Конспект урока ИЗО «Матрешки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка» МБДОУ Детский сад № 159

Конспект урока ИЗО «Матрешки»

$

$

подготовили

музыкальный руководитель

Попова Светлана Владимировна

воспитатель

Чецкая Елена Сергеевна

Архангельск 2014

Цель:$
Знакомство детей с игрушкой – Матрешкой через музыку, художественное творчество, с историей ее возникновения на Руси.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей матрёшки.

  • Развивать интерес детей к народному творчеству.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

  • Закреплять хороводные движения, и элементы движений русского

народного танца.

  • Продолжать учить детей на слух определять звучание музыкальных инструментов.

  • Развивать творческие способности детей. 

  • Учить детей украшать плоскостную матрешку в технике «пластилиновой»

мозаики.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • $Закреплять умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Оборудование:

  • Музыкальные инструменты (ложки, бубен, румба, колокольчик, треугольник, маракасы, трещотка);

  • Матрешка (пятиместная);

  • Плоскостные матрешки по количеству детей;

  • Пластилин;

  • Сундучок;

  • Пла$точки и фартуки по количеству детей;

  • Экран, ноутбук, мульти-медиа;

  • Презентация «Матрешки».

Музыкальный материал:

  • Русская народная мелодия "Коробейники";

  • Фонограмма песни "Голубой вагон" музыка В.Шаинского;

  • Попевка «Лесенка» музыка Е.Тиличеевой;

  • Русская народная мелодия "Как на тоненьк$ий ледок" в обработке Т.Попатенко;

  • Песня «Матрешки» музыка В. Оншина;

  • Русские народные мелодии в записи.

Содержание деятельности.

1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии «Коробейники» дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

$Музыкальный руководитель:

Мы ребят опять позвали посидеть всем вместе в зале.

Как ведется с давних пор, заведем свой разговор.

Я на ярмарку ходила, и игрушки там купила.

Диво дивное я нынче принесла.

Диво чудесное, расписное, а ну, отгадайте, что это такое?

$

Загадка про матрешку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

$Дети: Матрёшка.

Музыкальный руководитель: Правильно, матрёшка!

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. 

А. Рождественская.

Музыкальный руководитель: Нужно матрёшку достать и подружек показать.$

Достает матрешку из сундучка раскрывает ее. Она оказывается пустой.
Музыкальный руководитель
:

Все подружки потерялись и куда-то разбежались.

Я предлагаю вам сесть в поезд и отправиться на поиски матрешек.

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо $всегда!

Все готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Под песню «Голубой вагон» музыка В.Шаинского дети выполняют
музыкально-ритмические упражнения.

$

2 блок. Познавательно-развлекательный.

Музыкальный руководитель:

Внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Песенная».

На этой станции все поют.

Помогите матрешке подняться по лесенке.

Попевка «Лесенка» музыка Е.Тиличеевой.

(Дети от воспитателя получают Матрешку)

Музыкальный руководитель$: А теперь отправляемся дальше

(звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)

Внимание! Наш поезд прибыл на станцию « Музыкальные инструменты»

Чтобы нам получить матрешку нужно угадать музыкальный инструмент, который спрятался в сундучке.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

Цель игры: Развивать тембровый слух.
(
Предлагается послушать: бубен, румбу, ложки, колокольчик, трещотку,

треугольник, маракасы).

Музыкальный руководитель: дети, у вас в руках музыкальные инструменты. Давайте сыграем и споем русскую народную песню "Как на тоненький ледок"
Хоровод «Как на$ тоненький ледок» русская народная песня,

обработка Т.Попатенко.

(на припев играют на музыкальных инструментах)

Музыкальный руководитель:

Молодцы, вот и еще одна матрешка возвращается к нам.

Нам пора отправляться дальше.

(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)

Музыкальный руководитель:

$Внимание-внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Игровая».

Хочешь поиграть немножко?

Нарядись тогда матрешкой!

Игра «Нарядись матрешкой»

( дети надевают косынку и фартучек)

$Воспитатель: Получайте матрешку.

Музыкальный руководитель: Внимание! Прошу пассажиров занять свои места. Поезд отправляется дальше.

(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)

Музыкальный руководитель$:

Мы прибыли на станцию «Танцевальная»

Все матрешки хороши, попляшите от души.

Танец «Матрешки» музыка В.Оншина

Музыкальный руководитель: Молодцы,  получайте еще одну матрешку.

Отправляемся дальше (звучит фонограмма) Следующая станция «Матрешкино». Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок:$ Матрёшка на окошке в ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

2 ребёнок: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво: очень ярко и красиво.

3 ребёнок: Они игрушки знатные, складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

В. Берестова

Воспитатель: А теперь получайте последнюю мат$решку.

Ах, матрёшечка – матрёшка. Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки в детском садике играть!

(складывают все матрешки в одну большую)

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России давно, более 100 лет назад.

(Сл$айд 2 презентации « Матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца Фукурума, что означает веселый складной старичок. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешк$у. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.

(Слайд 3 презентации « Матрёшка»)

$ Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в то время.

Наиболее известны три вида матрёшек. Давайте внимательно рассмотрим их.
(Слайд 4 презентации «Матрёшка»)

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.

Какими цветами расписана матрешка?

 Дети: Жёлтым, з$елёным, малиновым.

(Слайд 5 презентации «Матрёшка»)

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой.

А на голове у матрешки…

Дети: Платок.

Воспитатель:  А поверх сарафана...

Дети: Фартук.

(Слайд 6 презентации «Матрёшка»)

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и платочка с узелком. На голове полушалок с цветами. У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах.

Воспитатель$: Название, каких матрешек вы запомнили?

Чем одна матрёшка отличается от другой?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами украсим матрешек в технике «пластилиновая мозаика».

Садитесь за столы.

$3 блок. Продуктивный.

Дети садятся за столы, на которых лежат картонные заготовки матрёшек и пластилин.

Воспитатель: наши матрешки будут плоскостными и мы украсим их цветными пластилиновыми шариками. Посмотрите как.

(Слайд 7 презентации «Матрешка»).

Во время работы звучат русские народные мелодии.

Воспитатель: какие замечательные матрешки у вас получились они все разные и красивые. Воспитатель хвалит детей. А сейчас$ нам пора отправляться на станцию «Детский сад». Доброго пути!

(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»).

$

Использованная литература

  1. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» Издательство. Музыка. 1968год стр. 100

  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. - М.: Скрипторий, 2003. - 52 с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.risunoc.com/2013/08/russkaja-ma$trjeshka-istorija-sozdanija.html

  2. art.forblabla.com/blog/.../Russkie-matreshki--istoriya-sozdaniya

  3. matryona-msk.narod.ru/about.htm

Post Comment