Изобразительное искусство в годы ВОВ, 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

города Сергиева Посада Московской области

$

Конспект классного часа

в 5 классе

«Изобразительное искусст$во в годы Великой Отечественной войны»

(авторская разработка)

подготов$ила

учитель изобразительного искусства и черчения

Новикова Лилия Александровна

$

Сергиев Посад

2013

Цели: 
Развитие чувства патриотизма, гордости, любви к своей Родине.
 $
Развитие чувства сострадания и сопереживания.
$ 
Знакомство с историей изобразительной культуры в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: на основе воспри$ятия плакатов, произведений живописи, музыки, фотографий на военную тематику изобразить по представлению рисунки "Великая отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей".

Оформление: $репродукции картин и плакатов военного времени, выставка книг о Великой Отечественной войне ,работы учеников, натюрморт на военную тематику, музейные материалы.

Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент (Поль Мориа «Был месяц Май),запись с голосом Левитана ;исполнение песни собственного сочинения учениками класса.

$Ход урока.

Эпиграф к уроку "Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом". художник А. Дейнека.

1.Вступительное сло$во учителя.

В 2012 году б$удет праздноваться знаменательная дата 67 лет Великой Победы.

Тема нашего урока "Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны.

Война - это страшное слово. Война. Сколько жизней унесла она, сколько ни в чём не повинных людей. К счастью, мы не видели её, но мы всегда будем помнить о тех, кто защищал нашу землю, кто, не жалея себя и своей жизни, боролся на полях сражений.

Звучит голос Левитана$ о начале войны.

В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оп$еративно откликнулись на события первых дней войны.

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.

Часть из них ушли сражаться на фронт, другие - в партизанские отряды и народное ополчение.

$

На следующий день после начала войны в Москве вышел плакат, изображающий прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и руку Гитлера, просунувшиеся в дыру, и красноармейца, встречающего врага$ штыком.

Этот плакат обошел всю землю. Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.

Его создали Кукрыниксы (известное творческое содружество трех художников: Купри$янова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Николая Александровича Соколова).

Вместе с Великой Отечественной войной против фашизма начались и военные действия (иначе их назвать трудно) ведущих мастеров нашей графики. Открылась её новая славная глава, это - антифашистский плакат. Боевые плакаты шли вместе с Армией в наступление, появлялись в освобожденных зем$лях немедленно за нашими танками, часто наклеенные на них. Советский плакат эпохи Великой Отечественной войны, бесспорно, способствовал как подъёму боевого духа наших воинов, их сознательности, так и бодрости тыла. Плакат, как и вся графика военных лет, принципиален, высоко патриотичен, и его успех был необычаен. Выставки его устраивались в та$ких точках земного шара, как Иран и Канада, Китай и США. Когда советские плакаты и "Окна ТАСС" были размножены для вывешивания в цехах английских заводов, художник и критик Филипп Краус писал в статье "$Русские боевые плакаты": "Как высоко должно быть качество произведений Кукрыниксов, Васильева, Ефимова, Иванова и Долгорукова, если вывешенные на стенах английских фабрик за тысячи миль от своей родины и показанные людям, воспитанным в совершенно иной среде, плакаты, предназначенные для Иванов Ивановичей, убеждают и впечатляют Джонов Смитов больше, чем произведения их собственных художников"

Плакат "Родина-мать зовет!" И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги, и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с мооровским плакатом "Ты записа$лся добровольцем?

Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942,в котором использованы традиции революционных лет - фотомонтаж, как это делал А. Родченко. Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенк$а, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков (Кукрыниксы "Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапае$ва" ( 1941), "Освободи", "Отомсти!" -взывают с плакатных листов изображения детей и стариков.

Все военные годы плакат был на передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался большой популярностью.

Благодаря громадным тиражам, плакат п$роникал в города, села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской Армии входил в освобождённые города.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. В советском плакате в грозные 1941 - 1942 годы, в эпоху вражеского наступления, проявились все лучшие качества советского искусства.

Плакаты выпускались постоянно, а "Окна ТАСС", выполняемые от руки через трафареты, яркие по краскам, были подлинно монументальные, боевые и сильные. Плакаты Великой Отечественной войны реалистичны, у каждого из художников-плака$тистов - своё лицо.

