Конспект урока по ИЗО «Искусство Гжели» 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

(МБОУ «СОШ №26»)

г. Новокузнецк Кемеровской области

$

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе

по теме

«Искусство Гжели»

(по программе Б.М. Неменского)

$

Автор:

Губанова Ольга Владимировна

учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ №26»

$

Новокузнецк,2014г.

Содержание

$I Введение…………………………………………………..

1

II Материал по ФГОС…………………………………….

2-4

III$ Разработка урока. Презентация проекта…………..

$5-24

IVЗаключение………………………………………………

25

V Список литературы…………………………………….

26

$

$

$

  1. Введение

Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто, логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основе элементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо $владеет кистью, до сих пор не научился правильно брать краску или тем, кто ленится.

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапредметные и предметные, наглядный материал, использованное оборудование, прописан ход урока, где в соответствии с этапом урока расписана деятельность учителя и учеников, а также полученный результат. В приложениях — стихотворения о Гжели, презентация проекта, что может быть интересно преподавателям при проведении открытых уроков и их оформлении.

Презентация подготовлена для урока ИЗО 5 класса «Искусство Гжели» по программе Б.М. Неменского. Гжельская цветная майолика и сине-белая керамика поражают разнообразием назначения, форм, мотивов и особенностей кистевой росписи.

$ Все керамические изделия уникальны, т. к. традиционно роспись выполняется мастерами вручную.

Кувшины, кумганы, квасники, вазы, блюда, часы и подсвечники, статуэтки, столовые и чайные сервизы поражают воображение фантазией и мастерством народных умельцев, вдохновляют учащихся при выполнении практической части задания по созданию узоров по мотивам

$

II Материал по ФГОС

$

Современный урок изобразительного искусства

Признаки современного урока:

  • художественность как принцип организации;

  • активное$ расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся;

  • развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемые образы;

  • $акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся;

  • сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;

  • свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;

  • $диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;

  • художественное пространство осуществления урока и современные средства оборудования;

  • функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во$ время свободного заинтересованного диалога.

Реализация признаков современного урока:

  1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

  2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

  3. $На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

  4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

  5. Организация урока динамична и вариативна.

  6. На уроке используются современные педагогические технологии.

$ Формы классно-урочного обучения

  • Урок-игра

  • $Урок-путешествие

  • Урок-диспут

  • Урок-экскурсия

  • Урок-конференция

  • Урок-пленэр

  • $

Типы уроков

  • Постижения новых УУД

  • Формирование и закрепление способов деятельности

  • Контроля и коррекции

  • Обобщения и систематизации

  • Комбинированный

  • Практического применения

Деятельностный подход на уроке

  1. $Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели

  2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

  3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)

  4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу

  5. Включение содержа$ния обучения в контекст решения значимых жизненных задач  

Структура  урока «открытия нового знания»

  1. Этап самоопределения к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

  1. $Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

  1. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

  2. $Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

Построения проекта выхода из затруднения

  1. Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

  2. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: Усвоение нового способа действий

  1. $

    Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

$Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний

$

$

$III Разработка урока. Презентация проекта.

Класс: 5

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

$

Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.

Тема урока: Искусство Гжели.

Тип урока: Урок комплексного использования знаний

$Цели урока:

-по сод$ержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы:

освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.

Задачи урока:

  1. В$оспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,

  2. Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.

  3. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

  4. оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

$

Результаты обучения:

Личностные:

  • осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к со$бственной деятельности как основы творчества,

  • $развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные:

  • учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты,

  • анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные:

  • понима$ть «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка,

  • создать художественный образ волшебной жар-птицы.

Наглядный и дидактический материалы:

Индивидуальный:

учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой — 5 класс,

презентация «Какого цвета жар-птица?»

$Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».

Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П.$ Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. (Приложение 3).

Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»

ИКТ-оборудование: общеклассное: компьютер, мультимедиа

$Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А3, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты каждого этапа (выводы по этапам)

1.Орга-низа-цион-ный этап

1-2 мин

Приветствие учащихся

$Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих

Приветствие учителя

Проверка организации рабочего места

Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствует 2 учащихся по болезни

2. Ак-туализация и мотива-ция

5-6 мин

$

Актуализация знаний, введение в тему урока.

