Конспект урока по ИЗО "О чём рассказывают гербы" 5 класс

Тема «О чём рассказывают гербы»

Цели: 1.Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.

2.Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей.

3.Во$спитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.

4.Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Форма урока: урок – получение новых знаний.

Оборудование: $мультимедийный проектор, компьютер.

Межпредметные связи: история, литература, информатика.

План урока.

I. Организационный момент

  • подготовка учащихся к уроку

II. Основная часть $

  • истоки геральдики

  • рождение гербов

  • основа герба (щит)

  • значение цвета и символов в гербах

  • Российский герб

  • Герб Мордовии

  • составление собственного герба (практическая работа)

  • выполнение практического задания (завершение работы)

III. Заключительная часть

  • $обсуждение выполненного задания учащимися

  • подведение итогов

Ход урока.

Учитель: - Здравствуйте, садитесь!

(Урок начинаю с проверки готовности класса к работе.)

- Тема нашего урока «О чём рассказывают гербы». (слайд 1 )

- Цель урока: $(слайд 2)

1.Познакомиться с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы.

2. Выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи.

Учитель: - Ребята, на предыдущих уроках мы много узнали о символическом языке декоративного искусства.

Украсит$ь - значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.

Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей. И вот опять символ становится главным героем сегодняшнего урока.

Сегодня мы узнаем истори$ю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное - вы сами попробуете сделать герб.

Эти термины мы знаем, и сегодня они нам понадобятся. А вот значение последних слов нам предстоит узнать.

Символ - условный знак, обозначающий идею, явление, понятие (на рисунках: крест-вера, снежинка-снег, сердце-любовь и т.п.)

Лаконичный - краткий, четкий.

Стилизованный - обобщенный, упрощенный.

Композиция - умение составлять, соединять части в единое целое. Композиция - расположение и единство частей художественного произведени$я.

Эмблема - предмет или изображение как символ, отражающий какую-либо идею (на рисунках эмблемы: палитра-художник, книга-писатель и т.п.)

Герб – ………………………….(заполняется в ходе урока)

Геральдика$ – …………………(заполняется в ходе урока)

Герольд ………………………(заполняется в ходе урока)

Девиз $–…………………………(заполняется в ходе урока)

Чтобы это все у нас осуществилось нам нужно попасть в XIII в. (т.е. на 800 лет назад) в Западную Европу. Пусть это будет Германия. Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников.

Итак, на берегу моря стоит славный город Гербоград. Посмотрите, а вот этот рыцарь из Зеебурга тоже направляется туда. Он закован в железные латы. (с$лайд 3 )

(Звучат фанфары и средневековая музыка, рыцарь с дамой танцуют танец ( ученик и ученица)).

Рыцарская баллада (читает ученик)

Был тяжелым поход. Я вернулся домой. Ты не ждешь у ворот. Ангел мой не со мной.

$ Я беден, но честь свою Не позволю топтать. Я рыцарь, воин, в бою Готов свой род защищать.

Завтра праздник, турнир. Гости, знать и народ. Пусть узнает весь мир, Что король подло врет.

Мы сразимся и Бог Будет нашим судьей. Сделал я все, что мог, Чтобы вновь быть с тобой.

Наш рыцарь уже участник рыцарского турнира в честь прекрасной принцес$сы.

- Как вы думаете, легко ли стражам города узнать с какими намерениями едет этот рыцарь, какого он роду-племени, откуда прибыл? (Ответы детей, выявление проблемы: нужны «опознавательные» знаки).

- Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку. Этим знаком является герб. (слайд 4 )

- Слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство.

$

Герб – немецкое слово, означает - «наследство» (запись в тетрадь)

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука – геральдика. (слайд 5 )

Именно геральдика занимается составление гербов.

$Геральдика – искусство составления гербов (запись в тетрадь)

Вначале личные гербы имели только аристократические семьи. (слайд 6 ) Изображались гербы на щитах и флагах. Представители этих семей, знатные $рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо.

На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды – люди, изучающие гербы. (слайд 7 ) По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Герольд – глашатай, распорядитель на рыцарских турнирах (запись в тетрадь)

$

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Основой герба является щит. (слайд 8 ) Щит для герба обязательный. Щит может иметь различную форму. По форме щита определялась национальность рыцаря. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский $щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения.

Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами. (слайд 9 )Вот основ$ные варианты: …

В геральдике используется семь цветов. (слайд 10 ) Первоначально было только четыре цвета: (щёлк) червлёный (красный) – символ любви, смелости, великодушия; (щёлк) голубой – си$мвол красоты и величия, честности; (щёлк) черный – мудрости; (щёлк) серебро - символ невинности и чистоты, благородства; но затем появились дополнительные цвета: (щёлк) зеленый – символ изобил$ия, (щёлк) золотой - символ богатства и справедливости; и (щёлк) пурпурный – могущество.

