Дополнительная образовательная программа проекта «Искусство народов мира»

Дополнительная образовательная программа

Проекта «Искусство народов мира»

$ Направленность программы: художественная
Вид образовательной деятельности: изобразительное искусство, информационные технологии
Программа авторская разработана учителем высшей квалификационной категории гимназии № 8 г. Дубны Московской обл. Шишлянниковой Е.В
Программу реализуют Муниципальные учреждения дополнительного образования детей

г. Дубны Московской области с 2010 года
Возраст детей от 12 до 14 лет
Срок реализации программы: 2 года – 70 часов (1 час в н$еделю).

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Программа разрабатывается не только с учетом основных приоритетов в $области дополнительного образования, но и с учетом запросов родителей и детей, как основных социальных заказчиков и потребителей предоставляемых дополнительных образовательных услуг.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.

Радость творчества знакома каждому ребенку. У детей увлечение рисованием, к сожалению, проходит к подростковому возрасту, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Но чтобы этого не случилось, чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и укрепить в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще.

Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтат$ь, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. И задача взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Ребенку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества.

Как же помочь ребенку встать на позицию творца, художника. Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу… Но порой, перекочевав на бумагу, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается. Юный художник обиженно отбрасывает кист$ь и перестает творить. Цель проекта помочь ему научить, с блеском, выполнять изобразительные, декоративные и дизайнерские работы в простейших графических редакторах?

Одна из главных задач программы — знакомить детей с различными компьютерными графическими технологиями и приемами рисования на компьютере для того, чтобы в будущем обучающиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций, коллажей и т.д..

Актуальность данной программы обусловлена также ин$форматизацией образования, реализацией Муниципального проекта: «Формирования единой инфраструктуры информационных ресурсов муниципальных учреждений подведомственных Управлению народного образования города Дубны Московской области», реализацией Муниципальной программы «Развитие информатизации в системе дополнительного образования города Дубны Московской области».

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера.

Одним из источников мотивации является занимательность. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на проекте в «Искусство народов мира» позволяет: активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика, применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и сред$ы.

Применение компьютеров на занятиях изобразительного искусства создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Общество становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся должны осваивать компьютер и его возможности в учебной и исследовательской деятельности. Именно педагог может помочь ребенку на занятиях творческого объединения открыть многогранные возможности интернета и научить пользоваться ими в целях образования и профессиональной деятельности.

$При наличии Мобильного компьютерного класса (обычно 12 ноутбуков в комплекте), использование на уроке в классе из 25 учеников, крайне проблематично. А в условиях дополнительного образования, учитель направляет и корректируeт деятельность учащихся в освоении компьютерных и Интернет — технологий наиболее эффективно.

Применяя новые информационные технологии, нельзя отказываться от традиционных методов, форм, техник рисования.

Одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных приемов и техник. А так как на уроках изучить различные компьютерные технологии просто не хватает времени, на проекте «Искусство народов мира» эти задачи могут с успехом реализоваться.

Введение новых художественных материалов и техник, как известно, активизирует процесс художественного творчества обучающихся.

$В проекте «Искусство народов мира» используется смена видов изобразительной деятельности в течение учебного процесса (графика, живопись, декоративная работа, работа в различном материале и работа на компьютере), кроме этого изучается направления в искусстве разных культур.

Занятия в проекте позволяет избежать потери интереса к рисованию, сохра$няет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техникой и решает искусствоведческие задачи.

Работа обучающихся реализовывается с помощью интеракивной проектной деятельности учащихся. Весь этап проекта разбит на несколько блоков-проектов, каждый из которых изучает ту или иную историческую эпоху.

Цель дополнительной образовательной программы: Развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству, как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с дизайном.$

Задачи дополнительной образовательной программы:

  • актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с искусством;

    $

  • культурная адаптация обучающихся в современном информационном пространстве на основе художественно-исторического наследия и применение его в современных дизайнерских проектах;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно — познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • $формирование умений и навыков художественного самообразования;

  • формирование умений решать и выполнять конструкторские задачи;

  • формирование умений использования современные информационные технологии.

Определение периода обучения.

Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся средней $школы в возрасте 12-14 лет.

Всего 70 часов (1 час в неделю).

Проект реализовывается с использованием Мобильного компьютерного класса и мультимедийного презентационного оборудования. Причем длительность практической работы с фиксацией взора непосредственно на экране монитора на занятии для данной возрастной категории не должна превышать 20 -25 минут (в соответствии с требованиями СанПиН).

Соответствие программы возрастным особенностям учащихся.

Реализация концепции творчества в разновозрастных творческих коллективах школьников средних классов, позволяет решать задачи высокой информационной и технологической сложности, не допу$ская разрывов в познавательной деятельности начинающих обучающихся и содержательно-созидательной деятельности обучающих старшей возрастной группы обучаемых. Задача педагога – подготовить диффенцированные задания. Правильная подача базовой информации поможет ученикам понять задание и повысить вероятность выполнения ими этого задания.

Межпредметные связи

Проект «Искусство народов мира» является интегрированным курсом проектной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностей и межпредметной интеграции: информатики, черчения, геометрического конструирования, истории, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, дизайна, художественного проектирования

Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий)

Занятия проводятся в соответствии с расписанием полным составом, с группой
обучающихся (13 человек). Учащиеся получают реальные результаты дея$тельности в процессе обучения.

Занятия включают лекционную и практическую часть, а так же участие во всех мероприятиях проводимых учреждением дополнительного образования и в городских мероприятиях. Планируется участие в фестивалях, конкурсах, выставках.$ Практическая часть курса организована в форме занятий. Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа обучающихся.

Теоретическую и прикладную часть курса (на усмотрение преподавателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

В преподавании данного курса используются методы:

  • информационно-рецептивный;

— проектный метод;

  • практические занятия.
    Основные формы организации занятий:

— лекционно-практические занятия;

— практикум,

— самостоятельные

— групповые работы (работы над проектами).

— занятие-конференция.

$В рамках проекта обучающиеся, выбрав определенную историческую эпоху, используя Интернет-ресурсы, художественную литературу, шедевры мировой художественной культуры и др. должны представить интегрирований художественный продукт,

связывающий художественное — историческое наследие культур разных народов.

Алгоритм проведения проекта

1 этап – постановка проблемы. Погружение в мир $искусства и культуры определенной страны .

2 этап – уточнение направления исследования. Изучение исторической эпохи в контексте искусства .

На данном этапе необходимо уточнить Интернет-ресурсы, которые будут использованы при разработке данного проекта. Будет уточнен алгоритм исследования, определен характер работы – групповой или индивидуальный, уточнены критерии оценки проекта для учащихся.

3 этап – объединение и систематизация собранного материала.

4 этап – вып$олнение художественно – творческих работ. Применение различных техник и способов, наиболее актуальных и целесообразных.

5 этап – оформление работы. Каждая группа или обучающийся должны представить готовый проект в виде мультимедийной презентации, которая продемонстрирует качество собранного материала, и будет являться базой для систематизации полученных знаний. А также в виде творческих работ и моделей.

$5 этап – представление результата работы. В зависимости от объема и поставленных педагогических задач, представление итогов работы может быть проведено или на школьной конференции, или непосредственно на учебном занятии.

6 этап – подведение итогов. Рефлексия.

Возможность развития данной проектной деятельности:

Вариантом данного проекта может быть и исследование на основе Интернет-ресурсов культуры и искусства различных стран и эпох. Особенностью проекта может стать его масштабируемость, дополняемость в зависимости от подключения новых проектных групп.

Основные знания, умения, навыки.

$обучающиеся должны знать:

  • понятия «культура», «жанры искусства», «композиция» и др.;

  • особенности культуры различных стран мира;

  • виды искусства,

  • элементы и инструменты компьютерной графики (линия, форма, объем, пространство, светотень, цвет, фактура и текстура фильтры и др.);

  • принципы художественного конструирования (целесообразность, единство, равновесие, доминанта, соподчинение, динамизм, гармония)

$обучающиеся должны уметь:

  • использовать ранее полученные знания и жизненный опыт;

  • решать творческие задачи и задания, используя вариативность;

  • применять полученные знания при выполнении творческих проектов;

  • работать в группе;

  • оценивать свою деятельность и деятель$ность других.

