Конспект урока по ИЗО «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» 6 класс

$Ф.И.О. Викулова Светлана Михайловна

Место работы: МБОУ «Ерзовская СОШ» Городищенского района Волгоградской области.
Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 6

урока по теме: третий урок 2 четверти (2 урок по теме «Натюрморт»)

Тип урока: комбинированный

Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Форма урока:$ игра «Ученые-исследователи», работа по группам.

УУД

Личностные УУД:

осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

— формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД:

общеучебные универсальные действия:

рефлексия способов и условий действия, конт$роль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с творчеством художников-кубистов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

— формирование навыков работы в группе при выполнении практических и творческих работ;

— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные рез$ультаты:

— умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

— знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

— выявлять конструкцию предмета через соотношение простых$ геометрических фигур;

— конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.
– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
$- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Оборудование:

Для учителя:

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СDROM, ресурсы сети Интернет): Презентация в POWER POINT, универсальные (компьютер, проектор, экран).

Авторские презентации: «Понятие формы», «Кубизм. Натюрморт».

Для учащихся: вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон,

ножницы клей, вырезанные из цветной бумаги силуэты предметов быта.

Интернет- ресурсы: к презентации: «Кубизм. Натюрморт».

http://www.wikipaintings$.org/ru/juangris/mode/allpaintingsby$alphabet/2— Хуан Грис. Натюрморт у открытого окна.

http://stilleben-art.ru/gal9/photo79.htm -Хуан Грис. Натюрморт с лампой.

http://dictionary-of-art.narod.ru/artis/178/gris — Хуан Грис. Натюрморт. Жалюзи.

http://en.gallerix.ru/storeroom/1840447288/N/230814670 — Хуан Грис. Натюрморт. Фрукты и мандолина.

http://www.conservapedia.com/Ju$an_Gris — Хуан Грис. Портрет.

http://holst.com.ua/catalog/painters/gris-huan — Хуан Грис. Натюрморт.

http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/work-94.php — Пабло Пикассо. Харчевня (Ветчина). 1912 год.

http://www.picasso-pablo.ru/pict/77.htm l— Ваза с фруктами на столе. П. Пикассо

1909 год

http://www.textpubl.ru/author — П. Пикассо. Фотография.

http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post166094211/ -$ Ж.Брак.

http://stilleben-art.ru/gal9/photo79.htm$ Х. Грис. Натюрморт у открытого окна. 1925, «Ваза с фруктами и графин». 1914 год

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=23373&cat_ob_no. Ж.Брак. Натюрморт. 1942 год

Интернет ссылки к презентации «Понятие формы».

http://lenart.su/product_1197.html -Геометрические тела.

http://matematiku.com/umeniya-razlichat-i-nazyvat-osnovnye-geometricheskie-figury — Основные геометрические фигуры.

http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/534-risovanie-gipsovoi-vazi.html — Конструкция гипсовой вазы.

http://stereometry.ucoz.ru/index/stereometrija/0-4 — Конус.

Этап урока

Планируемый результат

$

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

1.Организ$ационный момент (3мин.)

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Умение распределить обязанности в группе.

Ребята, прозвенел звонок, встали ровно, начинаем наш урок. Садитесь.

Сегодня мы будем работать в группах по 5-6 человек (группы формируются по желанию учащихся).

Вы выступите в роли ученых, и как у$ченые займетесь исследовательской работой.

Выберем научный Совет (3человека), которые будут подводить итоги нашей работы, оценивая каждый этап по 5 бальной системе.

В каждой группе выберите руководителя научной группы, который сможет проследить, чтобы теоретический материал был внесен в таблицу.

№ исследования

Что узнали

1.

2.

3.

$

Кроме того вы сможете заработать дополнительный бал за правильный ответ.

Вам понадобятся следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, вырезанные геометрические фигуры, вырезанные силуэты предметов быта. Проверьте готовность к уроку

Настрой на урок.                           

Настрой на процесс сотворчества. Формирование групп.

Распределение ролей в группе.

$

Самооценка готовности к уроку

Коммуникативные:

формирование групп

$

Личностные:

освоение роли ученого

Регулятивные:

Выбор Научного Совета, определение ролей в группе.

Регулятивные: планирование подготовки принадлежностей к уроку

Принцип психологической комфортности

2. Повторение пройденного материала (1 мин.).

$

Актуализировать знания о натюрморте, композиции

Авторская презентация: «Многообразие форм окружающего мира».

Слайд 1.

1. Напоминаю, что тема 2 четверти

«Мир наших вещей. Натюрморт».

1. вопрос. Посмотрите на тему четверт$и и скажите, с каким жанром вы познакомились на прошлом уроке?

Слайд 2.

2. вопрос. Что такое натюрморт?

Слайд 3.

3 вопрос. Дайте определение композиции.

Ответы учеников на вопросы.

1 ответ: С натюрмортом.

2 ответ: Натюрморт – «мертвая натура».

Композиция из неодушевленных предметов.

3 ответ: Композиция – это сочинение. Правильное размещение предметов на плоскости.

