системы. Государство играло ведущую роль в экономике.

Все это вызывало неизбежные конфликты и потрясения в обществе.

$Собрать карточки

— Переходим к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века»

$ V. Изучение нового материала

Работа учителя

$

Работа уч-ся

План урока:

1. Новшества культуры и быта.

2. Образование.$

3. Развитие науки.

4. Литература и искусство.

5. Значение культурного наследия петровской эпохи.

§ 18 — 19. $Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

1. Новшества культуры и быта. $

(Рассказ учителя) Целью Петра было создание облика новой России, что было невозможно достигнуть без серьезных изменений в сфере культуры, науки, образования.$

Именно благодаря его усилиям в России стало утверждаться мнение, что в области просвещения, науки, культуры, быта прогрессивно и полезно то, что уже прошло проверку временем в передовых западных странах и вывело их на ведущие позиции в мире. Но Петр стал перенимать не только действительно нужные и полезные научно-технические достижения, знания, образ жизни и даже образ мыслей, но и то, что для России, во многом не готовой к европейским новшествам, было бессмысленным, вредным и даже губительным.

Когда Петр I по возвращен$ии из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны$, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, потом пошли и ягодки. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких), но и парики. В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления и России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, юлы исчислялись от мифического сотворения мира. Новый год начинался I сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) — от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому $календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города. Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское де$ление — деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских в$оротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость княжеских и боярских фамилий. Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов. Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи — собрания. $(Ребята запишите новый термин в тетради ассамблея). Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми. Государственные мужи вели сол$идные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился гак называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г. книга «Юности честное зерцало» (заметим, что написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона — правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно был$о обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там, в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова «уха», рыбное блюдо), чтобы везде брызгало, не сопи когда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь но$жом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений. Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые — день коронации Петра 1, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св. Андрея Первозванного (30 ноября).

$ Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая граждан екая азбука — вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков.$

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии. В них печатались русские и переводные учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегр$еческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки — общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы. Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». (Ребята запишите дату в тетради 1702 г.). $Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу. Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.$

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечения всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять $удобную и хорошо приспособленную к русскому климату одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды. Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указаниях предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» — выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не посередь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планиро$вки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге. А ранее в Европе только в семи городах — Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Beне, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к го$роду на телегах, зимой — на санях везли строительный камень, кровельный материал, бревна, доски. Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, ма$стера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли — Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меншикова, здание Кунсткамеры и др.

2. Образование.

«Аз есмь в $чину учимых». Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь. Того же он требовал от всей страны.

В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства. Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.

Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного — центрального и местного — управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, дипломаты.

$В ответ на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными языками. Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на базе которой формируются школы — славяно-латинская, славяно-греческая и славяно-русская.

При Петре I$ в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней — кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ. В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, порой экзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых. Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования. По существу, царь силком втаскивал Россию в просвещение.

$3. Развитие науки.

$Еще будучи в Европе во время Великого посольства, Петр I много внимания уделял ознакомлению с европейской наукой. Он встречался с выдающимися учеными, изобретателями. Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Но как перенести научные знания в Россию, как дать мощный импульс научной мысли в отсталой стране? Первое, что он сдела$л, — пригласил на службу европейских научных светил. Петр не скупился на расходы. Обеспечивал их хорошими окладами, предоставлял удобное жилье, давал различные льготы. Так $в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700—1782), французский астроном и картограф Жозеф Делиль (1688—1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам. Многие из них при его поддержке проходили обучение в европейских странах. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех$ областей науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы. Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.

Открытие новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт. Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать, «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе. Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смер$ти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.

Другая экспедиция пробив$алась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару. Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к началу 20-х гг. появились карты отдельных частей России.

Общий подъем экономики и просвещения в стране привел к сдвигам в области технических новшеств. В механике появились изобретения Андрея Константиновича Нартова, создавшего серию оригинальных токарных и вин$торезных станков в 1712 – 1725гг. (Ребята давайте запишем дату 1712 – 1725 гг.). Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.

