Конспект урока ИЗО «Красавица России – бабушка моя!»

Департамент образования города Москвы

Северо – Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение$

Центр развития ребенка —

Детский сад № 1888

Конспект урока ИЗО

$ «Красавица России – бабушка моя!»

подготовила

воспитатель Колыданова Галина Алексеевна

$г. Москва

2013

Цель: Закрепить знания детей о портретной живописи ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, его характер, настроение; закрепить понятие «автопортрет»; продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, взгляд. $Задачи: Показать значимый для ребёнка образ бабушки; формировать нравственные эмоции детей; воспитывать любовь и уважение к дорогому человеку – бабушке, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Продолжать учить  детей различать ж$анры живописи. Подводить детей  к пониманию того, что художник стремится передать не только внешний облик, но и внутренний мир, характер человека, его настроение и своё отношение к своим героям. Продолжать учить рисовать портрет человека, передавая характерные черты его лица и настроение, делать лёгкий набросок простым карандашом. Закреплять умение смешивать краску, добиваясь нужного оттенка. Расширять и активизировать словарь детей. Знакомить с пословицами и поговорками  о бабушке и семье. Воспитывать заботливое отношение к членам семьи, к бабушке.

Предварительная работа: $Чтение художественной литературы; заучивание стихотворений и пословиц о бабушке; предварительная беседа о бабушках.

Демонстрационный материал: Репродукции картин: К.Е. Маковский «Русская красавица ,1900г., М. Нестеров «Девушка в кокошнике»,1885 г., В.Суриков «Портрет барышни»; схемы последовательного выполнения портрета, несколько вариантов выполнения портрета, причесок, губ, украшений.

Материал: листы бумаги, палитра, кисти № 2, 4, 5, баночки с водой, салфетки, гуашь.$

Ход занятия: Организационный момент (в кругу)

Собрались все дети в круг:

Я — твой друг, и ты – мой друг.$

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Дети, а у ваших мам и пап есть мамы? А кто они для вас? Вы рады, что у вас есть бабушки? Ответ детей: У наших мам и пап тоже есть мамы, наши бабушки. Мы рады, очень рады, что у нас есть замечательные бабушки.

Воспитатель: Ребята, я похожа на бабушку? Почему?

Ответ детей: Наши бабушки го$раздо старше. У меня бабушка такая же, как и вы. А вы ещё молодая.

Воспитатель: Правильно, дети, бабушки бывают разные: молодые, старенькие и моложавые.

$Послушайте стихотворение А.Плещеева:

Очень бабушку свою-

Маму мамину люблю.

У неё морщинок много,

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Ребята, как вы считаете, чья бабушка самая красивая?

Ответ детей: Моя! И моя! Все бабушки красивые!

Воспитатель: $Для каждого ребенка самой красивой бабушкой всегда будет именно его бабушка. И это правильно. Как вы думаете, бабушкина красота вечная или она может пропасть?

Ответ детей:$ Нет, красота не вечная. Она может пропасть, потому что бабушки стареют, болеют, огорчаются, когда не слушаемся, расстраиваются, переживают и т.д.

Воспитатель: Верно. К сожалению, красота может пропасть. А пропадает она не только от того, что бабушки стареют, но и тогда, вы правильно сказали, когда бабушки болеют, плачут, расстр$аиваются.

Когда лицо бабушки будет красивым?

Ответ детей: Когда у бабушки хорошее настроение и дети её не огорчают и не расстраивают, слушают и радуют хорошими поступками и хорошим поведением.

Воспитатель: А какое лицо может быть у бабушки?

Ответ детей: Спокойное, грустное, печальное, веселое, испуганное, озорное, сердитое,удивленное,расстроенное,злое,удивительное,привлекательное, красивое, нежное .

Воспитатель: Молодцы! Какие разные могут быть лица у ваших бабушек.

$Тренинг «Привет для бабушек»

Воспитатель: Ребята, давайте пошлём вашим бабушкам привет по невидимым нитям-лучикам. Пожалуйста, сядьте на стульчики, вытянув ноги вперёд и опустив руки вдоль туловища, голову наклонив на грудь и закрыв глаза. Внимательно слушать и выполнять то, что я скажу:

-представить свою бабушку, сидящей в кресле;

-протянуть к ней руку;

-своей ласково$й рукой погладить бабушку по руке, щеке, поцеловать в носик;

-помахать бабушке рукой;

-открыть глаза и потянуться.$

Молодцы! Вы все передали своим бабушке невидимый привет. Им это будет очень приятно.

Дети, а чтобы вы сделали для своих бабушек, если бы у вас была волшебная палочка?

Ответ детей: Сделали бы бабушку молодой, красивой, чтобы никогда не болела, радовала нас, $не плакала.