Познавательные:

Систематизация знаний о натюрморте.

беседа.

Наглядный

$

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.).

Актуализировать знания о теме четверти.

$

На прошлом уроке мы уделили больше внимания становлению жанра натюрморта, расположению предметов в натюрморте. Если вы посмотрите на первую часть темы четверти, то сможете назвать тему нашего урока сегодня.

Слайд 4.

Называют тему урока.

Ответ: «Мир наших вещей».

Познавательные: наблюдательность в определении темы урока.

$

Постановка цели урока.

Посмотрите на окружающие вас предметы, они все разные, не похожие друг на друга, но в них можно найти что- то, что их объединяет.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какая цель нашего урока.

Слайд 5.

Цель урока: $формирование умения исследовать предметный мир.

Мы должны помнить, что сегодня мы будем рассматривать те предметы, из которых можно составить натюрморт.

Определяют цель урока.

Ответ: Определить, что общего и чем отличаются друг от друга окружающие нас предметы.

$

Регулятивные: определение цели урока и удержание цели на протяжении всего урока.

Наблюдение.

Наглядный.

4. Изложение нового материала.

24 мин (из них 8 мин практическая работа)

Исследование №1.

$

Практическая работа.

(5 мин)

Рефлексия.

$ Метапредметные результаты:
умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
Предметные результаты:

— умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Личностные результаты:

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ

Предметные:

конструировать сложную форму предмета как соотношени$е простых геометрических фигур.

Слайд 6. Геометрические фигуры.

1.Вопрос: Дома вы вырезали геометрические фигуры.

Назовите их.

2 Вопрос: Найдите слово, которое объединяет эти предметы.

3 Вопрос: В чем их отличие?

4 Вопрос: Это простые предметы или сложные?

5 Вопрос: А можно из них сделать сложный предмет? И как это сделать?

Кто желает попробовать это сделать на классной доске.

Слайд 7. Практическая работа.

А тепер$ь по группам выполните эту работу. В технике аппликации.

По окончанию работы выставите на доске.

Посмотрим на работы и ответим на вопросы:

1.Какие по форме получились предметы:

простые или сложные?

2. Что мы сделали, чтобы создать сложный предмет?

Процесс соединение отдельных частей в един$ое целое, называется синтезом (запись на доске.).

Слайд 8. синтез.

Ученый Совет оценит ваши работы. Критерий оценки — оригинальность, сложность созданного предмета.

Называют основные геометрические фигуры:

1 Ответ: Круг, треугольник, прямоугольник…

2 Ответ: Геометрические фигуры. 1б.

3 Ответ: Имеют разную форму. 1 б.

4 Ответ: Простые.

5 Ответ: Можно.

Соединить их вместе. 1б.

$

Ученик составляет из геометрических фигур предмет.

Ученики составляют по группам сложные предметы как соотношение простых геометрических фигур.

Отвечают на вопросы.

1.Ответ: Сложные.

2 Ответ: Соединили простые геометрические фигуры.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез

Коммуникативные:

Работа в группе, распределение ролей.

Регулятивные: планировать свою деятельность согласно поставленной задаче.

$

Познавательные:

отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать работы групп.

$

исследовательский

Метод синтеза.

Принцип деятельности;

принцип творческого самовыражения.

Исследование №2.

Практическая работа.

(3 мин)

$

Физкультминутка.

Рефлексия

Предметные:

выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

Метапредметные результаты: применять метод анализа.


$

Метапредметные результаты:

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: ученик-ученик

Вопрос 1.Возьмите вырезанные вами силу$эты предметов скажите, можно их разделит на геометрические фигуры?

Вопрос 2. Как это можно сделать?

Разрежьте и наклейте на лист, оставляя небольшие промежутки между частями.

Процесс, когда целое делят на части, называется анализом

(запись на доске.)

Слайд 9. Анализ

Слайд 10. Практическая работа.

Пока ученые-практики выполняют работу, ученые –

теоретики в это время смогут заполнить таблицу.

По окончанию работы выставите на доске.

Прошу по одному представителю от группы проанализировать работу: назвать геометрические фигуры, на которые вы разделили ваш предмет.

Ученый Совет оценит ваши работы

(до 5 баллов)

критерий оценки — умение видеть в сложной форме соотношение простых геометрических фигур.

Ответы на вопросы.

1 Ответ: Можно.

$

2. Ответ: Разделить предмет на части.

Выявляют конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Презентуют свою работу.

Ученый Совет оценивает работы, обосновывая свою точку зрения.

$

Познавательные:

Анализ

Личностные:

освоение роли ученого

Коммуникативные:

Работа в группе, распределение ролей.

Регулятивные: планировать свою деятельность согласно поставленной задаче.

Познавательные:

отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать работы групп.

Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать работы групп.

Познавательные:

отстаивать свою точку зрения

Беседа.

$

Метод анализа.

Принцип деятельности.

принцип творческого самовыражения.

Исследование №3.

