Конспект урока по ИЗО "Мстёрская роспись" 5 класс

МОУ Брызгаловская СОШ

План – конспект

занятия факультатива «Изобразительное искусство родного края» 5 класс.

$Тема: «Мстёрская роспись»

Учитель ИЗО

Жмурина С. Н.

$ТЕМА: «Мстёрская роспись» (2 часа).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Знакомство с лаковой миниатюрой и творчеством художников Мстёры.

  • Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.

  • Формирование духовной и эстетической культуры.

  • Изучение традиций росписи нашей страны.

  • $ Знакомство с новыми материалами, техниками росписи на примере росписи Мстёры.

ЗАДАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Познакомиться с росписью Мстёры.

  • Изучить основные приёмы и техники.

  • Выполнить работу, используя имитацию росписи.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУ$МЕНТЫ:

  • Иллюстрации работ.

  • Картонная коробка подходящего размера.

  • Художественные материалы: гуашь, акварель, чёрная темпера, лак.

  • Художественные инструменты: кисти, палитра.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1 занятие:

    1. Организационная часть – 1-2 мин.

    2. $Знакомство с лаковой миниатюрой - 10 мин.

    3. Знакомство с техникой и технологией - 8 мин.

    4. Разработка эскиза росписи - 15 мин.

    5. Подготовка образца к работе (грунтовка коробки чёрной темперой) - 4 мин.

    6. Подведение итогов - 1 мин.

    2 занятие:

    1. Организационная часть - 1 мин.

    2. $ Прорисовка элементов росписи - 10 мин.

    3. Роспись - 25 мин.

    4. Закрепление лаком - 3 мин.

    5. $ Подведение итогов - 1 мин.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Искусство лаковой миниатюры возникло в посёлке Мстёра, Владимирской области, уже в 20 веке. До революции в Мстёре работали иконописцы, продолжающие древние традиции Владимирской и С$уздальской иконописной школы. Они писали удивительные иконы, считающиеся одними из лучших в России. После революции иконописный промысел стал под запретом. Мастера вынуждены были сменить направление работы. В 1933 году была организована артель по росписи лаковых изделий из папье-маше. Артель назвали «Пролетарское искусство». Основными сюжетами росписи были изображения новой советской жизни, история страны, русские народные сказки. Ведущими художниками артели были: Клыков Н. П., Брагин А. И., Потягин К. Ф. Они разработали основы и свой стиль лаковой миниатюры, стали у истоков её формирования. Артель развивалась и процветала.

    $После ВОВ произошло некоторое снижение интереса к этому виду промысла. Сейчас этот промысел является национальной традицией нашей страны и поддерживается и охраняется государством. Изделия можно увидеть во многих мировых музеях искусства, частных коллекциях и домах.

    $ Миниатюрная живопись мстёрских мастеров во многом схожа с работой мастеров других мест. В Мстёре роспись осуществляется темперными красками, за основу берут чёрный фон. В сюжете элементы реальной жизни часто соседствуют с фантастическими мотивами. Изображение часто носит условный характер. В отличие от живописцев Палеха, изображение размещается не на пустом фоне, а на фоне пейзажа. Он играет в сюжете значительную роль, объединяя сюжет и элементы изображения. В прорисовке пейзажа художники демонстрируют своё мастерство миниатюриста. Сюжеты в рисунке обычно развёрнуты, то есть, обозначено действие. Элементы рисунка служат единой цели, обозначая состояние природы, внутренних чувств, души изображения. Сюжет размещается линейно. В изображение ярко выражена плановость.

    $ Мстёрскую миниатюру окаймляют лёгкие, воздушные орнаменты, выполненные золотой краской. Мастера Мстёры наполнили миниатюру новым, животворным содержанием. От сюжетов веет истинным русским духом старины и традиций.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

    • Выделить наиболее характерные элементы сюжетов (деревья, горки, людей в старинных национальных костюмах)$.

    • Изучить особенности прорисовки элементов (направление движения, нажим кисти, мазок).

    • Изучить особенности композиции.

    • Изучить особенности орнамента окантовки (формирование из простых повторяющихся элементов).

    • Разработать не сложный эскиз росписи$.

    • По грунтованной крышке нанести рисунок.

    • Прокрасить основные элементы рисунка (кисть №2-3).

    • Прорисовать детали (кисть №1).

    • Покрыть изделие лаком.

    ЛИТЕРАТУРА:

    • Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство М., 1990 г.

    • Япольский В. П. Декоративное искусство в школе М., 199$9 г.

    • Перо Жар-птицы. Очерки о декоративном искусстве Владимирского края Ярославль, 1988 г.

    Post Comment