Формирование творческих способностей учащихся через реализацию межпредметных связей на уроках изобразительного искусства

$МОУ « СОШ с.Карловка Пугачевского района Саратовской области»

Формирование

творческих способностей учащихся

через

реализацию межпредметных связей

на уроках изобразительного искусства

Учитель

изобразительного

искусства

2 кв. категории

Колдиной Галины Ивановны

$

Основными задачами деятельности считаю следующие:

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Формировать художественно-образное мышление, творческое воображение;

  • Прививать эстетическое восприятие окружающего мира, интереса к творческой деятельности.

В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что творческое мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний, опыта в новую ситуацию.

$ В течение 2-х лет исследую проблему реализации межпредметных связей, которые предоставляют широкие возможности использования знаний, приобретенных в процессе изучения других предметов, на уроках ИЗО.

При реализации межпредметных связей на уроках изобразительного искусства происходит применение потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются$ дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнения количества информации в уроке и мыслительной деятельности.

Ребенок на уроке, на котором осуществляется реализация МПС, может проявить себя несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Он востребован в силу своих возможностей и способностей. Это ведет к сокращению перегрузки детей, оказывает на школьников значительное психотерапевтическое действие. А также способствует соблюдению принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств (ИЗО, музыки, литературы), общности целей учебных предметов, возрастных особенностей школьников среднего звена, органического единства разных видов ощущений в познании действительности окружающего мира.

Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, явлений, помогающих развивать способности учеников, быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Межпредметные связи формируют навыки переноса знаний одного предмета при усвоении другого, что вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает, лучшую организацию мыслительной деятельности.

$Планируя художественно-педагогическую деятельность на уроках ИЗО, продумываю задания таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. При организации учебного процесса использую тесную связь с литературой, музыкой, информатикой, природоведением, историей, технологией. Это способствует соединению, сближению учебного материала предметов в единое целое, что помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности через звук, цвет, приобретать новые знания на стыке традиционных предметных знаний.

В практике преподавания приоритетными являются:

  • Методы развития художественного восприятия;

  • Методы развития пространственного воображения;

  • Методы развития логичес$кого мышления.

Так, изучая строение объектов изображения, их пространственное положение, формы, пропорции, цвет, градации светотени, создает условия для одновременного знакомства с законами красоты. Дети учатся видеть гармонию цветов, линий, у них пробуждается любовь и интерес к окружающей природе, музыке, русскому слову. Этому способст$вуют такие темы, как «Цвет в произведениях живописи», «Пятно как средство выражения», «Композиция как ритм пятен». На занятиях рисования по памяти и представлению раскрываю тему в неожиданных и интересных для учащихся аспектах, чтобы разнообразить, обогатить их представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным.

Огромную роль в развитии процессов, лежащих в основе формирования творческих способностей школьников, играет связь ИЗО с литературой, музыкой. Дети воспринимают различные виды искусств обособленно. Вместе с тем, такие виды, как живопись, литература, музыка тесно взаимосвязаны. Слияние искусств на уроках, их взаимодополнение способствует глубокому раскрытию образа. Ни одно из искусств, взятое изолированно, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Существенно то, что уроки – слияния искусств формируют эмоционально-эстетическую сферу ребенка, его чувства, духовное богатство. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого учитель стремится средствами искусства. В процессе изучения жанра «Пейзаж», «Портрет», «Традиции» включаю в урок чтение лирических стихотворений о природе, на нравственно-этические, патриотические темы. Художественное слово играет важную роль. От того, какие слова найдет учитель, чтобы создать нужное настроение, зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический или прозаический текст. В нем уже сконцентрирован эмоциональный образ, непоср$едственно воздействующий на воображение и чувства детей. Эти чувства становятся глубже, когда в творческий процесс включаю музыку соответствующей тематики. Например, отрывки из произведений П.И.Чайковского, Бетховена, современных композиторов.

Неразрывна связь уроков ИЗО и технологии. Перенос знаний учащихся по технологии при изучении материала изобразительного искусства дает возможность разнообразить виды заданий на сравнение, классификацию, обобщение. В практику учителя прочно вошли нетрадиционные уроки, реализующие связь данных предметов. Уроки-проекты, уроки-мастерские художника развивают творческую индивидуальность ребят, содействуют самовыражению каждого.

В формировании критериев, которые оценивают общественную значимость искусства, большую роль играет связь с историей. Творческие изыскания по истории, уроки – экскурсы, использование краеведческого материала стали традиционными в моей практике. Выстраивая единую систему упражнений по ИЗО и истории, с разных сторон учитель освещает одну и ту же проблему. Тем самым представление о предметах, явлениях, которые учащимся необходимо изобразить, раскрываю в различных проявлениях и связях. Неоценимо значение таких уро$ков в воспитании патриотизма, бережного отношения к наследию предков.

В настоящее время актуальной проблемой стала проблема информатизации образовательного пространства, обеспечения компьютерной грамотности учащихся.

Этот шаг позволил расширить познания учеников в области применения ИКТ, а также дал возможность расширить межпредметные связи: учащиеся создают творческие проекты в различных областях школьной программы. Например, презентации по истории, краеведению, литературе на основе рефератов, собственных исследований. Эта работа открывает новые пути активизации сотрудничества учащихся, стимулирует потребность детей творить с помощью современных компьютерных технологий.

