Формирование у детей изобразительно-выразительных умений в рисовании пейзажа и животных

$Формирование у детей изобразительно-выразительных умений в рисовании

пейзажа и животных.

$

Подготовила воспитатель МАДОУ «ЦРР-детский сад № 239» г. Перми

Кощеева Л. А.

$

ПЛАН

1. Взаимосвязь изобразительной деятельности с познанием окружающей природы.

2 .Способы восприятия окружающего мира,

формирование эст$етического вкуса у детей.

3.$ Руководство рисованием пейзажа :

  1. особенности пейзажного рисунка;

  2. часто встречающиеся трудности;

  3. способы и средства их преодоления.

4. Изображение животных в движении .

Основные направления работы.

$

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что важнейшее средство развития ребёнка-дошкольника, формирование его личной культуры не может быть ограничено только изобразительной деятельностью, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства.

$Природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствует тому, что педагогика всех веков и народов использует ее как важнейшее средство развития личности ребёнка. Благодаря контакту с миром эстетики значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообраз$ных красках, звуках, пластических формах.

Он получает информацию, которая входит в него даже через такие ощущения, как удовольствие и неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления — цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цветов и звуков, пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус.

$А для эстетического развития крайне важно, что знания о мире существуют для ребёнка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме.

И чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, тем лучше закладываются основы для эстетического развития.

Чудесная красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым предметам.

Например, общение с цветами — огромная радость, подаренная человеку природой. Обратите внимание ребят на форму листьев, цветков, игру красок, разнообразие ароматов.

$Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Одно и то же дерево каждый ребенок может увидеть по — своему и запомнить на всю жизнь.

$Однако без специальной работы очень многие дети не замечают красоты природы или остаются к ней безразличными. А это обедняет эмоционально и духовно маленького человека. Поэтому необходимо ставить себе задачу специально формировать у детей эстетическое отношение к природе. Восприятие у детей отличается от восприятия взрослого человека — оно нуждается во «внешних опорах». Понимание красоты приходит через оценки окружающих его взрослых.

В своей работе с детьми я стараюсь целенаправленно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте природы и показать разнообразие её форм и цветов.

Осуществляя эстетическое развитие детей пытаюсь вызвать у них интерес к$ поэтическому описанию природы, произведениям народного декоративно — прикладного и изобразительного искусства.

Занятия детей изобразительной деятельностью организую по трём взаимосвязанным направлениям:

  1. $ В процессе собственной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

  2. В процессе эстетического восприятия природы.

  3. В процессе восприятия произведений искусства. При этом возникает необходимость решить следующие задачи:$

— развивать чувство цвета, формы, композиции;

воображение и творчество;

-побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

$ -помогать малышам осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

сохраняя непосредственность и живость восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, цветовому обогащению рисунков;

постепенно, с учётом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам не делая их предметом специальных учебных заданий.

$ Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок — интересен другим (педагогу, детям, родителям). Вызывать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера.

Подробнее хочу остановиться на рисовании пейзажа, его особенностях, чаще всего встречающихся трудностях, их преодолении, способах и средствах достижения цели.

$Все воспитатели, наверное, сталкивались с трудностями в изображении детьми картин природы, то есть пейзажа.

Если сюжетные и предметные рисунки более конкретны, то пейзаж, обязательно, является рисунком, в котором используется несколько планов. Это значит, что в рисунке необходимо изобразить какое-то пространство. Соответственно и предметы, расположенные на разных планах, должны быть разных размеров. Это серьёзная трудность для детей. Они не всегда правильно передают соотношение предметов, находящихся рядом друг с другом. Рассмотрим типичный детский рисунок: домик, дерево, цветы. Обратите внимание на пропорции предметов. Очень часто они противоречат своим естественным $размерам.

Овладеть этими умениями не так просто для ребёнка. Обращаю на это внимание, как на занятиях, так и в повседневной жизни. На прогулках, в играх, других видах деятельности.

При рассматривании картин или образца рисунка закрепляю с детьми пространственные отношения предметов, их пропорции по отношению друг к другу (дерево выше, чем куст, но ниже многоэтажного дома, дети ниже взрослых и так далее).

Провожу дидактические игры, в которых дети учатся сравнива$ть предметы, соотносить их по размеру. Например: «Наоборот», «Подбери пару», «Найди предмет, похожий по форме, размеру» и многие другие. В старшем возрасте дети уже умеют сравнивать предметы и изображать их по памяти, это позволяет выполнять рисунки после экскурсий, выездов на природу.

Своеобразно, творчески, передают дети пространство:

  1. $ В виде одной линии ( линии горизонта);

  2. Широкой полоски земли ( поле, луг );

  3. $Двух- трёх линий ( сугробы, пригорки );

  4. Широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные предметы рядом, дети подчёркивают их величину. Как правило, размером и цветом они выделяют главный для себя образ, вокруг него строят свой рисунок.