А так же использовались негеральдические фигуры для украшении гербов, с ними мы уже знакомились на прошлом уроке. Назовите их.

Уча$щиеся: Естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды). Искусственные, созданные самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда). Фантастические (единорог, др$акон, гриф, сказочные птицы).

Учитель: Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело своё значение: (слайд 11 ) коронованный лев – символ силы и власти, мужества и благородства; (щёлк) единорог – чистота, непорочность; (щёлк) солнце – свет, богатство, изобилие; (щёлк) ворон – долголетие; (щёлк) дуб, медведь - сила; (щёлк) овца – кротость; (щёлк) орёл – власть, господство, прозорливость; (щёлк) факел, раскрытая книга – знание; лилия - знак чистоты и безупречн$ости.

- Попробуйте прочитать этот герб. (слайд 12 )

Учащиеся: Форма герба принадлежит Англии. Красный цвет и книга говорят нам о любви к знаниям, а орел символ власти.)

Учитель: Правильно, молодец!

(слайд 13 ) Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба поме$щали в центр щита. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, пти­цы, звери. (слайд 14 ) Герб украшает лента с девизом. Девиз писали на латыни или национальном языке. (слайд 15 )

Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы ры­царя. (запись в$ тетрадь)

Примеры девизов: (щёлк)

Исполнить и умереть.

Честь превыше всего.

Лучше смерть чем бессилье.

(слайд 16 ) - На королевском гербе Великобритании написано «Никто не тронет меня безнаказанно»

(слайд 17 ) Венчает герб корона.

В XIV веке в городах Запад$ной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». (слайд 18 ) Сочетание цветов на них подбира­лось по цвету$ поля фамильного герба, платье украшалось фигурами - символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о са­мом человеке.

(слайд 19 ) Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фа­мильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, куз­нецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в$ цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мас­терских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

Сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб изображается на флагах,$ монетах, печатях, государственных и официальных документах. (слайд 20 )

Ученик:$ ( рассказ о Российском гербе)

Российский герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту $страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

(слайд 21 )

Учитель: - Существует легенда. «В одном царстве государстве поселился в озере огро$мный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребенка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь.

И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудище.

Конь растоптал змея…»

Этим всадником был святой войн Георгий Победоносец.

(слайд 22 ) Наша Республика Мордовия тоже имеет свой герб.

$ Автором герба Республики Мордовии стал Николай Дмитриевич Чикринев – старший преподаватель Мордовского госпединститута.

Ученица: ( рассказ о Мордовском гербе) Герб М$ордовии раскрашен в мареновый (темно-красный), белый и темно-синий цвета. В центре щита, на белой полосе, помещен щиток с изображением герба г. Саранска: ярко-рыжая лисица-огневка в серебряном поле и три вертикальные стрелы. Геральдический щит обрамляется шейной гривной золотого цвета с семью орнаментами. Гривна обрамляется колосьями пшеницы, перевитыми лентой маренового, белого и темно-синего цветов.

Мареновый цвет на щите герба олицетворяет животворящее начало, белый – чистоту, мудрость, темно-синий – напоенную влагой плодородную землю (символ земледелия).  Шейная гривна цвета золота на гербе Республики Мордовия о$значает:

  • древнее происхождение края;

  • красоту природы, городов и сел, духовную красоту народа;

  • достаток, национальное, духовное, культурное, материальное богатство.

В виде орнаментов на шейной гривне присутствуют семь городов Мордовии. Одиночные золотые колосья пшеницы на гербе Республики Мордовия олицетворяют традиционную приверженность$ жителей края сельскохозяйственному труду.

 Центральная фигура государственных герба восьмиконечная розетка — солярный знак — символ солнца, тепла, добра, открыт$ости.

Украшающие нашейную гривну семь полурозеток — элемент мордовской вышивки, символизируют города республики — Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевку, Темников.

Учитель: В целом, идея герба такова: «Жить мудро, в дружбе и согласии многонациональному народу Республики Мордовия, сохранять и умножать национальные традиции, содействовать экономическому и духовному процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле».

$

III. Практическая работа

- Сегодня у вас есть возможность создать герб своей семьи.

Представьте себе, что вы древние рыцари. (слайд 23) $Вы должны выбрать форму вашего герба. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдиче­ские фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цве­та близкие по цвету. Все знаки на гербе должны быть че$ткими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

IV. Анализ урока.

Выставка работ учащихся.

Итог: Се$годня мы с вами доказали, что простое, четкое изображение, символ может выражать очень важные идеи, жизненные принципы человека, города, государства. Научились сами четко, ясно выражать собственные идеи с помощью символов.

5

Post Comment