1.Вводная беседа

Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете?

В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей?

Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать?

Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения.

Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета?

Где мы сталкиваемся с синей птицей?

Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следуе$т, что за счастье и успех нужно бороться.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы.

Что же тогда главное в декоративном искусстве?

Сегодня мы будем изображать волшебную Жар-птицу по мотивам Гжели.

2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.

-Чему мы должны сегодня научиться?

— Вам понятна $тема и цели?

Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

Отвечают на вопросы:

Желтая, золотая, яркая…

Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица…

В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния

$

-Да, нет…

-В сказке Метерлинка «Синяя птица»

-Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта.

$

-Познакомиться с искусством Гжели.

-Да

-Узнать о Гжели,

Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи….

Удалось заинтересовать, даже немного поспорили,

На следующий год сделаю такой урок как обобщение четверти, чтобы ребята смогли выбрать сами, по мотивам какого промысла изобразить Жар-птицу. Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели.

Удивилась, что ребята довольно хорошо знают русские сказки, многое узнала от них сама.

Начинаю понимать, что взаимодействие «Учитель-ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я у них.

3. Изу-чение и закреп-ление первич-ных знаний

5-7 мин

$

1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации:

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.

-Правда, очень красиво!?

Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение)

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.

-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжел$и?

Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц

-А какие цвета используют художники?

Особенностью Гжельской росписи является использова-ние 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет – кобальт).

-Какие бывают изделия?

— А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает?

Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой:

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России – Г$жель,

Где поселилось вдохновенье.

Здесь каждый – мастер и творец…»

Итак – в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству.

Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?

-Да…

-На керамике, фарфоре, фаянсе

-Синий кобальт

-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…

-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную.

Подготовка к упражнению

$

Большинство дома подбирали материал. Учащиеся активно, достаточно быстро и четко отвечали на вопросы.

Стихотворения не читали (врем. рамки), включила во время практической работы песню Надежды Филатовой «Незабудковая гжель»

Не стала вдаваться в процесс производства гжельский изделий, чтобы не прегружать детей.

4. Отра-ботка навыков

6-10 мин

$

1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы хохломской росписи»

Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.

2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;

-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки

-Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями».

3.Какие элементы используют народные мастера?

Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся

Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Мазок с тенями выпол$няем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом.

-Линии, сеточки, усики, мазок с тенями…

Дала возможность отдохнуть и перек-лючить внимание – мы п$осмотрели за окно, солнечный день, сказала о том, что природа будет каждый день менять-ся, а у них есть воз-можность быть к ней ближе, больше гулять и наблюдать за цветением деревь-ев, изменениями каждый день. Затем перешла к тому, что народные умельцы всему учи-лись у природы. С упражне-ниями справились не все, пришлось объяснить несколько вариантов работы, 5 учащихся не сумели освоить технику двойного кистевого мазка сразу, четверым удалось помочь, Ботнарь Влад стал рисовать в 2 приема – голубым, затем синим цветом.

5. При-менение новых знаний

20 мин

1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птиц$ы Творчества, Счастья, Света:

Душу, гжельскою белой глиною,
Вдруг поманит судьба-кудесница…
И взмахнёт кистью с краской синею,
И распишет всё тонкой линией…
И всё сбудется… и всё слепится…
…В нужном времени… в нужном месте ли –
Пусть Душа вдруг не закачается…
Пусть на белом, небес известием,
Синей птицы счастливой песнею –
Роспись гжельская проявляется!

Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества.

Верьте в себя! И у Вас все получится.

2.Практическая работа.

Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества.

Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что он$и умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети…

Во время практической работы — целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа).

-Работают самостоятельно.

Вся наглядность убирается.

$

Времени урока нам катастрофически не хватает, творчество нельзя втиснуть во временные рамки.

Ребята нарисовали интересные образы птиц, но им захотелось большего – вписать их в композиции цветов, а на это недостаточно. времени урока.

Т.к. сразу делала выставку к Пасхе – представила то, что получилось. Работали с удоволь-ствием. Вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут хотят больше, но пока не могут так – развитие рефлексии. Я вижу урок в этом году совсем иначе, чем раньше, и это мне $тоже нравится. Я сама нарисовала смайлик и поселила волшебную птицу в свое сердце.

