Конспект урока ИЗО для 3 класса «Самый веселый клоун»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

$ средняя общеобразовательная школа № 5

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара

Конспект урока ИЗО для 3 класса

«Самый веселый клоун»

$Составитель:

Ловцева Наталья Борисовна,

Учитель изобразительного искусства, черчения

г. Самара$

2013

Разработка

открытого урока по изобразительному искусству

$в 3 классе.

Тема: «Самый веселый клоун»

Дата проведения урока: 12 марта 2013года.

$Цели:

- расширить представление о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка;

-  развивать творческую индивидуальность детей, их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной и поисковой работе.

$Задачи:

  1. Обучающие:

- учить компоновать крупное изображение на листе бумаги;

- укреплять межпредметные связи.

  1. Развивающие:  

$ - развивать умение рисовать человека по памяти и представлению;

- совершенствовать практические умения и навыки в области изобразительного искусства;

- формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа и настроения;

- развивать у учащихся потребность к творческой$ деятельности, к самовыражению через различные виды работ.

3. Воспитательные:

- привлечение детей к цирковому искусству как искусству перевоплощения, лицедейству;

- воспитывать уважение к труду цирковых артистов;

- повысить общую культуру учащихся, расширить их кругозор;

- воспитывать у учащихся чувства ответственности, взаимопонимания;

- воспитывать у учащихся патриотизм.

Планируемые результаты:

$личностные:

- сформированность умений воспринимать искусство украшения предметов окружающего мира;

- сформированность положительных эмоций в процессе выполнения задания;

- сформированость способностей видеть красоту реальной действительности путём наблюдения, зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии;$

- сформированность осознания связи учебной цели со средствами решения учебных задач;

- умение адекватно анализировать свою творческую деятельность и работу одноклассников с позиции эстетическо-художествен$ных принципов данной темы.

метапредметные:

- формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- формирование умения синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;

- формирование умения произвольно и осознанно владеть общим приемом решения эстетических задач;

- формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия в коллективной деятельности;

$- формирование умения осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью об$наружения отклонений и отличий от эталона;

- формирование умения коррекции – внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Оборудование:

1. Зрительный ряд: цирковые афиши, рисунки костюмов клоуна, рисунок клоуна, схема последовательности изображения клоуна, картинки с выражением веселого, грустного, удивленного, злого лица.

2. Литературный ряд: стих$и о цирке.

3. Музыкальный ряд: Марш И. Дунаевского, аудиозапись «Песня о цирке» в исполнении Олега Попова

4. Для учащихся – гуашь, бумага формата А4, краски, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, воздушные шарики из цветной бумаги (24 синего цвета и 24 красного цвета).

$

Педагогические технологии:

- технология использования в обучении игровых методов;

- здоровьесберегающие технологии,

- технология сотрудничества.

План урока:

1. Организационный момент.

Покажите выражением лица свое настроение. Покажите, какие вы ученики. Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверка подготовки к уроку. (Для создания эмоционального настроя детей на тему урока звучит музыка.)    

$2. Вступительная беседа.

- Прежде чем я сообщу тему урока, послушайте стихотворение, которое для вас приготовила:

Жил на арене рыжий клоун,

Как будто счастьем нарисован!

Улыбкой, красками одежды

$ Дарил он радугу надежды:

$И детворе, и людям взрослым.

С ним было сказочно и просто.

Сияли искорки – веснушки

На щёчках…Кепка на макушке

С махровым розовым помпоном,

Жилет в горошек, бант зелёный,

Штаны бордовые на лямке…

Портрет готов, хоть ставьте в рамку!

Весельем, зажигая зал,

Наш клоун небо рисовал…

$Мелками синим, жёлтым, белым

Изображал, шутя, умело

И дождь грибной, и облака,

$Что стали тучками, слегка,

И – солнце - жарким жёлтым шаром –

Всем от души дарил - задаром…

- Скажите про кого это стихотворение? (Клоун)

$- Давайте вспомним, кто работает в цирке?

Задание: Из перечисленных профессий уберите названия тех профессий, которые не нужны в цирке. (Продавец, акробат, гримёр, художник, жонглёр, дрессировщик, иллюзионист, стюардесса, конферансье)

- Вспомним, чем же занимаются в цирке люди этих профессий.

Задание: Соедините стрелками название профессий с действиями, которые выполняют люди этих профессий.

$Дрессировщик – работает с животными.
Гримёр – гримирует людей.
Жонглёр – жонглирует с предметами.
Костюмер – придумывает костюмы и следит за их сохранностью.
Художник – оформляет арену, интерьер, оформляет афишу.
Акробат – выполняет акробатические упражнения.
Конферансье – ведущий циркового представления.
$

Сегодня будем рисовать одного из представителя цирковых профессий.

Это клоун. Тема нашего урока «Самый веселый клоун». Мы должны будем с помощью цвета передать свое настроение.

3. Знакомство с новым материалом.

