Конспект урока для 1 класса «Как художник составляет натюрморт»

$Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №194» Ленинского района г. Саратова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект урока для 1 класса

«Как художник составляет натюрморт»

$

подготовили воспитатели

Шамеева Надежда Юрьевна

$Сысоева Оксана Александровна

 

 

 

 

  

 

Сарато$в 2013 г.

Задачи:

  • выявить умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, нат$юрморт);

  • дать представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины. Показать роль фона для натюрморта;

  • поупражнять детей в составлении натюрмортов.

Оборудование и материалы для занятия:

  • репродукции картин: И.Шишкин «На севере диком», Б.Кустодиев «$Портрет дочери с собакой Шумкой», К.Петров-Водкин «Натюрморт с селедкой», Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»;

  • предметы, необходимые для составления натюрмортов: отрезы ткани разного цвета и величины (для подбора фона), муляжи фруктов и овощей, декоративные фигурки животных и т.д.;

  • портрет Феи Живописи;

  • $круги (всех цветов радуги) с наклеенными буквами, составляющими слово «портрет»;

  • карточки с изображением эмоций (радость, грусть, гордость и т.д.).

Предварительная работа

1. Знакомство с таким жанром живописи, как пейзаж, чтение стихотворения А.Кушнера «Пейзаж», рассматривание картин В.Поленова «Золотая осень», И.Шишкина «Зима», И.Грабаря «Февральская лазурь».

$2. Знакомство с живописным жанром портрета, чтение стихотворения А.Кушнера «Портрет», сравнительное рассматривание картин И.Репина «Дочь Надя» и Б.Кустодиева «Портрет дочери с собакой Шумкой».

3. Рассматривание натюрморта Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», К.Петрова-Водкина «Цветы и плоды».

4. Знакомство с последовательностью расположения цвета в радуге.

$ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Сегодня мы с вами снова в гостях у Феи Живописи. Фея Живописи повелевает цветом и помогает художникам писать картины всеми цветами радуги. Художники изображают на своих картинах людей и их жизнь, природу, предметы — весь окружающий нас мир. Радуга поможет и нам с вами.
$Если мы сумеем вспомнить последовательность расположения цветов радуги, нам откроется очень важное «живописное» слово.
Помните подсказку? Надо сказать: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
И цвета радуги выстроятся по порядку.

Один из детей выходит и выкладывает цветные круги в порядке их расположения в радуге. На кругах расположены буквы, которые складываются в слово «портрет». Дети с помощью педагога читают его. Педагог предлагает детям вспомнить стихотворение Александра Кушнера, с которым они недавно познакомились. Педагог читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово.

Педагог:

$Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, —
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется...

Дети: Портрет.

Педа$гог обращает внимание детей на небольшую экспозицию репродукций с картин художников.

Педагог: Отыщите среди репродукций этих картин портреты. Почему вы решили, что это портреты?

$Предполагаемые ответы детей: Здесь крупно нарисованы люди. Хорошо видны их лица.

Педагог: Верно. Мы смотрим на лица этих людей и пытаемся догадаться, что они собой представляют, какой у них характер. Что в портрете рассказывает о характере изображенного на нем человека?

Предполагаемые ответы детей: Лицо человека, его глаза.

$ Педагог: Глаза могут быть внимательными, грустными, добрыми. Линия губ очень важна. Какие еще детали позволяют нам что-то понять о человеке?

Предполагаемые ответы детей: Еще поза человека. И его одежда.

Педагог просит детей описать характер человека, изображенного на одном из портретов, объяснить, почему они так решили.

Педагог: Молодцы. Очень интересно вы расс$казывали. Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Я буду художником, а вы — портретами, которые я рисую. Только рисовать я буду словами. Я буду называть какое-нибудь чувство — например, радость, грусть, злость, — а вы попытаетесь это чувство изобразить.

Игра «Портрет»

Педагог говорит: «Радость! Злость! Грусть! Страх! Растерянность! Спокойствие! Раздражение!»
Дети изображают эм$оции с помощью мимики и жестов.
Можно использовать для игры опорные картинки с изображением эмоций.

Педагог: А сейчас я прочитаю вам еще один отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Вы должны будете подсказать последнее слово, которым это стихотворение оканчивается.

$Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется...

Дети: Пейзаж!

Педагог: Отыщите среди репродукций этих картин пейзажи. Почему вы решили, что это пейзажи? (Предполагаемые ответы детей: на них изображена живая природа)

$

Иван Шишкин «На севере диком»

Когда художник рисует пейзаж, он изображает живую природу. Но иногда художника увлекает изображение неподвижных, неживых предметов — то, как они располагаются рядом друг с другом, как сочетаются$ или, наоборот, не сочетаются. Художник видит в этом особую красоту, особый смысл. Такие картины, изображающие неживые предметы, называются натюрмортами.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это натюрморт.