$ По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды. Сам Петр в свободные часы работал как автор над «Историей Свейской (т. е. Шведской) войны». Но времени не хватало, и его труд остался неоконченным.

Потрясенный музеями Европы, Петр задался целью создать нечто подобное и в России. В 1714 г. в Петербурге открылась Кунсткамера — первый естественно-научный музей в стране. (Ребята запишите дату 1714 г.). Для него, выстроено специал$ьное здание на берегу Невы, которое до сих пор является одним из украшений города.

Все эти достижения в области$ науки, появление в России иностранных ученых, рост собственных научных кадров привели к тому, что Петр замыслил создать Российскую академию наук. Он считал, что развитие и стране фундаментальной науки станет мощным рычагом ее восхождения на более высокий цивилизационный уровень. Петр подошел к этой проблеме с присущей ему решительностью и размахом. Академию он взял на государственное обеспечение и оказал ей всяческую государственную поддержку. Но и от ученых требовал упорного и масштабного труда на благо Отечества. Проект Академии наук Петр утвердил в 1724 г. Сама же Академия открылась в 1725 г. уже после смерти ее создателя. (Ребята запишит$е дату 1725 г.).

4. Литература и искусство.

Эпоха Петра 1 не могла не наложить отпечаток на литературу и искусство.

$В традиционные народные литературные жанры — былины, исторические песни, сказки властно вторгается «петровская» тема. В них присутствует сам царь, его свершения и победы, тяготы, раздумья. Там же описаны и его враги — шведы и Мазепа, и те из его соратников, кто предал, обманул его, вроде казнокрада сибирского губернатор$а князя Гагарина.

Новым явлением в литературе стала публицистика — произведения, созданные петровскими сподвижниками и прославлявшие деяния царя-реформатора. Такими были, например, творения Феофана Прокоповича, вице-президента Синода, видного церковного деятеля и писателя. В своих трудах «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» он прославляет Петра I, преобразование России, право царя на передачу престола в своей семье по собственному усмотрению, а не обязательно старшему сыну, ставшему к этому времени в оппозицию к отцу.

Первая четверть XVIII в. России отмечена новыми явлениями в области искусства.

$ В Москве был вновь возрожден театр. Представления шли в деревянном здании, сооруженном прямо на Красной площади. Ставили пьесы немецких, французских, испанских авторов, но, естественно, на русском языке. Появились и первые пьесы отечественных драматургов на исторические темы. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.$

Произошли существенные сдвиги в живописи, и главное из них — развитие наряду с традиционной иконописью светской реалистической живописи. В первую очередь это относится к портретной живописи.

Появились первые русские художники-реалисты. Оценив их талант, Петр послал некоторых из них на выучку за границу. Виднейшим портретистом своего времени был Иван Никитич Никитин, создавший галерею портретов знаменитых людей той эпохи. Его кисти принадлежит и картина«Петр I на смертном ложе». Другим известным русским художником — портретистом стал Андрей Матвеевич Матвеев. Оба они прошли обучение в Голландии.

В музыке также произошли изменения.$ Наряду с традиционными церковными хоровыми произведениями, народными песнями зазвучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на эти военно-музыкальные зрелища.

5. Значение культурного наследия Петровской эпохи.$ Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.

На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.

Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.

$Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

$

$

Ассамблея – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.

1702 г. $ —начала издаваться первая печатная газета «Ведомости».

$

$

1712 – 1725гг. — А. К. Нартов изобрел и построил токарный станок.

1714 г. — открылась Кунсткамера — первый естественно — научный музей в России.

$1725 г. —учреждении Академии наук и художеств.

Закрепление: $Давайте вспомним с вами: Что нового было для Российского государства в культурных преобразованиях Петра I?

Повторительно-обобщающая беседа по вопросам учебника:

  1. $Чем была вызвана необходимость проведения реформ в области культуры и образования Петром Великим?

  2. Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?

  3. Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

$

Домашнее задание: § 18 – 19; прочитать документы на стр. 144-145, ответить на 3 вопрос к документу на стр. 145; сообщение на тему «Кунгурское восстание 1703 г.».

$

16

Post Comment