Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме «Особенности древнегреческой керамики» + презентация

Муниципальное автономное общеобра$зовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 13»

Города Ржева Тверской области.

Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме:

« Особенности древнегреческой керамики».

Подготовила:

Еремеева Елена Владимировна

$

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: Особенности Древнегреческой керамики.

Данный урок проводится в 5 классе в III четверти параллельной с изучением раздела «Древняя Греция» на уроках истории.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с ролью декоративного $искусства в Древней Греции.

2.Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.

3.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

4.Формировать н$авыки работы с художественным материалом (гуашь).

5.Развивать творческую активность.

Оборудование и материалы:

1.Плакаты – таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз ,древнегреческого орнамента и сюжетов.

2.Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных сосудов.

3.Художественные материалы.

$4.Силуэтные заготовки древнегреческих ваз.

Ход урока.

Звучит мелодия «Сиртаки».

Учитель: Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну, до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

$

Мудрые мифы они создавали

( с детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И олимпийские игры они

$Тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы

А посмотрите теперь каково

Было гончарное их мастерство!

— Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров, прикоснемся к тайнам греческих мастеров.

— Назовите самый известный греческий город.(ответы детей)

— Конечно же, это Афины. Чем они знамениты? (ответы детей)

— Сегодня нас интересует один из районов города — Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали искусные гончары, произошло слово «керамика». Что оно означает? (ответы детей)

$-Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само

гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили$сь семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда.

Изящные гидрии – кувшин для ношения воды с горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, третьей вертикальной, чтобы

снимать с головы.

Объемистые кратеры с широким горлом — для вина смешанного с водой, обычного напитка греков.

$Плоские с ножкой и двумя ручками, килики – чаши для питья.

Высокие, удлиненные лекифы – для душистого масла ,и еще многие другие.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размер, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину — сюжетную роспись.$

Орнаментом украшали ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые — пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде л$оманой или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным — давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр.

Любили греки изображать волну (рис.8), бутон лотоса (рис.9).

Главная часть сосуд, его тулово, занимает картина, сюжетная роспись ,на которой изображались мифологические сцены .По ним мы можем составить представление о том ,как выглядели древние греки ,об их одежде ,обычаях. В росписях прославляли то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Физкультминутка.( упражнения для снятия утомления с мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания)

— Покровительницей гончарного дел$а была богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.

Ученик: Внемли молитвам Афина

Десницею печь охраняя.

$Дай, чтобы вышли на славу

Горшки и бутылки, и миски.

Чтоб обожглись хорошенько

И прибыли дали довольно.

Учитель: В мастерской ремесленника изготавливались вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара. Посмотрите, по форме они похожи, а чем отличаются друг от друга? (ответы детей)

— У этой вазы фон оранжево-красны, а фигуры черные. Этот стиль называют чернофигурным. В основе рисунка силуэт .На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывали по лаковой поверхности .Тело женских фигур окрашивали в белый цвет.

— Позже, чернофигурную роспись заменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются $тонкими черными линиями ,это позволяет прорабатывать мускулатуру ,передавать тонкие складки одежды ,волнистые локоны .Голову человека изображали в профиль.

— А теперь представьте себя в роли древнегреческих художников. Таблица с видами орнамента на доске .Варианты сюжетной росписи тоже .Вы можете изобразить сцену из любого мифа или нарисовать бога ,богиню с их отличительными симво$лами.

Изображая людей, передавая движение ,пользуйтесь привычной для вас последовательностью .Сразу кистью, соблюдая пропорции, рисуем как бы скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем и одевая .На последнем этапе прорисовываем тонкими линиями детали, складки одежды, мускулатуру, волосы и т.д.

(В течение 25 минут дети выполняют творческое задание и рассказывают о своей работе по желанию.)

Рефлексия :

$

— Что больше всего понравилось на уроке, запомнилось?

— Чему вы научились на уроке?

$

Литература

1.Герои Древнего мира (Пересказ К. Сторр; перевод с англ.) – М.,1993

2.Герои Эллады: Из мифов Древней Греции (Пересказ В. Смирновой) – М.,1988

3.Конышева И. Наш рукотворный мир: Учебник по трудовому воспитанию. – М.,2001

4.Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.,1980

$5.Уколова В. ,Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. – М.,2001

$

$

Post Comment