Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анива»

Сахалинской области

$

Статья

«Использование ИКТ на уроках

изобразительного искусства»

$

подготовила

учитель изобразительного искусства

$Данилова Светлана Владимировна.

г. Анива

2011

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные мет$оды обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Ввиду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демострации практически всего окружающего мира (т.е. мы должны научится видеть и изображать все), то и$ллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала.

Цели использования информационных технологий в образовательном процессе:

  • повысить качество наглядности учебного материала;$

  • расширить спектр активных методов обучения;

  • $

  • разнообразить содержание учебного материала;

  • разнообразить формы подачи учебного материала.

На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, $архитекторов, с шедеврами мирового искусства

Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:

  • Повышение интереса обучающихся к изобразительному искусству через использование ИКТ.

Для достижения поставленных целей необходим$о решить следующие задачи:

  • совершенствовать накопленные компьютерные программные материалы по искусству и создавать для образовательного процесса в школе;

  • широко внедрять накопленные программно – методические материал$ы в образовательный процесс;

  • совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;

  • обобщать и передавать опыт работы учителям своей школы, района.

  • проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степ$ени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.

Использование ИКТ на уроках искусства

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся. Приведу варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой — в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной$ поддержкой — несколько компьютеров (обычно, в компьютерном кл$ассе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Применение ИКТ дает определенные преимущества учителю на уроке.

Таблица 1. Возможные риски и компенсационные меры по их устранению.

п/п

Возможные риски

Компенсационные меры применения ИКТ

$1

Нехватка времени на уроке

Применение ИКТ позволит учителю сэкономить до 30% учебного времени, нежели при работе у к$лассной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

$2

Потеря контакта с классом во время работы на классной доске

В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

$3

Большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока

Их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. То есть для художественного образования содержимое CD пока может служить “сырьём”, на основе которого учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и $приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства.

4

Рисую стоя боком $к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов.  При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности.

При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.

$4

Нет выхода в сеть Интернет в кабинете изобразительного искусства

Проведение от$дельных уроков в кабинете информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя. Так при изучении темы «Гербы», «Эмблемы» в 5 классе из кабинета информатики мы выходим в сеть, находим сайт «Экскурс в геральдику» (основы, история, правила) http://www.excurs.ru/.

Вывод:

К результативности своей деятельности я отношу:

  • положительную мотивацию на уроках и$скусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью комп$ьютерных программ.

  • повышени$е уровня использования наглядности на уроке,

  • повышение производительности урока.

  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

  • преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимани$е на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения (ТСО). Задача учителя создать на уроках условия для познавательной активности учащихся. ИКТ технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Используемая литература:

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

  2. $Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru

  3. $ Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

  4. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru

  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно — методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.

  6. $Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988.

  7. $Чепкасова О.А. Использование ИКТ на уроках образовательной области “Искусство”.

  8. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 — 46с.

  9. Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru.

  10. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. — М., 1991. — Вып. 6.

  11. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44.

$

Post Comment