Огромную роль в рисунке играет цвет, как средство выразительности, он выполняет смысловые функции. Млад$шие дошкольники именно цветом выражают своё эмоциональное отношение к образу или предмету: цветок ярко­красный — красивый; медведь — большой, тёмный -грозный, сердитый и так изображаются многие другие предметы.

В старшем возрасте дети с помощью цвета отражают своё настроение в рисунке. Будь то впечатления от стихов или личных наблюдений. Предметы чаще всего окрашены у них привычным, конкретным цветом: небо — синее, солнце — жёлтое, трава — зелёная и так далее.

Для развития творческого отношения к рисованию стараюсь привлечь детей к использованию не только основных цветов, но и их отт$енков. Это расширяет возможности передачи тонких нюансов, которыми так богата наша природа.

Отдельно хочу остановиться на изображении детьми деревьев.

Всем, наверное, знакома так называемая «морковка с ветками» , когда ствол нарисован слишком примитивно. В своей группе я преодолела эту трудность благодаря, как наблюдениям в повседневной жизни, так и, конкретно, рисованию. Сейчас стараюсь больше внимания уделять объёмности изображения, его естественности.

Одним из способов расширения творческих способностей детей в рисовани$и пейзажа является использование художественных произведений, чаще всего, стихов. Это активизирует творческое воображение, умственную активность.

Чаще всего в стихах художественный образ (весны, зимы, просто картин природы) даёт возможность самостоятельно, по — своему, нарисовать пейзаж. На таких занятиях я не даю детям образец в целом, а стараюсь подобрать соответствующие теме произведения — картины известных художников и делаю только наброски отдельных предметов, обычно вызывающих затруднения в изображении их детьми.

Беседы о поэт$ических произведениях, обычно, проводятся до занятий по рисованию.

В них подробно рассматриваются все слова, которыми характеризуется природа. Запоминая сравнения, эпитеты, метафоры, используемые авторами, ребята, тем самым, расширяют свой словарный запас, стараются найти соответствующие этим словам художественные образы.

Например:

Осень по дорожкам

$

Ходит неспеша,

Листья на дорожки

$ Падают, шуршат…

Или:

Уж небо осенью дышало,

Уж ре$же солнышко блистало,

Короче становился день, Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

$Сколько простора для творчества, какие яркие, многогранные образы рисует воображение.

Ещё одним средством, помогающим в работе по изображению природы, является использование иллюстраций к стихам и музыкальных произведений известных композиторов, которые создали свои шедевры под впечатлением красоты природы. Значит и дети, в силу своих способностей, могут представить себя художниками. Это тоже влияет на их рисунки. Каждый хочет создать в рисунке что-то свое, особенное, не похожее на других.

$Хотя в нашей группе с этим есть некоторые проблемы. 3-4 человека буквально копируют соседские работы. Это я считаю своей недоработкой, которую стараюсь исправить. В процессе рисования на занятиях, в самостоятельной художественной деятельности таким детям индивидуально предлагаю изобразить простой предмет, показываю и проговариваю способы рисования, технику его изображения и т. д.

Наряду с рисованием пейзажа занимаюсь с детьми изучением изображения животных в движении.

В планировании занятий я разделила работу по рисованию животных на несколько тематических блоков:

  1. $

    по сложности изображения животных;

  2. по природным зонам их обитания.

  1. холодный климат (зона льда, тундра).

  2. $умеренный климат (лес, тайга, степь).

  3. $жаркий климат (пустыня, тропики).

В начале работы знакомила детей с местами обитания определённого вида животных, их особенностями, как они приспособились к данным климатическим условиям и в чём это выражено ( окрас шерсти, особенности строения тела ).

Имея такие знания детям легче запомнить и нарисовать характерные особенности различных животных.

$ Начинали рисовать с самых простых по форме и строению тела животных (цыплёнок, ёж, змейка). Постепенно расширяя и усложняя задачи рисования.

В ходе занятий использовала такие приёмы работы, как :

рассматривание иллюстраций, обследование формы тела животных, показ последовательности их рисования. Изготовила образцы, дающие представление о постепенном, последовательном превращении овала или круга в часть тела животного. Исполь$зовала наборы иллюстраций — раскрасок, в которых очень удачно подобраны и чётко изображены животные различных континентов.

После того, как дети овладели приёмами рисования статического изображения животных, я

усложнила задачу, пытаясь научить передавать в рисунке движение тела животных.

Основная группа детей освоила эти приёмы, я могу сказать, что добилась положительной динамики в работах детей по изобразительном$у искусству.

В будущем надеюсь продолжить работу по изобразительной деятельности и достигнуть ещё более существенных результатов.

$

Литература

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты з$анятий по изо
в старшей гр. д/с.»

2. Недорезова О. В. «Конспекты занятий в подготовительной
гр. д/с по изо»

  1. Швайко Г. С. «Занятия по изодеятельности в д/с. Программа, конспекты»

  2. $Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3-х до 5-ти в изодеятельности»

  3. Штейнле «Изодеятельность в ст. и подг. гр.»

Post Comment