Торможу себя, т.к. многие ребята еще не готовы перестроить свою деятельность на более творческую, испытывают затруднения.

6. Реф-лексия

5 мин

Итог урока.

1. Общая оценка работы класса

Чему Вы научились?

Кто почувствовали вдохновение?

Понравился урок? (смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)

$ 2. Выставка работ учащихся.

Какая работа понравилась и почему?

3. Уборка рабочих мест.

Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.

Домашнее задание:

Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта:

«Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет»

4.С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте:

«Природа нежным

трепетом полна,
И птицы вьются

в синеве небес,
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес!

Воистину воскрес!

Спасибо за урок.

-Основным мотивам и приемам гжельской росписи.

-Поднимают руку..

Получилось красиво, мало времени.

Хо$чется доделать композицию….

Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе…

Понравилась эта работа, т.к…..

Наводят порядок.

Записывают в дневники.

Урок достиг цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились не всем – смайлики радостные кроме 3 учащихся, 2 чел. – Акиньшина Настя и Ясная Лиза – с трудом отрываются от работы, только вошли во вкус, у Ботнаря Влада не получаются такие мазки, хотя испробовали все варианты – придет после уроков. Ему всегда сложно даются работы красками, связанные с украшением.

Поздравила ребят с наступающей Пасхой, очень рада, что тоже получила после выходных несколько открыток, написанных

по мотивам гжели.

$

Приложение

Презентация проекта

IV Заключение

Общая оценка работы класса

Чему Вы научились?

Кто почувствовали вдохновение?

Понравился урок? (смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

$Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)

Выставка работ учащихся.

Какая работа понравилась и почему?

Заключительное слово.

Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.

$

Домашнее задание:

Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта:

«Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет»

С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте:

«Природа нежным

трепетом полна,
И птицы вьются в синеве небес,
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес!

Воистину воскрес!

Спасибо за урок.

$V Список литературы

  1. Арбат Ю.А. Фарфоровый городок. Из истории завода Гарднер — ныне Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках. – М.: «Моск. рабочий», 2007, 248 с.

  2. Бржезицкая Аста Давыдовна. Выставка произведений. Москва. $1983. Расписной фарфор. Скульптура. Каталог выставки. – М.: «Сов. художник», 2003, 24 с.

  3. Бубнова Е.А. Старый русский фаянс. – М.: «Искусство», 2003. – 187 с.Врубель М.А. Выставка майоликовых работ и театральных экспонатов. Абрамцево. 1956-1957. К 100-летию со дня рождения. Каталог. Сост. и предисл. Онуфриева С.А. – М.: Просвещение, 2007, 53 с.

  4. $Гамелкин С.В. и Калитин М.Г. Гжель и гжельцы. На родине русского фарфора. — «Моск. рабочий», 2004. – 129 с.

  5. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели XVIIIXX веков. — «Художник России», 2006. – 212 с.

  6. $Дулькина Т.И., Григорьева Н.С.   Гжель. Керамика 18-19 веков, керамика 20 века.  М., Планета, 1982г.
    Попова О.С.
      Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково.  М., КОИЗ, 1957г.
    Мусина Р.Р$.
      Искусство Гжели.   М,, Знание, 1985г.

  7. $Дулькина Т.И., Григорьева Н.С., Астраханцева Т.Л. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: Издательство: Планета, 2006. — 184 с.

  8. Искусство Гжели. Альбом. Авт. и сост. Якимчук Н.А. – М.: «Сов. Россия», 2005. — 167с.

  9. Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: «Знание», 2005. – 48 с.

  10. . А. Горяева. Методическое пособие. К учебнику. «Декоративноприкладное искусство в$ жизни человека». $5 класс. Под редакцией Б. М. Неменского.

  11. Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. О Виноградове Д.И. – СПб.: Питер, 2004. — 102с.

  12. Никифорова Л.Р. Создатель русского фарфора. Жизнь и деятельность Д.И.Виноградова. – М.: Изд. Гос. Эрм., 1962, 35с.

  13. Салтыков А. Гжельская керамика. — Гос. ист. муз. – 2005. — 38с.

  14. $Фарфор Гжели. Каталог выставки. Сост. и ред. Розанов В.Г. – М.: «Сов. художник», 2006. – 21 с.

Post Comment