Великая Отечественная война оказала громадное воздействие на художников. Она потребовала от них необычайного напряжения творческих сил. В годы Великой Отечественной войны за одну ночь рождались блестящая карикатура и потрясающей силы плакат. Кусок линолеум$а, вырезанный прямо с пола, превращался в гравюру, в массовом тираже расходившуюся по воинским частям или сбрасываемую с самолётов во вражеском тылу. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Художники были свид$етелями величайших исторических событий. В непосредственной боевой обстановке: на фронтах, в партизанских отрядах и в тылу врага - они собирали живые зарисовки и этюды, превращая их в законченные художественные произведения, окрашенные чувством личного пер$еживания.

Сегодня эти наброски карандашом, углем, тушью, даже акварелью воспринимаются как бесценные художественные документы того времени, как уникальные произведения репортажной графики военной поры

Бесспорно в условиях боевых действиях очень трудно было сберечь$ эту художественную летопись Великой Отечественной, тем ценнее сегодня то, что дошло до нас. События Великой Отечественной войны в произведениях художников имеют особое значение: искусство всегда сберегает живую действительность, преображенную творческой волей художника в бессмертный памятник мужеству и моральной силе советского человека.

Художники-живописцы, работая в т$рудных условиях войны, создали много значительных произведений, правдиво отразивших героику народной борьбы с фашизмом. И хотя многие их работы носили эскизный характер, но все они были проникнуты большим, взволнованным чувством, насыщены патриотизмом. Стремление показать советского человека на войне, раскрыть его душевные качества определило характер батальных картин, сочетающих широкую панорамную композицию с характерными эпизо$дами боя на первых планах.

. Патриотическое содержание приобретает в годы войны пейзажная живопись. В своих пейзажах художники старались донести до зрителей красоту родной земли и те удивительные животворные силы, которые она придает $людям. Пейзаж стал естественной частью многих батальных картин, зачастую придавая им нужную эмоциональную окраску. Появляется новый жанр - батальный пейзаж.

$Всмотритесь в полотна "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года"

(А. Дейнеко).

"Зимние залпы Балтики" (Я. Ромас).

"На Неве. Зима" (М. Платунов).

"Ленинград. 1941 год" (А. Мыльников).На них практически нет людей, но какое сильное впечатление они производят на зрителя. Близость опасности заострила и углубила восприятие художника.

$Впечатляет суровый городской пейзаж А.А. Дейнеки "Окраина Москвы" Ноябрь 1941 года -суровый зимний день, на опустевших улицах торчат надолбы- железные балки, взбивавшиеся в землю, чтобы преградить путь танкам. В домах с пустыми глазницами окон, словно застывших в тревожном ожидании, в жестоком колючем ритме противотанковых надолб, в мчащемся по опустевшим улицам грузовике удивительно точно передана атмосфе$ра прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке.

И ху$дожники рисуют и рисуют без конца эту дорогую им землю.

Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, подмечая скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости, человечности.

В годы войны изобразительное искусство по праву стало "сражающимся искусством", так как художники и скульпторы вместе с бойцами делили все тяготы войны и отображали в$ своих произведениях реальные события, свидетелями и участниками которых они были.

В самые тяжелые годы войны в стране пр$одолжали работать музеи, проводились выставки, на которые приходило значительное количество зрителей. Именно понимание художниками того, что в эти суровые годы их искусство очень нужно людям, придавало им силы и способствовало созданию замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют людей равнодушными.

Полотно Дейнеки "Оборона Севастопол.Картина написана по горячим следам .Оборона города морской славы России приходится на конец 1941$- весну 1942 г. Огромное полотно (200х400) было завершено в течение года и датируется 1942 годом- срок необычный для проявления полотна столь законченной концепции и высокой художественности воспринимается и ныне как воплощение героизма Советской Армии в Отечественной войне: в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

Что в этой картине невозможного? При всем ужасе, который изображен, при всей трагичности ситуации, когда снятые с кораблей моряки стояли насмерть, прикрывая собо$ю отступление основных сил. Идет бой, на переднем план$е матрос с яростью бросает в фашистов гранаты. Он ранен, по лицу течет кровь, но он не сдается. У его ног убитый фашист. Белая одежда наших матросов на фоне темного моря и темной массы фашистов как будто подчеркивает, что они борются за светлое, правое дело. Яркий образ русской женщины-крестьянки создан в картине С. В. Герасимова "Мать партизана" (1943). Его героиня бесстрашно противостоит жестокости гитлеровца. Фигуры матери и фашистского офицера четко читаются на фоне голубого н$еба и раскаленной от солнца земли.

Солнечный свет озаряет лицо и фигуру матери, в то время как офицер изображен в тени. Зритель глубоко проникается моральным превосходством, силой духа женщины-патриотки. Эту картину можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешеную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высо$кого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.

