Древние образы в современных народных игрушках, 5 класс

$

Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, развитие интереса и любьви детей к народной игрушке.

Задачи: научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек.

Оборудование и материалы к уроку: глиняные иг$рушки. учебные таблицы «Дымковская, филимоновская. абашевская и др игрушки»,презентация, художественные материалы.


1. Организационный момент.

Организация рабочего места, учащиеся рассаживаются по группам.


2. Актуализация опорных знаний.

Мы познакомились с древними образами, наполняющими радостью жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами.


— Какие символы и образы использовались д$ля украшения жилища, костюма и предметов быта?


3. Формирование новых знаний.


Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарил$и друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие$ в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

(слайд №1)

Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

— Мы с ребятами из поис$ковых групп готовились к этому уроку и составили презентацию, которую вы увидите на экране. Поисковые группы выступят с сообщениями (приложение №1, слайд №3).

Ответы учащихся дополняются учителем.

  1. Дымковская игрушка (выступление первой поисковой группы).

(слайды №4-14)

$Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному — то дымковская, то вятс$кая, то кировская.


По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья — гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.

Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения — народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистул$ьки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи Характерный образ русского народного искус$ства — медведь: медведь с вожаком, медведь-охотник.


Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.


После обжига все фигурки покрываются белым цветом, Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать.

$

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы — или рассыпаются между ними — точки, черточки, тонкие линии.


Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами — кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

$


Особенно характерен образ индюка с большим, распущенным, как у павлина, хвосто$м. Края и середина хвоста украшенью кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.

Дымковская игрушка — самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, свет$лее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.


Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчеркивающие яркость крупных элементов узора — колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).

$
Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.


У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.

Рассматривание выставки из наглядного материала на д$оске.

  1. Филимоновские игрушки (выступление второй группы).

(на экране слайды №14-17)

Это яркая веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообраз$ны; фигурки нарядных барынь и солдат, всадников, животных — оленей, баранов, коров, коней, птиц. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.


Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, е ребенком или с птицей-$свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции; «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.


У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога — круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя — деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, — то ли это жи$вотные, то ли люди ряженые.


Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.


Роспись похожа на скоропись: б$ыстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами.

В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.


Роспись яркая, звучная Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными$ полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Игрушки добрые, веселые.

  1. Каргопольская игрушка (выступление третьей группы).

(на экране слайды №18-20)


Раньше эту игрушку лепили в селе $Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области$ находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».


Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.


Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с круп$ными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.


Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.


Изображение животных типично для народной игрушки — это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь — хозяин леса.

Самый загадочный образ — Полкан, могучий богатырь с туловищ$ем коня (кентавр).


Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др..

$
Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой — в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

$
После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают.

Цветовая гамма приглушенная, северная, для росписи характерны неяркие цвета — серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.


Гео$метрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

Рассматривание выставки из наглядного материала .

Работа по учебнику (стр 66-75 ).Ученики рассматривают фотографии по теме урока и определяются с выбором игрушки которую они будут лепить

.

IY$. Физминутка.

$

V. Закрепление пройденного материала.

На экране появляется таблица, которую учащиеся заполняют своими ответами.

(на экране слайд № 21)

Выступление учителя.

— Ребята, на экране и на с$толе вы видите еще несколько разновидностей игрушек. Подготовьте рефераты. Это и будет вашим домашним заданием.

( на экране слайд № 22)

В настоящее время в такие игрушки не играют. Их производят как сувениры.

Шеморданская глиняная игрушка производится в пос. Шеморданы, Кукморского района, в соответствии с традициями татарских народных промыслов. Изделия выполняются исключительно вручную в форме мелкой пластики.

(на экране слайды № 23-24)

$

Актюбинские игрушки. В Азнакаевком районе в пос. Актюба налажено производство изделий из глины: национальные игрушки-сувенир$ы. На сегодняшний день коллекция актюбинской игрушки содержит более 500 сюжетных композиций.

(на экране слайды №25-26)

— Как вы думаете, существует ли производство игрушек сувениров в Сергиево – Посадском районе ?$

— Да, конечно, в нашем районе также существует производство игрушек-сувениров. Это: богородская деревянная игрушка, сергиево -посадская матрёшка.

VI. Задание:

— создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла,

Учитель знакомит учащихся с методами лепки. Для удобства работы раздает на каждую парту таблицы с различными методами лепки.

$ (на экране слайды № 28-31)

Материалы:

пластилин, грунтовка (водоэмульсионная краска) или белая гуашь, полимерный флакон для основы.

$VII. Повторение.

Для закрепления и повторения полученных знаний составим синквейн.

1. Одним словом назовите тему урока (имя существительное)

$ игрушка.

2. Двумя словами охарактеризуйте игрушку (2 прилагательных)

народная, русская, красивая, древняя.

3. Опиши действие в ра$мках данной темы (3 глагола)

обучает, символизирует, радует.

4. Определи отношение к теме фразой из 4-х слов

игрушка это творение человека.

5. Повторение (одним словом)

игрушка-сувенир.

V$III. Анализ работ.

IХ. Домашнее задание.

Список использованной литературы

1.Н. А. Горяева Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизн$и человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского — М.: Просвещение, 2008

2.Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе»: учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений.-2-у изд$ание., -М.: Издательский центр «Академия», 2003

3.Каталог изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан, 2002

$4.Дымковская игрушка, Издательство «Мозаика — синтез».

5.Народное искусство и детское творчество: Учеб .-метод. Пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2000

6

Post Comment