Конспект урока по ИЗО «Натюрморт – изображение предметного мира. Натюрморт из бытовых предметов»

Тема урока: Натюрморт – изображение предметного мира.

Натюрморт из бытовых предметов.

Цель: Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства

$Задачи:

1. Расширить знания учащихся о жанре натюрморта.

2. Воспитывать эстетическую восприимчивость; развивать умение понимать $произведения искусства.

3. Развивать приемы работы красками.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Использование компьютера при подготовке к занятию: Педагог в программе $Power Point создает презентацию с информативно-иллюстративными матер$иалами; в программе Word готовит разработки урока.

ТСО: Компьютер, проектор с экраном.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1) Приветствие, позитивная ус$тановка на урок.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Определение степени готовности к уроку.

  1. Беседа.

а) Введение в тему.$

Художники во все времена любили изображать предметы народного быта, всё, что нас окружает каждый день. В древности люди изображали конкретный предмет, который характеризовал человека, подчеркивал его социальное положение и род занятий. Такие предметы мы видим в росписях Древнего Египта (слайд 2). Например, жезлы царей, оружие воинов, чаши, корзины, музыкальные инструменты и т.д. Все это изображалось для того, чтобы отразить в произведениях искусства время, в котором жили мастера. В Древнем Риме изображения предметов украшали стены различных зданий (слайд 3). Это были и корзины с ягодами, и вазы с фруктами, и множество цветов. Иногда эти предметы имели символическое значение. Каждая эпоха, каждый народ$ имел свои предметы, отличные от других, и свои причины для их изображения.

б) История натюрморта.

Натюрморт в изобразительном искусстве представляет собой изображение неодушевленных предметов, которые объединены между собой в единую композиционную группу. Как правило, натюрморт имеет самостоятельное значение, но в некоторых случаях он может быть и сос$тавной частью композиции жанровой картины (слайд 4). $Через натюрморт художник выражает свое отношение к окружающему миру, раскрывает свое понимание прекрасного.

Натюрморт имел место уже в искусстве Византии. Именно там, на фоне сурового искусства, создавались бессмертные образы с использованием отдельных предметов. Изображение неодушевленных предметов играло большую роль и в древнерусской живописи (слайд 5). Значительное место занимал натюрморт в картинах художников XVXVI$ вв. (слайд 6). Они обратили свое внимание на окружающий мир, стремясь передать ценность каждой вещи. Так предметы обихода наделялись в картинах неким благородством и начинали играть определенную роль. На больших полотнах натюрморт занимал довольно скромное место. Стеклянный сосуд с водой или изящная серебряная ваза располагались чаще всего в углу картины. Однако изображение таких прост$ых предметов сыграло большую роль в развитии искусства живописи – таким образом был определен самостоятельный путь развития целого жанра.

Эпохой развития жанра натюрморта стал X$VII в. Предметы начинают занимать в картинах главную роль. Наиболее полно натюрморт развился во Фландрии и Нидерландах. Возникновение этого жанра было связано с интересом художников к особенностям национального быта, родной природы, различных вещей, хранящих на себе отпечаток жизни древних людей (слайд 7).

$Одним из мастеров натюрморта являлся французский художник Гюстав Курбе (слайд 8). Он был одним из первых кто в XIX в. создал школу натюрморта (слайд 9). Развитием этого жанра также занимался художник Эдуард Мане. Творчеству Г.Курбе и Э.Мане$ характерно заметное упрощение композиции, сокращение числа предметов в работах. В 60-е гг. XIX в. появилась целая серия картин Э.Мане. Наиболее известная из них — «Завтрак на траве» (слайд 10). На этой картине изображены человеческие фигуры, на 1-ом плане элементы натюрморта – это и платье, и шляпа, и хлеб, и корзина с фруктами. Все выглядит очень реалистично. Стоит обратить внимание на цветовое решение картины – художник использует серебристые и голубые тона, которые как будто сливаются в единую гармонию.

$Отдельный интерес представляют натюрморты Огюста Ренуара (слайд 11). Их немного, они небольшого размера, однако играют отдельную роль в развитии этого жанра. С большой любовью на своих полотнах художник изображал цветы. Инте$ресно его произведение «Анемоны» (слайд 12), на котором замечательно передана форма цветов — одни стоят вертикально, другие согнуты, а третьи и вовсе опустили свои головки почти до стола. Работы О.Ренуара естественны, изображенные на них предметы будто дышат живой силой. Фон для картины решен в желто-коричневом тоне, на котором ярко выделяются цветные головки растений. Штриховые мазки создают эффект огня.

в) Русский натюрморт XIX$ в.

В искусстве русской живописи натюрморт изначально занимал весьма скромное место. Однако, начиная с середины XIX в., это направление начало бурно развиваться, и одно из главных мест принадлежит здесь работам И.И.Левитана (слайд 13). Его натюрморты не велики по размеру и довольно скромны по замыслу. Стоит также отметить роль в развити$и данного жанра таких художников, как К.А.Коровин и В.А.Серов. Картину «За чайным столом» (слайд 14) К.А.Коровин писал на даче В.Поленова в 1888 г. Целью художника было передать ощущение погожего летнего дня, теплоту семейной обстановки и свежесть природы, окружающей отдыхающих. Художник стремился теснее связать натюрморт с$ пейзажем и человеком, расширить границы жанра.

Натюрморт продолжает свое развитие и в наше время. Ведь все вещи, которыми мы пользуемся, образуют на полотне свою среду, отражая различные чувства и замыслы художника.

г) Правила работы над натюрмортом.

Прежде чем приступить к работе над натюрмортом необходимо продумать композицию будущего произведения. При помощи карандаша рекомендуется выполнить небольшой эскиз, проверив таким образом композиционное решение работы.

$$Натюрморт это выполнение рисунка с натуры. Смотреть на предметы нужно внимательно, стараясь не упустить ни одной детали. По окончании работы над основным рисунком необходимо определиться с цветом. Определяя цвет, не следует забывать о том, что наше внимание должно быть направлено не на один предмет, а сразу на несколько – для того, чтобы решить цветовое соотношение всего натюрморта.

Работая над натюрмортом с натуры, помните: чем дальше находится от нас предмет, тем более он теряет силу своего цвета. Поэтому необходимо учитывать разницу в цветовой силе предметов заднего и переднего планов.

  1. Творческое задание.

$Выполнение гуашью представленного педагогом натюрморта из бытовых предметов.

  1. Подведение итогов урока.

(Учащиеся демонстрируют свои работы)

Вещи, которыми мы ежедневно пользуемся, в натюрморте создают свой неповторимый мир, будто переносясь в иное измерение; $их значение в композиции и смысловая нагрузка возрастают; сочетание простых предметов может вызвать у зрителя самые разные чувства и переживания.

Post Comment