Кто из нас не любит клоунов! Смешной, нелепый человек в ярком костюме, с большим красным носом, в огромных башмаках выбегает на арену цирка, между номерами, чтобы развлекать публику. И поет, и танцует, и на г$армошке играет, и собачку дрессированную заставляет петь и ходить на задних лапах, и жонглирует, и кувыркается… Невозможно представить наш веселый цирк без клоуна! Такой он нескладный, неумелый, мешковатый – увалень увальнем на фоне гибких, ловких, блистательных акробатов-канатоходцев, дрессировщиков и других звезд цирка. Только очень внимательный человек видит, какое большое мастерство нужно артисту, чтобы стать настоящим клоуном. Ведь хороший клоун умеет все тоже, что и «серьезный» артист, только обладает еще одним редчайшим даром – делать все это смешно, остроумно, не выставляя напоказ своего искусства.

4.Творческая практическая деятельность.

Анализ образца изделия

$- А что можно сказать про внешний вид клоуна? (яркий, пестрый, красочный)

- Какие цвета присутствуют в одежде клоуна? (светлые, солнечные и т. д.)

- Как одним словом можно сказать? (яркие)

- Какое настроение у вас становится, когда $вы видите клоуна в такой одежде?

 Да, оказывается с помощью цвета можно передать настроение.

Сегодня на уроке мы создадим образ самого смешного, яркого, радостного клоуна.

Посмотрите на доску скажите, из каких частей состоит фигура клоуна? (Голова, туловище, руки, ноги)

- Какую геометрическую фигуру напоминает голова? (Круг)

- Какую геометрическую фигуру напоминают туловище? (Овал)

$- Какие геометрические фигуры напоминают руки, ноги? (Прямоугольники)

Наряд и грим клоуна и делается по принципу карикатуры (это умышленное искажение пропорций)!

Посмотрим на соотношение размера головы по отношению к туловищу. Голова должна быть не очень большой и не очень маленькой по отношению к туловищу.

Руки не очень короткие и недлинные.

$ - Кто напомнит, с чего начинаем рисовать? (С расположения листа)

Последовательность выполнения работы

Так как клоун у нас стоит, его фигура больше вытянута вверх, поэтому лист бумаги расп$олагаем вертикально.

Фигура клоуна не должна быть маленькой, нам необходимо нарисовать ее на весь лист бумаги.

Любую фигуру человека начинаем рисовать с головы.

Нарисуйте большой нос картошкой, обведите глаза$ и губы, сильно увеличив их по размеру.

Обратите внимание, в зависимости от линии бровей и губ будет сильно меняться выражение лица. Если клоуну грустно, то кончики губ у него опущены вниз, а если клоун улыбается, то кончики губ приподняты. Брови (домиком) - означают постоянное удивление. Полукруглые (аркой) – придают лицу добродушное выражение, прямые, тонкие – подчеркивают злость.

Почти всегда клоуны надевают бутафорские носы. Носы бывают разной формы: от круглого до вытянутого. Клоуны используют в гриме не только большие носы, но и огромные уши. Не забудем также нарисовать нашему клоуну смешную шапочку или колпачок. Одежда и обувь, как правило, всегда большего размера.

$

Включайте воображение и фантазию! Полоска и горох, клетка и заплатки – вы можете придумать любой рисунок на одежду клоуна! Можно срисовать готовый костюм у клоунов на арене, придумать свою одежду.

Какой выбрать цвет? Вы, наверное, замечали, что разные цвета вызывают у нас разное настроение? Так, когда мы смотрим на жёлтый и красный цвета, чувствуем радость и воодушевление, а если на синий и фиолетовый, то настроение будет более спокойным и задумчивым. Зная это, нам легко выбрать цвета для клоуна. $Если клоун весёлый, берите тёплые, радостные цвета – желтый, оранжевый, красный. А если клоун грустный, за основу берите холодные цвета – синий и фиолетовый.

Совет: не стремитесь использовать сразу все цвета в одном рисунке, достаточно выбрать 3 основных цвета и несколько раз повторить их в фигуре.

Не забудьте нарисовать вокруг клоуна арену, лучи прожектора, конфетти! Итак, представление начинается!!!

5. Подведение итогов$

Выставка и анализ работ. Выбор самого веселого клоуна. А я поздравляю вас с завершением работы, и надеюсь, что вам понравилось! Теперь вы точно знаете, как нарисовать клоуна быстро и легко.

$ 6. Рефлексия

Подари воздушный шарик своему клоуну (красный – у меня все получилось, я доволен своей работой; синий – не доволен своей работой, плохое настроение).- Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

Клоун рыжий, клоун $белый, 
Клоун трус и клоун смелый, 
Клоун «Бом» и клоун «Бим», 
Клоун может быть любым. 
На проделки их, глазея, 
Мы, кричим «Вот это да!» 
Только клоуна-злодея, 
Не бывает никогда.

7. Домашнее задание.

Вспомнить все практические задания, которые выполнялись в этой четверти, еще раз подумать о деятельности художника, участвующего в создании спектакля, зрелища. 

$

8. Список используемой литературы:

1. Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

2. Изобразительное искусство и художественный труд: 1- 4 кл.: Кн. для учителя, Б.М. Неменский и др. – М.:Просвещение, 1991.

3. Изобразительное искусство: 3 класс$ поурочные планы, по учебнику Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской, А.С. Питерских под ред. Б.М. Неменского; авт.-сост. C.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1- 4 кл. Пособие для учителей, Островская О.В. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Post Comment