Формы контроля уровня достижений учащихся

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • итоговые конференции;

  • выставки творческих работ.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляе$тся по результатам выполнения практических заданий.

Для контроля знаний используется и выставка работ.

Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

Проверкой достигаемых обучающемися; образовательных результатов могут служить:

  • устные суждения педагога,

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • $текущая диагностика и оценка педагогом деятельности обучающегося;

  • текущий самоанализ обучающегося;

  • публичная защита работ.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты проектов.

Критерии оценки результатов обучения

Удовлетворенность обучающихся, посещающих творческое объединение.

Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; самостоятельность; соблюдение правил техники безопасности).

Сформированность навыков и умений (применимость теоретических знаний при выполнении заданий; сложность и оригинальность).$

Творческие отчёты (конференции, выставки творческих работ и проектов).

$ Технические условия для реализации программы:

1. Кабинет ИЗО, оснащенный:

  • ПК для учителя,

  • Мультимедийным проектором,

  • Экраном.

  • Мобильным компьютерным классом — 12 комплектов компьютерного оборудования с системными требованиями не ниже:

  • Pentium 3 c тактовой частотой 1,7 Мгц

  • Оперативная память: 512Мб (ОЗУ) –DDR2

Или возможность проводить занятия в компьютерном классе.

Желательно иметь:

  1. $ Документ-камеру.

$

Список литературы и информационных ресурсов

  1. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. — Минск, ООО Попурри, 1997.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика — М.: БИНОМ, 2005.

  3. Хомянский Л. М., Щипанов А. С. Дизайн книга для учащихся — М.: Просвещение 1985.

  4. http://linteum.ru/$ — сайт для художников — любителей и профессионалов. Здесь вы найдете уроки и мастер-классы по живописи, графики, освоите работу с маслом, акварелью, сангиной, сепией, соусом, пастелью и другими мягкими материалами.

  5. http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3028&i_id=30 — Учительская газета

  6. $ http://www.classmag.ru/contest/3124004/index.html — Классный журнал — современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста

  7. http://mxkguru.narod$.ru/intro/lesson-4.html Разработки уроков по мировой художественной культуре.

  8. $ http://draw.demiart.ru/category/risuemgolovu/ — здесь собраны лучшие онлайн Уроки Рисования, написанные признанными мастерами графики. Уроки будут интересны как начинающим, так и уже продви$нутым художникам.

  9. http://fantasyart.boom.ru/ -учебник по рисованию

  10. http://www.refer.ru проверенный источник ценной информации.

  11. www.$innovativeteachers.ru — Сети творческих учителей. Полная библиотека VCT-проектов

$

$Развернутое тематическое планирование проекта

«Искусство народов мира»

(1-ый год обучения)

1 час в неделю, всего – 35 часов

$

Темы проектов

Количество часов

Применение ИКТ

$ Теория

Практика

всего

I.

$ Введение в понятие «культура».

1

1

1

1.

Что такое культура?

Виды искусства, п$ринципы компьютерного дизайна,

основы компьютерного дизайна (композиция, линия, форма, объем, пространство, светотень, цвет, фактура и текстура и др.)

$

учебные презентации, МКК, ПК, проектор

II.

Путешествие в первобытное общество.

1

2

3

$

1

$ Искусство первобытного человека

1

1

2

учебные презентации, МКК, ПК, проектор

$ 2

Графика. Силуэт. Создание графической творческой композиции в Painte «Охота на мамонтов» (как вариант)

1

1

учебные презентации, МКК, ПК, проектор изучение аналогов (ИР)-папка учителя

III.

Египет.

1

5

$

$ 6

3

Анализ и адаптирование художественного наследия Египта, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании Египетского искусства. Поисковая, исследовательская деятельность учащихся.

1

1

2

$

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК

4

Творческая композиция «Пейзаж с пирамидами»

2

2

$

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК

5

Создание видеоролика «Искусство Египта» в Movie Maker

1

1

2

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК

IV.

Греция.

