Конспект урока для 1 класса "Кто рисует узоры на окнах?"

$МОУ Шатковская СОШ № 1

Методическая разработка урока по изобразительному искусству.

1 класс

Тема: Кто рисует узоры на окнах?

Разработал:

учитель начальных классов

$Горелова Лариса Сергеевна

2011 год

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Конспект урока по ИЗО

  3. Литература

  4. Приложения

  5. Презентация к уроку

  6. Музыка к уроку

$

Пояснительная записка

Урок составлен на основе рабочей программы учебного предмета изобразительного искусства, разработан на основе авторской программы «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, соответствующей образовательным стандартам начального общего образования. Это урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы,активизирующие познавательную активность младших школьников.

На $уроке использованы следующие методы обучения:

1) По виду источника информации:

-словесные (объяснение, беседа с учащимися)

-наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации)

$ -практические (работа с различными материалами, на листах)

2) По виду учебной деятельности:

Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

На уроке использовались ИКТ для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре. Поддерживается высокий темп работы.Через данный урок прослеживается интеграция с другими предметами: технологией, окружающим миром, музыкой. При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального сти$мулирования: стихотворения, физкультминутки, видео ролик. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. Выбранные мною формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

Предмет: ИЗО,1 класс(1 – 4).

Тема: Кто нарисовал узоры на окнах?

Тип урока: комбинированный.

Цепь урока: - учить детей эмоционально откликаться на явления зимней природы и воплощать свои наблюдения и впечатления в композиционной работе;$

Задачи:

- раскрыть красоту зимних ледяных узоров, расширить представления детей освязях искусства с природой и жизнью человека чере$з наглядный материал(зрительный, литературный, музыкальный);

- способствовать развитию цветового восприятия, образного мышления;

- способствовать развитию лучшей координации кисти движений руки, большей свободе действий и раскованности всего локтевого сустава в процессе работы;

- создать на уроке атмосферу сотворчества, сотрудничества учителя и ученика;

- формировать умения чувствовать и определять красоту линий, как средств художественной выразительности;

- закреплять навык графического изображения;

- воспитывать в себе эмоциональную чуткость, эстетический вкус и аккуратность.

Ожидаемые результаты:

  • Каждый ученик должен уметь передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

  • Учащиеся должны освоить всю поверхность листа и её гармоничное заполнение$.

  • Повышение активности$ на уроке.

  • Улучшение результатов обучения.

Оборудование:

Художественные материалы:

  • Для учителя: Вода, лист белой бумаги, восковая свеча, гуашевые краски.

  • Для обучающихся: Баночка для воды, кисти, гуашевые краски, восковая свеча, картон с пластилином, рис, зубная паста в тюбике, листы белой бумаги, крем.

$Для демонстрации учителем:

  • Зрительный ряд: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы рисунков, письмо от Деда Мороза и конверт формата А4, украшенный аппликацией с новогодней символикой.

  • Литературный ряд: стихи, загадки, рассказ (см. в конспекте).

  • Музыкальный ряд: музыка – релаксация, классическая музыка П. И. Чайковского «Времена года: Декабрь», А. Вивальди «Зима».

Связь с другими предметами: технология, окружающий мир, музыка, литературное чтение.

Ход урока:

$Этапы урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент:

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Создание энергии.

$ $Вытянутые руки перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох – руки в плавном полете к себе, на выдох – от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла.

Представьте себе, что ладонями вы захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно.

Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то теплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас.

Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум - светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными, наблюдательными и у вас всё получится.

  1. Проверка домашнего задан$ия (Наблюдения за красотой зимней природы)

Подойти к изучению темы урока

- Что необычного, красивого вы заметили в зимней природе?

/Ответы детей: Я вчера гуляла с мамой…/

Вечер зимний

В небе синем

Звезды синие зажег,

Ветви сыплют

Синий иней

На подсиненный снежок.

Заготовила зима

Краски все для всех сама

Полю – белый, белый цвет,

$Небу – голубой рассвет.

Ой, ребята! Что такое за окном?

$ Сразу в классе посветлело.

Это снег лежит ковром

Белый, белый.

- Друзья, спасибо, что вы с нами поделились своими необыкновенными наблюдениями.

- Какие цвета взяли поэты для описания зимы? /белый, голубой, синий/

Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.