(Александр Кушнер «Песня о картинах»)

Федор Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

Игорь Грабарь «Хризантемы»

$

Кузьма Петров-Водкин «Натюрморт с селедкой»

Прежде чем писать натюрморт, художник сочиняет его — выбирает предметы, которые объединит в своей картине, придумывает, как интересно расположить их по отношению друг к другу. Расположение предметов на картине по отношению друг к другу, по отно$шению к падающему на них свету (а свет, освещение — это очень важно для художника) называется «композицией». Постарайтесь запомнить это слово.

У каждого из этих натюрмортов есть название. Вот этот натюрморт нарисовал художник Петров-Водкин. Он назвал его «Цветы и плоды». Как вы думаете, как называется вот этот натюрморт — художника Толстого? (Дети предлагают названия для натюрмортов.) Иногда художник перечисляет в названии все предметы натюрморта. А иногда в названии указывается только тот предмет, который художник считает в своей картине главным. Например, у Петрова-Водкина, автора вот этой картины, есть дру$гой натюрморт, который он назвал «Натюрморт с селедкой».

Вдруг раздается стук в дверь.

$ Воспитатель: - Кто же это к нам стучится? Войдите!

Входит Незнайка (взрослый, одетый в костюм Незнайки).

$ Незнайка: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Незнайка. Я слышал, что вы сегодня пойдете на выставку натюрмортов. Я тоже люблю натюрморт, потому что это про цветы, фрукты. Ой, как я их люблю! Я вот тоже нарисовал натюрморты. (Показывает детям рисунки. На одном – клумба с цветами, на другом – яблоня с яблоками). Правда, красиво!?

Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Если дети молчат, говорит: «Да, это красиво нарисовано, но разве это натюрморты? Дети, как вы считаете? Что же такое натюрморт? (Предполагаемые о$тветы детей: картины, изображающие неживые предметы, называются натюрмортами). Да, в натюрморте могут быть нарисованы цветы, но какие? Уже сорванные, поставленные в вазу. Это могут быть и фрукты, и овощи, но какие? Собранные и красиво разложенные на столе; одежда, продукты питания, книги, орудия труда и многое другое. Понял, Незнайка?»

Незнайка: - Значит, я ошибся. А вы мне покажете картины, гд$е нарисованы натюрморты?

Воспитатель: - Дети, покажем Незнайке нашу выставку?

Воспитатель предлагает детям и Незнайке полюбоваться картинами, показать ему те натюрморты, которые уже известны детям, те, которые им больше всего нравятся. Через некоторое время воспитатель собирает около себя детей и спрашивает: «Дети, так о чем же рассказывают наши натюрморты? Назовите те предметы, которые изображены н$а них? (Дети перечисляют: цветы, сорванные, поставленные в вазу; фрукты, овощи, собранные и красиво разложенные на столе; одежда, продукты питания, книги, орудия труда и многое другое). Незнайка, так ты понял, что изображает натюрморт?

$Сегодня мы с вами будем учиться «сочинять» натюрморты — составлять предметы в общую композицию. Это особое искусство — составлять натюрморты.

Вы составите натюрморт из каких-нибудь предметов, которые вам интересно было бы рисовать. Сначала отберете эти предметы, потом попробуете расставить их так, как вам кажется, они будут интересно смотреться.

Для своего натюрморта нужно будет подобрать фон. Фоном будут служить куски цветной материи, цветная бумага. Вы накроете ими столик — вот так (показывает$). Художник очень серьезно относится к выбору фона: предметы на нем могут совсем пропасть, а могут выступить ярче, показаться выразительнее. (Показывает на конкретных примерах, как фон может «поглощать» предмет или оттенять, усиливать его цвет и форму.)

После того, как натюрморт будет состав$лен, придумайте ему название.

Дети делятся на 2 команды, подходят к рабочим столикам и приступают к составлению натюрмортов.

По окончании работы каждая команда представляет свой натюрморт: нужно сказать, как называется натюрморт и почему (из каких предметов он составлен, какой предмет о$казывается «главным»); объяснить, почему выбран именно такой фон для натюрморта. Педагог уточняет, экспериментировали ли дети с подбором фона. Были ли у них другие варианты? Почему они от них отказались?

Педагог: Вам понравилось составлять натюрморты? Это было интересно? На следующем занятии составленные вами натюрморты мы попробуем нарисовать.

Что интересного вы узнали на занятии?

$

Список литературы:

    1. Воробьева Ж$.И. «Гармония» Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. – СПб.: Детство-Пресс, 1995.

    2. Галанов А.С., Корнилова С.Н. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М.: Сфера, 2000.

    3. Каменева Е. Твоя палитра.- М.: Детская литература, 1997.

    4. Селютин И.Ю. Как нарисовать натюрморт.- Донецк: Сталкер, 2005.

    5. Серия «Открытый урок», «Какого цвета мир?» (1 выпуск).- СПб.: Детство-Пресс, 1992.

    6. $Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи.- М.: Просвещение, 1992.

    Post Comment