Конспект урока ИЗО на тему «Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»

Государс$твенное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи

Открытое занятие

по предмету изобразительное творчество

на тему

$«Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»

.

Педагог дополнительного образования

Лебедева Асия Касымовна

$

Дата и место проведения:

18 декабря 2013 г. в 17.00, каб.№210

Москва 2013г.$

Цель: знакомство с техникой многослойной лессировочной акварели.

Задачи:

Обучающие:

  • Три основные акварельные техники исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;

  • знакомство с творчеством художника С. Андрияки;$

  • выполнение предварительного эскиза натюрморта в карандаше;

  • $

    обучение приёмам переноса рисунка с эскиза на основной формат;

  • последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувст$ва цвета и гармонии;

  • развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;

Воспитательные:

  • создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;

  • воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;

  • формирование интереса к изучению истории искусства.

$ Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе по изобразительной деятельности «Юный художник» и согласно учебно-тематическому плану.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный художник» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.

$ Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа или 2раза по 3часа) подходит для учеников от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.

Используемые материалы и инструменты:$

  • бумага для акварели;

  • простой карандаш и ластик;

  • дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников С. Андрияки, А. Жабского, Лебедевой К., а также педагога Лебедевой А.К.и детские работы;

  • несколько натюрмортов с фруктами, с цветами, с новогодними сувенирами (по выбору)

  • учебный DV-диск " Желтые лилии" С.Андрияки

С$писок литература и Интернет-ресурсов:

$ 1. "Акварельная живопись" П.П.Ревякин

2. "Техника живописи" Г.Б. Никодеми Москва "Эксмо"2004

3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2004 г.;

4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

5.Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.

6. http://oformitelblok.ru/aguarelle2.html

7. http://www.stepandstep.ru/catalog/learn-as/118892/kak-osvoit-akvarelnuyu-tehniku-z$hivopisi.html

Ход занятия

$ 1. Введение в тему.

Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами.

2. Этапы работы над натюрмортом.

Первоначальный эскиз в карандаше. Перенос рисунка с эскиза на основной формат (А-4). Заливка цветом блика формата бумаги. Локальный цвет предмета. Постепенное наложение цвета на предметы от светлого, к тем$ному. Работа над фоном. Понятие рефлекса в живописи. Работа над рефлексами. Написание теней на предметах и от предметов. Объединяющие тени. Передний и задний план в этюде. Закон контраста в живописи. Работа над деталями.

2. Знакомство с творчеством художников С.Андрияки, А.Жабского и д.р.

Короткий рассказ о художниках. Просмотр репродукций картин. Просмотр учебной видеокассеты натюрморта "Желтые лилии"

6. Практическая работа.$

Работа над натюрмортом, выполняя все этапы лессировочной акварели.

7. Что такое паспарту и как его приготовить.

$

Изготовление и оформление работы в паспарту.

8. Подведение итогов практической работы.

Просмотр готовых работ. Совместное обсуждение и о$формление выставки в студии.

9. Наведение порядка учениками на рабочих местах.

Приложение

Акварельная техника живописи

Акварелью в старину писали на пергаменте из отбеленной кожи, на тонких пластинках из слоновой$ кости, которою и сейчас используют для миниатюр, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позже – на бумаге. Сейчас акварелью пишут в основном только на бумаге.
Старинная бумага изготавливалась с XIV века из волокон льна и была очень хорошего качества. Начиная с XVII века для её изготовления, ста$ли использовать хлопок, который в значительной мере уступает льну, и качество бумаги с этого времени стало понижаться. 

В наше время производят большое количество сортов бумаги. Её изготавливают не только из хлопка и льна, но и из таких материалов, которыми раньше не пользовались в этих целях: из древесины хвойных деревьев, соломы. Но наиболее ценными материалами всё-таки остаются лён и хлопок. Во многие сорта бумаги кроме растительной клетчатки входят: гипс, шпат, мел, каолин, водный глинозём, св$инцовые белила, а также для маскировки её жёлтого цвета синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь. 

Бумажная масса проклеивается мучным клейстером, крахмалом, животным клеем, желатином (последние 2 всегда в соединении с квасцами), канифолью. В старину использовали исключительно мучной клейстер, наиболее походящий материал для этих целей. Сейчас всё чаще используют желатин. Бумага, проклеенная желатином, под влиянием сырости быстро зацветает и покрывается пятнами. При производстве бумаги применяются многие химические вещества, следы которых часто остаются в готовой бумаге и влияют на покрывающую её краску не лучшим образом. 

$ Акварель нуждается в очень хорошей бумаге. Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричневеют и чернеют на свету, поэтому совершенно не пригодны для живописи акварелью. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свойством, но плохо моется и скоблится, и краска ложится на неё не ровно.

Единственно пригодной бумагой для акварельной техники живописи является льняная бумага, обладающая безукоризненной белизной. Она не должна быстро всасывать воду, в ней не должны содержаться примеси химических веществ, используемых при её изготовлении. На такую бумагу краска ложится ровно и приобретает яркость, её можно смывать и скоблить.$ 

На поверхности бумаги очень часто присутствуют следы жира, который препятствует равномерному распределению краски. Поэтому перед употреблением бумагу следует промывать дистиллированной водой с несколькими каплями нашатырного спирта. Пожелтевшая хоро$шая льняная бумага легко отбеливается, если её промыть перекисью водорода.
Техника живописи акварелью по своей сложности приближается к темперной и даже фресковой. За долгое время существования этой техники сами собой появились приёмы и способы, облегчающие работу. Так как любая бумага при смачивании коробится, покрывается волнами, что мешает живописи, чтобы избежать этого, бумагу принято натягивать на картон, доску, а так же пользуются «стиратором».

Живопись чистой акварелью

Чистой акварелью можно считать лишь ту, в которой использованы все ресурсы этой техники: прозрачность красок, просвечив$ающий белый тон бумаги, лёгкость и вместе с тем сила и яркость красок. В технике чистой акварели совершенно недопустимы белила, их роль выполняет сама бумага. Это заставляет тщательно сохранять её белизну в местах, отводимых$ бликам и т.п., так как записанные места бумаги не могут быть восстановлены при помощи белил, всегда отличимых от тона бумаги. Для облегчения этого затруднения существует ряд приёмов. Один из них заключается в проскабливании записанных мест бумаги специальной скоблилкой («grattoire») или ножом. Такая операция может производиться только на сухой бумаге хорошего качества. 

$ Другой способ состоит в нанесении на сберегаемые места жидкого раствора резины в бензине. По высыхании резина легко удаляется с поверхности бумаги ластиком.

Краски акварели, наносимые тонким слоем, после высыхания изменяются приблизительно на одну треть от своей первоначальной силы, и это необходимо учитывать. Во время работы для более лёгкого стушовывания соседних красок полезно с$мачивать бумагу снизу. Такой метод работы французы называют “travailler dans l’eau” (работать в воде). 

Для замедления высыхания красок можно пользоваться аквалентой или акварелином. Для этих же целей в воду, которой разводят краски, прибавляют мёд или глицерин. Однако большое количество этих веществ могут пагубно сказаться на акварели. В идеале рисунок для акварели лучше делать отдельно, а потом переносить его, чтобы не портить поверхность бумаги. Засаленная бумага затрудняет нанесение красок.

Акварельные краски могут играть и служебную роль, например в подмалёвке для масляной живопис$и. На клеевом и эмульсионном грунтах акварельная краска ложится ровно и хорошо, и таким тонким слоем, что совершенно не изменяет фактуру грунта и не мешает последующей масляной живописи.

Post Comment