Урок для 6 класса на тему "Восточные славяне и их соседи"

Тема урока: Восточные славяне и их соседи. 6 класс

Цель урока:

  • познакомить учащихся с занятиями, верованиями и бытом восточных славян;

  • $продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение;

  • развивать коммуникативные умения;

  • формировать навыки работы учащихся в группе.

Основные$ понятия урока: подсечно-огневая система земледелия, союзы племен, бортничество, язычество, идолы, вервь, вече, народное ополчение, быт.

Подготовка к уроку:

  • $ объединение учащихся в группы;

  • рисунок «Восточные славяне»;

  • подготовка рабочего текста «Восточные славяне».

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Восточные славяне». Урок проведем по методике интерактивного обучения, учимся работать в группах, учимся общаться.

1 этап урока.

  • Вызов интереса.

$

Учитель – Приступаем к 1 этапу урока.

А знаете ли вы, что славяне верили в существование разного рода нечистой силы. Кикимору они считали недобрым духом славянской избы. Никем не замеченная, пробирается она в дом и поселяется за печкой. Отсюда выходит она по ночам, чтобы попроказничать с веретенами, прялками, вязанием. Перепутает нитки, а потом уберется за печку, чтобы там стучать, пугая малых детей. И если кого невзлюбит – всех из избы выгонит своими причудами: принимается все бросать, швырять. А если уйдет жить в курятник – всем курам перья повыщиплет.

  • $ Вызов активности.

Учитель демонстрирует классу рисунок, на котором изображены восточные славяне.

Учитель - А какими вы ребята п$редставляете себе восточных славян? Напишите. Создаем словесный портрет восточных славян.

Обсуждение.

  • Вызов опыта.

Учитель – Что вы еще знаете о восточных славянах? Напишите.

Каждый ученик работает индивидуально – 2 мин.

$Обсуждение в группе – 1 мин.

Учитель - А сейчас соберем в корзину все, что вы знаете о восточных славянах.

С$ообщение групп.

Учитель всю информацию записывает столбиком на доске. Ребенок имеет право на ошибку, учителю исключить комментарии, например такие как – «этот ответ не правильный».

2 этап урока.

Учитель - Переходим ко второму этапу урока. Ребята все, что вы знаете о восточных славянах записано на доске. Что из записей вызывает сомнения? (ответы детей) Вывод: необходима дополнительная информация. Предлагаю вам познакомиться с рабочим текстом «Восточные славяне». Повторим правила работы с текстом.

Правила р$аботы с текстом.

! - информация которая известна;

+- все, что еще не сказали;

v- все, по поводу чего думали иначе;

?- хочу узнать подробнее.

Рабочий текст «Восточные славяне»

Большую часть Европы и значительную часть$ Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от$ друга. Примерно во 2 тыс. до н.э. произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. В V в. до н.э. они разделились на балтов и славян. В V в. н.э. славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского морей. В ходе движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.

Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.

Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной$ и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.

Славя$не сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством и охотой.

Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, рум$яное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами.

Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.

Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных $рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.

  1. Учащиеся индивидуально работают текстом. Делают отметки на полях.

  2. Обсуждение задания в группах.

  3. $ Учитель предлагает вопросы группам:

- Какие ошибки мы допустили на первом этапе урока? (Возвращаемся к записям на доске, если есть ошибки – исправляем)

$

- О чем еще не сказали, рассказывая о восточных славянах? (Новую информацию учитель записывает на доске)

- Ребята, о чем бы вы хотели узнать подробнее?...Это будет вашим домашним заданием.$

- Что же мы знаем о восточных славянах? Давайте сгруппируем эту информацию, составим кластер.

Идет обсуждение в группах – 1 мин.

Группы сообщают информации, учитель записывает ее на доске.

происхождение

$

расселение

быт

$Восточные славяне

верования

управление

внешний облик

племенные союзы

$черты характера

Учитель - Подведем итог урока, что мы знаем о восточных славянах? Используя кластер, составьте рассказ. Сообщение не более 3 мин.

Идет обсуждение в группах – 2 мин.

$Сообщение групп (1 группа – рассказывает, 2 группа – оценивает ответ).

3 заключительный этап урока – рефлексия прошедшего занятия.

Учитель - Ребята, вам предлагается выразить с$вое отношение к теме урока, составить синквейн (стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам).

Правила написания синквейна.

  1. Первая строка – тема, называется одним словом (обычно существительным).

  2. $ Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словам (глаголами).

  4. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Учащиеся работают индивидуально (каждый составляет синквейн)- 1 мин.

Идет обсуждение в группах – 2 мин.

$Сообщения групп (озвучивание синквейна).

Оценка учителем работы групп на уроке.

Итоги урока.

Post Comment