В картине А. А. Пластова "Фашист пролетел" (1942) -трагический эпизод-убийство фашистскими летчиками мальчика-пастушка выражен с силой большого искусства, рожденного болью за поруганную землю и ненавис$тью к врагам, сеющим смерть. С большой силой$ отразилось обострённоё чувство преданности Родине, беспредельная любовь к её природе и людям, ненависть к врагу и войне. Резким диссонансом к мирной мягкой природе звучит тема войны и смерти.

 В 1944 году Кукрыниксы создают картину "Бегство Фашистов из Новгорода", в которой пейзаж разрушенного и подожженного варварами древнего города играет главную роль. В ней художникам удалось с потрясающей силой показать последствия надругательства оккупантов, пытавшихся уничтожить древний Новгородский кремль - этот западный русский форпост на пути иноземных зах$ватчиков, не однажды пытавшихся поставить наше Отечество на колени. Всполохи пламени озарили небо, затянутое чёрным дымом. Злобными, трусливыми крысами выглядят серо- зелёные суетливые фигурки немецких факельщиков перед несокру$шимой мощью Софийского собора, сооруженного в ХI столетии. Судорожно мечутся они с факелами в руках, пытаясь истребить, уничтожить национальные святыни. Из-под снега выступают фрагменты разрушенного памятника работы М. О. Микешина "Тысячелетие России". Но не факельщики занимают внимание художников. В центре картины высится исполненный трагической красоты собор. Несмотря на багряное зарево пожара, на снятую золотую обшивку Купалов, собор твердо стоит на родной земле как олицетворение героической славы России. Кругом пылает огонь, от жара и гари черна дорога, по котор$ой бегут с факелами оккупанты, но стены собора белоснежны, рисунок его силуэта чист и ясен. Озарённый тёплым солнечным светом, великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума, близость часа возмездия над фаши$стскими мракобесами. Сложной, выразительной композицией, умелым распределением света и тени художники придали картине большое эмоциональное звучание. У зрителя не остаётся сомнений: время расплаты близко, неотвратима победа света над тьмой.

Все для фронта! Все для победы! Под таким лозунгом работали труженики тыла, и художники были вместе с ними повсюду: на рытье окопов и оборонительных сооружений, в партизанских отрядах и цехах заводов... И рисовали, рисовали...

$2.Практическая работа учеников.

Создать свою композицию на тему Великой Отечественной войны(материал по выбору).

3.Выставка работ .Краткий анализ.

4.Исполнение песни собственного сочине$ния на военную тематику учениками класса.

$5. Заключительное слово учителя:

В наши дни вновь возрос интерес к Великой Отечественной войне, особенно среди молодежи. Люди, родившиеся в мирное время, узнают об этом великом и трагическом времени из рассказов ветеранов, из произведений литературы и искусства. Важнейшая роль в донесении до людей правды о Великой Отечественной войне принадлежит изобразительному искусству. Вглядываясь в картины, которые писали участники изображенных на них событий, мы лучше понимаем, через $какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу. Произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, не стареют, так как они всегда нужны людям, ведь память о тех годах будет в нашем народе жить вечно.

Мы здесь упомянули только о небольшой части огромного пласта искусства в годы Великой Отечественной войны. Но и на этом небольшом примере мы видим огромное значение искусства в деле патриотического воспитания, поддержания морального духа и веры в победу бойцов нашей армии и гражданского населения страны.

$

6.Вопросы для обсуждения:$

 
1.Какие жанры и виды изобразительного искусства характерны для военного времени?
2.Какое влияние оказывало творчество карикатуристов и графиков на народ?
3.С какими художниками мы сегодня познакомились?
4.Назовите их произведения.
5.Какое произведение произвело наибольшее впечатление?
6.Как называются жанры, в котором работали художники?
7.Приведите прим$еры литературных, музыкальных произведений на военную тематику.

Список использованной литературы

 
1.Ганиева В. Н., Кузнецова Э. В. Беседы о советских художниках. Пособие для учащихся. М. 1964
2.Кукрыниксы об искусс$тве. М. 1981
3.Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М. 1997
4.Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М. 1976
5.Энциклопедия.$ Искусство ХХ века. М. 2003.
 
6.Энциклопедический словарь. М. 2000
7.Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство.М., Мысль, 1995
8.Учебно-методическая газета для учителя МХК, музыки и ИЗО "Искусство" №7 (367) 2007.

             

Post Comment