Конспект Познавательная игра "Короб чудес" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Джи$римская средняя общеобразовательная школа

Ширинского района Республика Хакасия

Конспект урока

по изобразительному искусству
в 5 классе

«Короб чудес»

$подготовила

учитель изобразительного искусства

Кононенко Татьяна Николаевна

$

с. Джирим
2014

Список использованной литературы

1. Павлова О.В. Изобразительное искусство. Технологические$ кроссворды, филворды, тесты, викторины.- Волгоград: Учитель, 2010.

2. Туманова Е.С. Изобразительное искусство «В мире красок народного творчества» – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Свиридова О.В.Изобразительное искусство: предметная неделя в школе – Волгоград: Учитель, 2007.

$


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www suhouazschool.ru sedu.net> gallery/169/Urok
2. $http://www pandia.ru>text/78/039/4107>php

5 класс. Урок ИЗО.

Тема $: Познавательная игра «Короб чудес», по теме «Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Матрёшка».

Цель: Изучение народных традиций, культуры, быта, русской народной игрушки .

Задача: Познакомить с историей возникновения русской матрешки, с её основных видах, таких как Семёновской, Полхов- Майдановской, Калининской, Загорской. Подробно разобрать Загорскую роспись . Показать яркость, нарядность, своеобразие русской народной игрушки.

$Развивать творческое воображение, графические умения и навыки.

Освоить важнейшие признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину.

Воспитать сохранение семейных устоев, красоты и пользы человеческого труда.

Оформление: Музыкальный ряд «Светит месяц» и др. народные песни;

Платочек, стул, матрёшку;

Портрет Малютина;

Картина «Взятие снежного городка»;

Шаблоны матрёшки.

Ход $урока:

Организационный момент.

$ (Нетрадиционное начало урока)

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя подарить,

Но искорку счастья, тепла и участья

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Давайте подарим друг другу кусочек тепла, (прижать к сердцу ладошки и прижаться ладошками)

_ Спасибо!

(Грянула мелодия «Коробейники». Вносят короб. Торжественно ставят на стол, покрытый скатертью.)

- Конечно, вы догадались, почему нашу встречу открыла именно эта песня?

Пото$му что, появилась вот эта коробочка! И конечно она полным полна. Интересно, что в ней?

Может кружева белоснежные или яркие домашние половички, что плели и ткали себе когда – то в приданое красавицы – девицы?

А может деревянные расписные ложки, да берестяные брусочки или глиняные плошки да кринки, которые ловко мастерили когда –то парни.

Да, коробочка н$аша полна замечательными вещицами.

А особенность их в том, что как и сам короб, они выполнены руками народных мастеров, да ими же и придуманы.

Веселы, , жизнелюбивы и конечно, талантливы были эти люди.

Ведь создать хорошую игрушку может только добрый – предобрый человек.

Итак, открываем коробок! Я вижу замечательную игрушку, угадайте какую!

$Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Разрумянились немножко…

Это … русская… (МАТРЁШКА)

$(достать игрушку)

- открываем её – и увидим ещё одну, а в ней ещё, ещё… И каждая расписана розами да узорами, одна краше другой. Сейчас мы с вами сделаем матрёшку, да не одну, а целых две.

Нужны команды из 6 человек. Кто сделает лучше и быстрее, получит награду.

$( Формируются команды. Раздать элементы костюма матрёшки, они вырезаны из бумаги и ярко раскрашены. Под мелодию «Светит месяц» игроки поочерёдно подбегают к матрёшке и прикрепляют элементы.)

- какие нарядные у вас получились матрёшки! Молодцы! Но вот эта вышла лучше. Так ребята!

( Определяется команда победителей. Она и будет продолжать игру).

Следующий раунд называется «Горелки»

( приготовить платочек и стул)

Нужно с$тать позади своей матрёшки. Напротив лежит расписной платочек.

Как только мы произнесём слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят

Колокольчики звенят!

Последняя пара расцепляет руки и бежит к платочку. Кто схватит его первым, тот и победит. Затем бежит следующая пара и т.д.