$

Метапредметные результаты:
умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;

Предметные результаты:

— знать основные геометрические объемные тела;

Посмотрите на 2 предмета: конус и треугольник.

1.Вопрос: Если мы возьмем равнобедренный треугольник и будем вращать его по оси, какой предмет нас п$олучиться?

Слайд 11. Треугольник и конус.

2. Вопрос: Что между ними общего?

3 Вопрос: Чем они отличаются?

4 Вопрос: Вспомните, ещё какие объемные геометрические тела вы знаете?

Слайд 12. объемные геометрические тела

5 Вопрос: И если мы возьмем сложный объемный предмет, то на какие фигуры мы его можем разделить?

Слайд 13. Конструкция вазы.

Мы с вами исследовали окружающие предметы, изучили конструкцию предметов.

Слайд 14. Конструкция.

Ученые заполняют до конца таблички и сдают Ученому Совету, который подведет результат.

В это время мы $проведем проведем мини-тест.

Слайд. 15. Тест.

Отвечают на вопросы. Характеризуют понятие

1 ответ: Конус. 1б.

2 Ответ: Треугольник. 1б.

3 Ответ: Треугольник — плоский. Конус — объемный. 1б.

4 Ответ: Куб, шар, цилиндр …

5 Ответ: на объемные геометрические тела. 1 б.

$

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

$

Коммуникативные:

Ученик-ученик

Исследовательский

5. Проверка, полученных знаний/ (5 мин.)

тест.

Разноуровневые задания.

Предметные р$езультаты:

Уметь соотнести предметы по группам;

Знать определение понятия анализ и синтез.

Слайд. 16.

А 1..К какой группе относятся предметы, которые изображены линиями:

а. Объемные.

б. Плоские.

в. Линейные.

Слайд 17.

$

В 1. Соотнесите примеры, обозначенные цифрами с группами обозначенными буквами

1 геометрические фигуры и ваза.

2. треугольник и конус.

А.Простые и сложные.

Б. Плоские и объемные.

Слайд 18.

В 2.

Соотнесите:

Определение

1. Процесс, когда отдельные части соединяются в единое целое.

2. процесс, когда целое делят$ на части.

А. анализ.

Б. синтез.

Группы сдают ответы теста, заполненные таблицы ученому Совету.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест.

Слайд 19

Учащиеся отвечают на вопросы по группам.

Ответы:

А.1-в

В1.

1-а

2-б

В2.

1- б

2 – а

Проверяют тест.

$

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

Коммуникативные:

Ученик-ученик

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

(5 мин)

Уровень повышенной$ сложности.

Рефлексия

Личностные результаты:

умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства

$

Авторская презентация: «Кубизм. Натюрморт».

Учитель: Пока наш научный Совет подводит итоги, мы познакомимся с группой художников, которые жили в начале 20 века во Франции. Они искали новые пути изображения мира, в т.ч. натюрморта, не так как это изображали художники-реалисты.

Слайд 20.

Проблемный вопрос: Перед вами трудная задача определить, что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на листочке.

Вам это принесет дополнительно 5 баллов.

(През$ентация «Кубизм»)

Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве.

Запишите ответ на вопрос на листочке и сдайте ученому Совету.

Скажите ваш ответ на этот сложный вопрос.

Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и направлением «кубизм»?

Слайд: 21. ответ на вопрос.

$ Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир.

Ответ: художники-кубисты отразили в своем творчестве все этапы, которые прошли мы:

1.Изображали окружающий мир через геометрические фигуры.

2.Делили предметы на части: аналитический кубизм.

3. Из частей составляли целое – синтетический кубизм.

Все эти этапы мы выполняли на уроке.

Познавательные:

Умение соотнести полученные знания с напра$влением в искусстве.

Личностные: способность чувствовать и воспринимать кубизм.

$

Регулятивные: умение удержать задачи урока и соотнести их с «кубизмом».

Диалог.

Проблемно-поисковый

7. Информация о домашнем $задании, инструктаж по его выполнению

(2 мин)

Уровень повышенной сложности.

Личностные:

умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Пока наш Ученый Совет подводит окончательный результат, выслушайте домашнее задание.

1. Понаблюдайте дома за предметами, которые вас окружают, и проведите анализ формы.

Вопрос: Как это можно сделать?

$

2. Кого вдохновило творчество художников – «кубистов» вы можете сделать дома коллаж в этом стиле.

Ответ: Чтобы понять конструкцию предмета надо мысленно разделить предмет на геометрические тела.

Регулятивные:

Выбор и планирование выполнения домашнего задания.

Беседа.

8. Организация рефлексии и подведение итогов соревнования-путешествия.

(3 мин)

$Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: ученик-ученик.

Прошу Ученый Совет объявить об итогах конкурса исследовательских работ.

Слайд: 22

В таблице:

Новые понятия

Синтез

Анализ

Конструкция

$

Форма:

Простые

Сложные

Форма:

Плоские

Объемные

Линейные

Ученый Совет объявляют об итогах конкурса исследовательских работ

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

Ученик-ученик

$

12

Post Comment