Конспект урока по ИЗО "Роль цвета в портрете" 6 класс

Роль цвета в портрете 6 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока$:

  • $ Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, познакомить с приемами чиароскуро и контражура.

  • Сформировать первичные навыки использования контраста в живописи портрета.

  • Развитие у учащихся цветового восприятия окружающей действительности.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приёмы преподавания$: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

$ Форма работы$: индивидуальная.

Задание: выполнить цветовое решение портрета друга или просто знакомого, рисунок которого был выполнен на прошлом уроке.

Зрительный ряд: репродукции картин Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Мона Лиза», Жоржа де Латура «Мария Магдалина со светильником», Караваджо «Бичевание святого Петра», Уилсона Стира «Пляж в Этапле», произведений Рембрандта, Уолтера Сиккерта.

Ход урока:

$ I. Организационная часть$.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Введение нового материала.

Учитель. Кон$трасты - излюбленный многими мастерами прием, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя.

$Некоторые художники, в число которых входили непревзойденные мастера Леонардо да Винчи и Рембрандт, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счет подчеркнуто контрастного распределения света и тени - приема, известного в живописи как чиароскуро.

Прием чиароскуро может быть использован в любой композиции. Как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрасте света и тени. Термин «чиароскуро» состоит из двух латинских слов: chiara («свет, яркость») и $obscura («тень, тьма»).

Первым мастером чиароскуро был великий Леонардо (1452-1519). Его «Мона Лиза» отличается тонким идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяются на фоне темного платья и та$ющих в дымке деталей заднего плана.

Особенно эффектно умел использовать контрастное освещение итальянский мастер Караваджо (1573-1610). В картине «Бичевание святого Петра» взгляд зрителя привлекает ярко освещенная фигура Петра, в то время как лица его мучителей либо отвернуты от зрителей, либо погружены в глубокую тень.

Манера Караваджо оказала сильное влияние на творчество французского художника Жоржа де Латура (1593-1652). Латур написал четыре картины, изображавшие освещенную одинокой свечой или светильником фигуру кающейся Марии Магдалины. Рассматривая репродукцию, обратите внимание на то, что свет выхватывает из темноты профиль и белую блузу Марии, а затем постепенно убывает по мере приближения к краю картины. Свет также освещает лежащий на ее коленях череп - с$имвол кратковременности человеческого бытия и тщетности погони за земными благами.

По всеобщему признанию, непревзойденным мастером чиароскуро был Рембрандт (1606-1669). На многих картинах Рембрандта драматично освещенные фигуры и предметы изображены на однородном темном - чаще всего$ коричневом - фоне. Персонажей своих картин Рембрандт любил показывать освещенным сильным, прицельно направленным светом, порой выхватывающим из темноты самые неожиданные части лица. Так, например, на картине «Святой Матфей с ангелом» на лице ангела освещён только кончик носа. Лицо святого Матфея находится в тени, и мы видим только яркие световые блики на лбу евангелиста.

Прием чиароскуро Рембрандт часто использовал и в авто портретах, где в безжалостном ярком свете видна стареющая морщинистая кожа художника. Правда, в отличие от Караваджо Рембрандт использовал контраст не для драматизации изображения, а для создания задумчивой, порой несколько мрачно" атм$осферы.

Изо всех эффектов освещения самым драматичным являете так называемый контражур, при котором предмет выгляди темным силуэтом на светлом фоне. Контражур буквально означает «против света».

$Решая применить контражур, художник чаще всего старается использовать источник света, расположенный выше, отчего значительная часть переднего плана становится темнее обычного и на ней уже невозможно изобразить мелкие детали. (Демонстрация репродукции картины Уолтера Сиккерта «Морнинг-тон Крезент».)

Контражур чаще всего используется в портретной живописи, хотя применение этого приема может выходить за рамки интерьера. Очень интересно, например, может выглядеть пейзаж или городской вид с отброшенными на передний план четким вытянутыми тенями. (Демонстрация репродукции картины Уилсона Стира «Пляж в Этапле».)

$Когда вы пишете в контражуре, очень важно исследовать; цвет силуэтов, которые на первый взгляд кажутся черными. Лучше всего при этом сразу убрать с палитры черную краску, чтобы не возникало искушения притронуться к ней! Расположив источник света в верхней части рисунка, вы получаете возможность исследовать темные очертания предметов на переднем плане. Края предметов при этом будут казаться размытыми, теряющимися в темноте, а их формы - несколько плоскими, лишёнными объема.

Задание. Выполняя цветовое решение портрета, подумайте, какой из изученных сегодня приемов живописи подойдет вашей работе.

IV. Самостоятельная работа уч$ащихся.

V. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Чт$о такое чиароскуро?

2. Для чего в картинах используют контраст?

3. Как вы понимаете прием «контражур»?

В завершение - демонстрация, анализ и оценка работ учащихся.

Post Comment