Воспитатель: Правильно. Молодой и красивой!

Ребенок: Лера Н.

Палочку волшебную я держу в руке,

Я теперь волшебница, посмотрите все!

Прикоснусь я палочкой к бабушке моей,

Вмиг помолодеет и станет веселей.

$Вот что может палочка, палочка Добра.

Я теперь волшебница, правда, ведь, друзья? (Д.Иванов)

Воспитатель: Ребята, вы были внимательными слушателями, а теперь мы попробуем с вами стать такими же внимательными художниками и создадим образы своих бабушек, но только молодых, в старинной русской одежде и в красивых кокошниках.

$(Вспомнили, что такое кокошник и старинная русская одежда)

Воспитатель: Вспомним приёмы работы с краской.

Дети вспоминают самостоятельно (красочку набирать на кончик кисточки, после каждой краски промывать, «купать» кисточку, пользоваться тканевой салфеточкой)

$Воспитатель отмечает, что дети правильно всё назвали.

Воспитатель: А теперь, дети, вспомним этапы работы. Подумайте, как расположить на листе бумаги ваш рисунок, чтобы уместился головной убор, так как он занимает много места?

Дети рассказывают, что голову надо расположить чуть выше середины листа, нарисовать шею и покатую линию плеч.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, красота достигается прежде в$сего через гармоничные детали и точность пропорции лица. Будет ли красивым лицо, если глаза находятся далеко или очень близко друг от друга? Или нос будет около подбородка? Или уши – возле плеч? Или ротик будет под носом?

Воспитатель на образцах лица показывает все приёмы неправильного расположения частей лица и вызывает детей попробовать составить лицо из готовых форм.

$Дети на мольберте показывают разные варианты расположения частей лица.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Правильно, лицо получается не совсем красивым, если части лица будут не на месте. И красивым, если все части лица расположить правильно. А какой у красавицы лоб?

Ответ детей: Лоб у красавицы высокий, красивый, без морщинок.

Воспитатель: Правильно, лоб у красавицы высокий, красивый, а ротик маленький. Постарайтесь не$ уменьшать расстояние между глазами. Но самое главное, постарайтесь передать взгляд ваших бабушек, но только молодых. Какой взгляд у молодых бабушек?

Ответ детей: Взгляд у бабушек добрый, веселый, озорной, нежный, грустный, сердитый, печальный, ласковый, усталый.

Воспитатель: Правильно, ребята, вы подметили, что взгляд у молодых бабушек может быть разный. И от того, какой будет взгляд, зависит $и красота человека. Если взгляд злой, то и человек будет не очень красив. А если взгляд добрый и нежный, и глаза светятся, то про такого человека говорят «красивый». А ваши бабушки любят носить украшения? Постарайтесь про них не забыть. И всегда женщину на Руси украшала длинная коса — всему краса. Вспомним, какими красками будем пользоваться? Теплыми или холодными тонами? Почему? Ответ детей: Будем рисовать тёплыми тонами, потому что тёплые тона используются при рисовании добрых и нежных лиц, а холодные тона используют, когда рисуют злые и недобрые лица. Холодные тона мы использовать не будем. Наши бабу$шки хорошие! Добрые! Мы их любим!

Пожалуйста, приступайте к работе.

В ходе занятия воспитатель подходит к детям, даёт советы, выслушивает детей, оказывает словесную помощь наводящими вопросами.$

В ходе занятия делается небольшая пауза и проводится физкультминутка:

— Бабушку я поцеловал «чмок»

— Бабушку я к груди прижал руками обхватить себя

— Я люблю тебя сказал прижать две руки к сердцу и

вытянуть их вперёд

— Ей цветок нарисовал вращение правой рукой, рисуем

цветок

$— Конфетой вкусной угощу руки вперёд, ладошками вверх

— Всегда на помощь ей приду шагать на месте

$В ходе творчества детей звучит спокойная музыка.

По окончании занятия проводится выставка и анализ работ. Дети учатся рассказывать не только о своих работах, но о работах своих друзей.

Литература:

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов.- М.:$Академия,2000.

2.Григорьева Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников.- М.: Академия,1997.

3.Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,2006.

4.Комарова Т.С.Обучение дошкольников технике рисования.- М.: Педагогическое общество России,2005.

5.Комарова Т.С.Дети в мире творчества.- М: Педагогика,1995.

6.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать.- М.: Столетие,1998.

7.Копцева Т.А. Природа и художник.- М.$: Сфера,2001.

8.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду, — М.:Карапуз-дидактика,2009.

9.Пантелеева Л.В.Рисуем портрет.- М.: Карапуз,2008.

10.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- М.: Владос,2006.

Музыкальное сопровождение:

$Ф.Шопен.

Post Comment