Действительно, «перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи.»

- Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красотой.

$3. Этап открытия новых знаний.

Постановка цели урока.

Ой, а я (ученица Галя) заметила, что:

На окне серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

И на стеклах – небо ярко-син$ее

В снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно,

$Утро тихо, радостно и молодо,

Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне. (И.Бунин)

$

- Что за цветы заметила Галя на своем стекле? /рисунок инеем/ (слайд 2)

Замечательный художник

У окошка побывал

Отгадайте-ка, ребята,

Кто окно разрисовал? /Дед Мороз/

(слайд 3)

- Мороз Иванович побывал и у нас в гостях. Подойдите к окну, что же вы видите на стекле? /узоры/

- На что похожи узоры, приглядитесь? /на цветок, на листья, …/

- А теперь закройте глазки, и постарайтесь представить себе ту картину, которую словесно рисует нам автор Гумилевская в рассказе «Снежные узоры на окнах».

$М.Гумилевская.

«Снежные узоры на окнах».

За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стеклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.

Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок.

Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечер. Открываем глазки.(просмотр $видео ролика «Морозные узоры») (слайд 4)

Понравилось?

Откуда появились снежные узоры? Их рисует Мороз Иванович. Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе.

На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на стекле сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.

- А чтобы картина была более полной, послушайте стихи, которые для нас подготовили ребята.

1ученик: Увидеть ты можешь (слайд 5, 6)

В морозном окне,

Как бродит олень

$По волшебной стране,

В сверкающем воздухе

Птицы парят,

Снежинки пушистые

Тихо летят.

2 ученик:На стекло легли узоры всей земли, (слайд 7, 8)

Небеса, поля и горы зацвели.

Снежной выдумкой, загадкой ледяной

Украшает окна Дед Мороз лихой.

$Физкультминутка(слайд 9)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

$ Тронет руку, тронет нос

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

4.Рассматривание изящных по форме линий узора. (слайд 10, 11)

- Неисчерпаема фантазия природы. В мастерской Деда Мороза рождаются снежные кружева, колкие кристаллики, прохладные ледышки.

- Какая должна быть линия (легкая, зимняя, живая, энергичная)

5.Создание волшебной фантазии.

$- Оглянитесь вокруг, вы увидите вокруг много узоров. Они везде. Хотите создать свои неповторимые картины зимних узоров? (Звучит музыка П.И.Чайковского “Декабрь").

(На фоне музыки произносятся слова):

- Войдите, открыв двери, в мир фантазии, выдумки и творчества. Вы становитесь учениками Мороза Ивановича. А ученики должны много учиться, чтобы стать настоящими мастерами.

- Приготовились, 1 задание:

Для рабо$ты нам необходимо взять фантазию, терпение.

а). Работа в паре, сидя за рабочим столом, под музыку.

техника: на заранее заготовленную пластилиновую основу выкладывается узор линий, используя зерна риса.

Дети работают в паре, сидя; обсуждают процесс работы.

- Как вы работали? /медлен$но, кропотливо, боялись подвести друг друга/

- Какой фон вы выбрали для изображения линии? /Мы в царстве голубого и белого цвета. Фон - голубой, линия узора - из белых зерен риса/

- Что же умеет линия? /Она, как и человек, может оставлять след/

- Приготовились, 2 задание:

Для работы нам необходимо взять фантазию, смекалку, быстроту, поспешность, сноровку.

$б). Индивидуальная работа, стоя около рабочего стола, под музыку.

техника: на лист картона голубого цвета, быстрым нажатием на тюбик, в движении, наносится объемный след узора зубной пасты или крема белого цвета

Дети работают сосредоточенно, в напряжении, стоя, индивидуально; обсуждают процесс работы.

- Чем больше понравилось работать кремом или зубной пастой?

- крем ложится плавнее,

- зубная паста издает нежный зимний запах свежести./Линия горочкой получается/.

$- Приготовились, 3 задание:

Для работы нам необходимо взять фантазию, дружбу, взаимовыручку, веселое настроение.

в). Индивидуальная творческая работа. (смена художественных материалов в процессе творческой деятельности формирует чувство материала; отличное упражнение для развития мелкой мышечной моторики руки)

техника: на белом листе выполнить прорисовку восковым кусочком свечи сильным нажимом; лист покрыть голубым фоном акварели или жидко разведенной гуаши – получается очень интересный эффект – прорисованные места не покрываются краской. В эскизе передается легкость линии.