Посмотрите, как это делают мои помощники.

$( Кончилась игра, выявляется победитель в каждой паре)

- Вот уже осталось 3 игрока, которые будут вести дальнейшую борьбу за приз. Сейчас мы им дадим задание потруднее.

М$ожет это покажется удивительным, но человек придумавший

матрёшку известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке.

Путешествуя по Японии, видел он много забавных игрушек. Он увидел деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид узкоглазым стариком. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам. – Можно ли выточить вот такую забавную куклу?

И выточили, художник переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платка толстую косу. И назвали красавицу Матрёшей – старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

Так кто же тот художник? Его фамилию вы должны будете назвать.

Этот раунд будет идти как телеигра «Поле чудес», только называться будет $интереснее «Короб чудес».

На табло узорчатыми квадратами закрыта фамилия художника.

Вы должны по очереди угадывать буквы, пока не откроется вся фамилия.

Малютин (7 букв_) Портрет Малютина Сергея Васильевича

Игра с победителем.

$- А сейчас супер – игра.

У художника Сурикова есть картина «Взятие снежного городка». Нужно сказать, каким народным праздником навеян её сюжет?

А) Масленица +

Б) Рождество

В) Новолетие

Суриковский городок штурмов$али на Масленицу – в субботу.

В четверг – разминка на кулачках, а в этот день – главный экзамен на силу, смекалку, мужество.

Зрелище собирало тьму народа. За снежными стенами укрывалось до сотни защитников. Если атакующие никак не могли одолеть, приходилось использовать конницу…

После взятия городка воеводу по – настоящему купали в проруби. Всем полагалось угощение, воеводе особенно.

Самостоятельная работа.

Как же появляется на свет матрёшка?

Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты.

Сначала надо $выбрать дерево. Как правило это липа, берёза, осина. Дерево должно быть ровным, без сучков. Срубают его зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесины была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что бревно должно звенеть.

$Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы её поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матр$ёшка готова к росписи.

И вот начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно, расписывая используют гуашь, акварель. В каждой местности есть свои особенности росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрёшек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

$

Загорская матрешка ( можно дать на коллектив – т.е. работа парами:

Шаблон: силуэт матрёшки, платок, сарафан, лицо)

Практическая рабо$та.

Сегодня мы с вами, ребята выступим в роли мастеров по изготовлению и росписи Загорской матрёшки и создадим свою, не похожую на другие. Сначала сконструируем нужную форму. Для этого вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое.

Последовательность выполнения работы:

1.Обвести по контуру матрёшку.

2.Нарисовать лицо вам поможет круг.

3.Нарисовать платок.

4.Провести вертикальную линию от макушки до самого низа.

5.Осторожно нанести карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы, в средней части глаза, а в нижней – губы и щёки. Носик обозначается 2 точками на нижней горизонтальной линии.

6. Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки.

7.Заполнить п$ередний фон сарафана матрёшки букетом цветов.

8.Раскрасить матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды.

- Сейчас вы самостоятельно выполните матрёшку

ЗАГОРСКАЯ матрёшка – кофта

Сарафан, фартук,$

Головной платок – красный, зелёный, синий.

Декоративная роспись скромно украшает платок

И край фартука

Эти несложные приёмы местные мастера называют «пестрёшкой»

(вырезают из цветной бумаги шаблоны, самостоятельно изготавливают матрёшку)

Выставка и анализ работ.

Готовые матрёшки вывешиваются на панно. Обратить внимание на творчество детей, на выразительност$ь образов.

Выставление оценок.

(Нетрадиционный конец урока)

Вот и подошла к концу наша встреча.

Что вам запомнится, что вам понравилось сегодня на нашем занятии?

С каким настроением вы уходите?

Встаньте$ в круг:

Я замечательный, а ты ещё лучше.

Спасибо за$ игру, Спасибо за занятие!

$

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд,

Дети, тогда благородное чувство

В вас благодатную почву войдут.

Post Comment