В своей работе использую различные творческие задания, стимулирующие исследовательскую активность учеников. Предоставляю детям возможность активно задавать вопросы из других областей знаний, поощряю информацию, расширяющую представления о предмете и явлениях.

В результате применяемого подхода к преподаванию ИЗО повысилась эффективность урока. Отмечается положительная динамика уровня развития творческих навыков.

$ Навыки, полученные на уроках, ребята успешно применяют при изготовлении картин для школьных и районных выставок.

С каждым годом увеличивается количество участников:

Результаты школьников по изобразительному искусству за аттестационный $период с 2010-2015 г.

под руководством учителя изобразительного искусства

Колдиной Галины Ивановны

пп

$

$

$

$

Название мероприятия

Класс

Ф.И. участника

Уровень

Результат

2010-2011г.

1

Возраст делу не помеха

3

Колдин Матвей

школьный$

участие

2

Возраст делу не помеха

3

Фёдоров Михаил

школьный

участие

3

Возраст делу не помеха

3

$Волков Сергей

школьный

участие

4

Возраст делу не помеха

3

Колдин Матвей

муниципальный

1 место

5

Мастерская Деда Мороза

$

3

Фёдоров Михаил

школьный

$участие

6

Фантазия — 2010

3

Мензелеева Маргарита

муниципальный

1 место

2011-2012 г.

1

Возраст делу не помеха

1

Сенновская Ангелина

школьный

участие

$2

Возраст делу не помеха

1

Колдина Анастасия

муниципальный

участие

3

Возраст делу не помеха

1

$

Мартынов Иван

муниципальный

участие

4

Возраст делу не помеха

1

Шухрина Алёна

муниципальный

2 место

5

Возраст делу не помеха

1

Самыгина Алина

муниципальный

$

участие

6

Спасение на пожаре

4

Волков Сергей

школьный

участие

7

Спасение на пожаре

4

Колдин Матвей

$школьный

участие

8

Спасение на пожаре

4

Макеев Андрей

школьный

участие

$9

Спасение на пожаре

4

Фёдоров Михаил

школьный

участие

10

Спасение на пожаре

4

Шульгина Вера

школьный

$

участие

11

Чапаев с нами

4

Волков Сергей

муниципальный

2 место

12

Чапаев с нами

4

Колдин Матвей

муниципальный

участие

13

День Матери

4

Курочкина Анастасия

школьный

3 место

14

День Матери

$

4

Шульгина Вера

школьный

3 место

15

День Матери

4

Попова Виктория

школьный

1 место

16

Дружим с азбукой дорог

4

Курочкина Анастасия

школьный

$

участие

17

Дружим с азбукой дорог

4

$Попова Виктория

школьный

участие

18

Мама – солнышко моё

4

Колдин Матвей

школьный

участие

19

Мама – солнышко моё

4

Курочкина Анастасия

школьный

участие

20

Мама – солнышко моё

4

Макеев Андрей

школьный

участие

21

Мастерская русских художников

4

Колдин Матвей

школьный

$

участие

22

Мастерская русских художников

4

Макеев Андрей

школьный

участие

23

$

Мастерская русских художников

4

Волков Сергей

школьный

участие

24

Фантазия — 2012

4

Мензелеева Маргарита

муниципальный

1 место

$2012-2013г.

1

К-с плакатов «Масленица»

5

Коллектив

школьный

1 место

2

К-с плакатов «Масленица»

7

Коллектив

школьный

$2 место

3

К-с плакатов «Масленица»

6

Коллектив

школьный

3 место

4

Мы за ЗОЖ

5

$Колдин Матвей

школьный

участие

5

Мы за ЗОЖ

7

Елюсенова Алия

школьный

участие

6

Мы за ЗОЖ

7

Баянгалиев Руслан

школьный

участие

7

Мы за ЗОЖ

$7

Абдрашитов Александр

школьный

участие

8

Мы за ЗОЖ

7

Васильчева Светлана

школьный

участие

2013-2014г.

$

1

Мир воображаемый, мир реальный, мир искусства

6

$

Попова Виктория

областной

участие

2

Мир воображаемый, мир реальный, мир искусства

6

Шульгина Вера

областной

участие

3

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

6

Колдин Матвей

муниципальный

1 место

4

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

6

Шульгина Вера

школьный

участие

5

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

6

Кручинин Алексей

школьный

участие

6

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

6

Курочкина Анастасия

$

школьный

участие

7

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

6

Фёдоров Михаил

школьный

участие

8

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

$

6

Попова Виктория

школьный

1 место

9

Село, в котором я живу

6

Колдин Матвей

школьный

участие

10

На страже порядка

6

Колдин Матвей

муниципальный

2 место

11

Проектная работа «Весенняя фантазия»

$

9

коллектив

школьный

диплом

ЛИТЕРАТУРА

1.Книги из серии «Творческая мастерская учителя» для преподавателей изо по программе Б. Неменского

Сайты

1.ПЕДСОВЕТ образование, учитель, школа.ru

2.Учительский портал

$3.Институт художественного образования РАО

4.Завуч. инфо и другие сайты

$

7

Post Comment