Учитель: Дорогие, ребята! Нам пришло послание от Деда Мороза! Зачитываем письмо:

Дорогие дети! Лучшие на свете! Я стал совсем старым, не могу придумать новые узоры на окна.

Помогите! Пришлите св$ои рисунки с узорами! Отправляю вам конверт! Надеюсь на вашу фантазию и вы$думку.

Ваш Дед Мороз”.

Поможем Деду Морозу, нарисуем узоры?

Настроиться на фантазию вам поможет стихотворение о Морозе-художнике:

Мороз – художник лучший,

По городу идет.

То щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью,

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Физкультминутка гимнастика для глаз (слайд 12)

Объяснение этапов работы.

$Что у вас лежит на столе? (Инструменты художника.)

Всеми ли вы умеете работать? (Не умеем свечкой.)

Я вас научу, но прежде всего надо определить порядок действий.

Как расположить лист $бумаги? Горизонтально или вертикально? Вспомните, где и как Мороз рисует свои узоры? (На стеклах, вертикально.) Расположите лист также.

А в каких частях окна чаще всего располагаются узоры? (По низу стекла и по бокам.)

В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле? (Ранним утром и вечером) Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего и белого.)

Нет, ребята, белая краска нам сегодня не понадобится, т. к. ее функцию выполнит свечка. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми.

$ Внимательно выслушайте порядок работы: (слайд 13)

1) Продумайте композицию рисунка.

2) Нанесите рисунок на бумагу легкими штрихами и линиями.

3) Карандашный рисунок обведите свечой с сильным нажимом по сухому листу

4) Покройте лист водой без краски.

5) Не давая листу просохнуть, равномерно нанесите синюю краску.

(На доску помещаются карточки с поэтапным изображением работы: карандаш, свечка, стакан с кисточкой, баночка с синей краской.) (Приложение 1)

6. Приступаем к работе.

Дети работают под музыку.

$ 7. Экспресс-выставка.

Дети сами выбирают лучшие фантазии-узоры тех учащихся, которые на этот раз оказались самыми искусными помощниками Мороза Ивановича. Остальные работы анализируются учителем.

8.Итог урока.

Рефлексия.

$- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

- Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?

- Что было самым интересным на уроке?

А сейчас мы возьмем свои рисунки, с обратной стороны напишем свои пожелания Дедушке Морозу и отправим в этом сказочно красивом конверте. (Приложение 2)

Обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. (Регуля$тивные УУД)

Медитационная техника выполняется для мотивации перед интенсивной работой под релаксационную музыку.

Учиться наблюдательности: умению отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы.

$(Познавательные УУД)

Развивать внимательность, формировать чувства к прозе, поэзии, интерес к уроку.

$(Познавательные УУД)

Уметь работать результативно с информацией.

(Познавательные УУД)

$

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивный УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

$

Смысловое чтение. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

(Регулятивные УУД)

$

Уметь характеризовать свойства воды. (Познавательные УУД)

Анализировать объект с целью выделения признаков, ха$рактеризующих его.

(Познавательные УУД)

$Исследовать изящные по форме линии узора.

Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. (Коммуникативные УУД)

$

Осуществлять анализ и синтез. (Познавательные УУД)

Уметь организовать свою деятельность. (Регулятивные УУД)

$

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

$

Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

$ Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД)

Сотрудничать учителю с детьми, высказывать своё мнение, обсуждение.

(Коммуникатив$ные УУД)

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом какое значение и какой смысл имеет для меня учение. «Что дал урок?». (Личностные УУД)

Литература:

1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост.В.В.Волина. – М.: Просвещение.1991.

2. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для нач. шк. – М.: АСТ – ПРЕСС,1997., с. 26.

3. Корабельников В.А. Краски природы: Кн. для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989., Глава «Морозные узоры».

4. Брошюра: «Поиск. Находки. Опыт.», Липецк, 1996, с.11.

5. Одноралов Н. В. Материалы в изобразительном искусстве. М., Просвещение, 1983.

6. Курчевский В. В. «А что там за окном?» - М.: Педагогика, 1985.

7. Кульневич С.$ В. Нетрадиционные уроки в начальной школе/ч.2/- Р/н/Д: Изд-во «Учитель», 2002.

Post Comment