Урок для 7 класса по теме: «Внешняя политика России в годы правления Петра I. Северная война»

Татьяна Владимировна Волегова,

учитель истории

МКОУ «Большелеушинская СОШ»

П.Большие Леуши

Октябрьский район

ХМАО-ЮГРА

Технологическая карта урока

$ Предмет: история России класс 7

Тема урока

$

Место урока по теме

Внешняя политика России в годы правления Петра I. Северная война

Т$ретий урок по теме «Преобразования Петра I

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Фронтальная, работа в паре, работа в группе. Прием «открытое письмо, составление хронологической таблицы, продуктивные методы

Цель урока

Задачи урока

$Сформировать представление о том, что борьба России за выход к Балтике была продиктована, с одной стороны, стремлением вернуть исконно русские земли, с другой — необходимостью дальнейшего, в том числе экономического развития страны.

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях.

  2. На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом Северной войны, установить логические связи между этими событиями.$

  3. В ходе коллективного обсуждения осознать роль борьбы за выход Россией к Балтике и ее роль в развитии страны.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

— причины Северной войны;

— направле$ния внешней политики Петра I.

— определять место и роль основных битв в ходе Северной войны;

— объяснять, почему решающее сражение за выход к Балтийскому морю происходило на территории Украины;

— проследить изменение границ Российского государства по условиям Ништадского мира.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

$Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, интерактивная доска, карта «Внешняя политика России в первой половине XVIII века», карточки с заданиями, портрет Петра Великого

ХОД УРОКА

Цель этапа

$

Дея$тельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

$

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята!

Отгадайте, пожалуйста про кого говорил историк С.Ф. Платонов: «____________ как реформатор созрел за границей»

Проявление интереса к материалу изучения.$

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Включение в учебный процесс

II этап: $постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок?

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать на море.

Сюда по новым по волнам

Все флаги в гости будут к нам»

А.С. Пушкин$

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования.

Внешняя политика России в годы правления Петра I .

Северная война.

Учебно-познавательная, коммуникативная

$

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализаци$я знаний 5 мин.

Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Представьте, что вам нужно ответить на вопрос иностранца: «Какой мечтал видеть Россию молодой царь Петр I?» Отвечать нужно прилагательными.

Напишите пис$ьмо друг другу, что вам известно о Северной войне?»

Демонстрируют знаний, умения по теме.

Сильной, торгующей,

Морской, активной, и др.

Пишут письмо, обмениваются первичной информацией.

Учебно-познавательная

Прием «Открытое письмо

$Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

$

Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Представьте, что вы журналисты, вам надо описать хронологию Северной войны.

1.Прочитайте самостоятельно разделы 1-4,6,7 параграфа 23.

2. По ходу чтения делайте на полях пометки карандашом:

V-уже знаю,

+ — новое

? – не очень понятно

! – ценная информация

3.Составьте хронологическую таблицу «Северная война» она на экране интерактивной доски.

$4.Самостоятельно определите ее этапы и аргументируйте свой выбор

5.Подведите итоги Северной войны.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Учебно-познавательная

КОЗ составление хронологической таблицы «Северная война»

$ Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничес$тва, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: первичное проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Итак, как журналисты отмечаем, что нового узнали об истории Северной войны? Что в изучаемом материале показалось интересным? Какая информация, на ваш взгляд, требует уточнения?

«Работа в паре» — по таблице по алгоритму:

1 ученик рассказывает о событиях Северной войны, другой показывает, где они происходили на карте.

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал.

$

Учебно-познавательная, коммуникативная

Работа в паре

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

$Вы как журналисты, должны еще и поработать с документами. Перед вами на экране «Приказ Петра Первого перед Полтавской битвой» на экране.

Проанализируйте, документ с точки зрения важности победы в этой битве. Найдите в тексте документа слова, которые утвердили воинов в победе.

Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.

Ориентируется в информации.

Самооценка.

$

Выбор заданий соответствующего уровня.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа с историческими документами

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная.

Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативная.

Освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой д$еятельности.

Социальная.

Уточнение собственных в$озможностей и ограничений.

VII этап: контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция 5 мин.

Организовать действие по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;

объединение словом или предложением;

оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Коллективно-распределенная деятельность.

Проективная деятельность.

Работа с дополнительной литературой.

Работа в группах по учебнику п.5, параграф 23 по заданиям на карточках

1 группа рассказывает о Прутском походе 1711год.

$ П.8,параграф 23

2 группа рассказывает о Персидском походе 1722-1723гг.

Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг$

Коммуникативная, учебно-познавательная

Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Соединять$ части в целое.

Высказывать суждения по результатам сравнения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

VIII этап: рефлексия 5 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:

Сегодня на уроке я …

Самым полезным и интересным для меня было….

Я встретился с трудностью пр$и …

У меня хорошо получилось..

Мне это необходимо для…

Строки самому себе..

Скажи комплемент новой теме..

Домашнее задание: Подготовка статьи на тему: «Итоги внешней политики Петра I». Спасибо за урок.

Анализирует деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная

$Рефлексия с использованием клеше

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Приложение 1.

Северная война

Этап

$

$Год

Дата

Событие Северной войны

I этап

1700

ноябрь

$Поражение под г. Нарвой

1703

16 мая

Заложена крепость Санкт-Петербург

1705

Заняли Восточную Лифляндию, крепости Дерпт, Нарву, Митаву.

II этап

1708

28 сентября

Битва у деревни Лесной. Победа

1709

27 июня

Генеральное сражение. Полтавское сражение. Победа

$III этап

1714

27 июля

Морское сражение у п. Гангут. Разгром шведского флота

1720

27 июля

Гренгамское морское сражение. Поражение шведского флота.

1721

30 августа

Ништадский мирный договор.

Итоги: Северная война нужна была для завоевания выхода в Балтийское море. Россия получила выход в Балтийское море. Была с$оздана боеспособная регулярная армия.

I этап – неудачный, Россия набирается военного опыта

II этап- основной- решающее генеральное сражение под Полтавой, которое предопределило исход войны Стратегическая инициатива переходит к русской армии.

III этап- заключительный .

Критерии оценивания:

Сделаны заметки на полях- 1 балл

Заполненная таблица правильно- 10 баллов

Верное определение этапов- 2 балла

Подведен итог- 2 балла

Шкала оценива$ния:

15 баллов — все выполнено верно — отметка «5»

14-13 баллов – задание выполнено с мелкими недочетами «4»

12-10 баллов – задание выполнено с недочетами «3»

9-7 баллов – задание выполнено с грубыми ошибками «2»

$

Приложение 2

Приказ Петра I перед Полтавской битвой.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и Церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас.- А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила $Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Приложение 3

Задание группе № 1

1.Выделите причины Прутского похода 1711г.

2. Раскройте особенности Прутского похода 1711г.

Задание группе №2

1. Выделите причины Персидского похода 1722-1723гг.

$2.Раскройте значение Персидского похода 1722-1723гг

Литература

С.В.Перевезенцев, Т.В.Перевезенцева. Учебник история России 7 класс. Изд. «Русское слово»

Т.В.Перевезенцева Книга для учителя. История России 7 класс. Изд. «Русское слово»

Дидактический материал к уроку «Внешняя политика России в годы правления Петра I. Северная война»

Post Comment