$ 4

8

12

6

Анализ и адаптирование художественного наследия Греции, стиль в одежде и архитектуре. Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании Греческого искусства в современном дизайне.

$

1

1

2

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК,

7

Греческий храм. Понятие ордера. Колонна. Элементы храма. Греческий орнамент. Пейзаж с греческим храмом (Компьютерная графика)

$

1

3

4

МКК, ПК, проектор изучение аналогов (ИР)-папка учителя

$7

Создание эскиза греческой вазы в Paint

1

1

$

2

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК,

8

Создание эскиза греческого костюма в Pаint NET

1

3

$

4

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК

V.

Страна восходящего солнца. Япония.

3

$

24

13

9

Анализ художественного наследия Японии, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Изучение ИР — Бонсаи, экебана, японские сады, японский$ театр.

1

3

4

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК

10

Японский костюм-кимоно. Дизайн текстиля Японии. Компьютерный эскиз.

1

$

2

3

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК

11

Японский пейзаж-эскиз (компьютерный дизайн).

$

1

$ 1

изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК

12

Образ японской женщины. Компьютерная графика

1

1

2

$

изучение аналогов (ИР)-папка учителя учебные презентации, МКК

13

Японское искусство(отображение в презентации собственных художественных работ).

Создание презентаций

$-

2

2

учебные презентации, МКК, папка учителя, ИР, МКК

14

$

Выставка «Япония» Подготовка, отчет-конференция.

1

1

учебные презентации, МКК, проектор

Содержание программы «Искусство народов мира»

$(1 — ый год обучения)

Тема 1. Введение в культуру. (1 час).

Основные вопросы: Что такое культура?

Виды искусства, принципы компьютерного дизайна,

основы компьютерного дизайна (композиция, линия, форма, объем, пространство, светотень, цв$ет, фактура и текстура и др.)

Практическая работа.

Творческая композиция.

Тема 2. Путешествие в первобытное общество. (3часа).

$Основные вопросы: Искусство первобытного человека.

Практическая работа.

Создание графической творческой композиции в программе «Paint» «Охота на мамонтов».

Тема 3. Египет. (6).

$Основные вопросы: Анализ художественного наследия Египта, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре.

Практическая работа.

Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса.

Творческая композиция «Пейзаж с пирамидами»

Создание видеоролика «Искусство Египта» в Movie Maker.

Тема 4. Греция. $(12).

Основные вопросы:

Анализ художественного наследия Греции, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Использование Греческого искусства в современном дизайне.

Практическая работа

Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса.

Создание эскиза греческой вазы в Paint.

$ Создание эскиза греческого костюма в Pаint.

Подготовка к выставке.

Тема 5. Страна восходящего солнца. Япония. (13 часов).

$Основные вопросы:

Анализ художественного наследия Японии, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Бонсаи, экебана, японские сады, японский театр. Японский костюм-кимоно. Дизайн текстиля Японии.

Практическая работа

Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса.

Компьютерный эскиз кимоно.

Японский пейзаж-эскиз (компьютерный дизайн).

Образ японской женщины (компьютерная графика).

Картина в стиле «Япония» (техника масляная, сухая пастель).

Создание презентации «Японское искусство»

Выставка «Япония», отчет-конференция.

$

Методическое обеспечение дополнительной образовательной $программы проекта «Искусство народов мира»

Занятия в проекте «Искусство народов мира» проводятся с использованием офисных программ Word MS и MS Power Point, Movie Maker, а также графического редактора Paint и Paint NET. Также для занятий используется компакт-диск «Искусство компьютерной графики для школьников» (Питер), компакт-диск «Мировая художественная культура: от зарождения до XVII века» (Питер)

Для проведения занятий разработаны и изготовлены Мультимедийные презентации в формате MS Power Point, и видеоролики в формате Movie Maker, которые используются при объяснении новой темы. Также при подготовке к занятиям используются ресурсы сети Интернет. Все работы учащихся, созданные с использованием программ MS Power Point, а также графического редактора Paint, также хранятся на жестком диске компьютера, что позволяет педагогу и учащимся отслеживать динамику процесса обучения. Создан также раздаточный материал по различным темам.

$

Практические работы учащихся

Post Comment