Конспект урока по ИЗО «Роспись ткани. История батика»

Бидюк Наталья Вячеславовна учитель ИЗО и Черчения

КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»

Северо –Казахстанской области

урока по изобразительному искусству $по теме: Роспись ткани. История батика. (1 слайд)

$Цель: развитие интереса, умений, навыков у обучающихся, к популярному виду, декоративно-прикладного искусства – батику.

Задачи:

  • познакомить детей с видами техники батик;

  • научить создавать декоративные узоры на ткани

формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;

  • формировать качества творческой личности обучающегося: художественно$е самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру

Тип урока: урок-мастерская. Комбинированный.

1 часть. Теория. Наблюдение. Усвоение нового материала.

2 часть. Практика. Творч$еская импровизация и фантазия.

Содержание урока:

1. История возникновения батика.

2. Виды батика.

3. Инструменты. Красители. Ткани.

4. Композиция расположения узора на изделии.

5. Динамическая пауза.

$

6. Правила ТБ.

7. Способы завязывания узлов и окрашивание.

8. Составление технологической карты.

9. Практическая работа.

10. Актуализация и закрепление нового материала.

11. Организация выставки: подведение итогов. Само и взаимооценка. Вывод учителя. Оглашение оценок. Домашнее задание.

$12. Уборка рабочего места.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйт$е, очень рада вас видеть, спасибо, что пришли в нашу мастерскую, все ли добрались и готовы к познанию нового?

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему, для того чтобы вспомнить тему и изученный материал решим кроссворд.

1изученная тема (Ковроткачество) ( 2-3 слайд)

2вид ковров (ворсовый)

$3вид ковров (безворсовый) (4-5 слайд)

4безворсовый ковёр ручной работы (гобелен) (6-7 слайд)

$5перед выполнением ковра необходимо сделать (эскиз) (8-9 слайд)

6чем украшают ковры (орнаментом) (10-11 слайд)

7 родина гобелена (Франция) (12-13 слайд)

Также вам было дано задание, выполнить эскиз ковра. Каким правилом мы руководствовались при выполнении эскиза.

Основное назначение ковров.

В каком году в Казахстане начали ткать первые гобелены (в конце 70 года, Впервые казахстанские мастера ,выставили свои экспозиции на Республиканской выставке народного творчества, посвящённой 50 $Каз ССР).

Назовите фамилии казахстанских художников, которые выполняли эскизы к знаменитым гобеленам.( Базарбаев «Утренний рассвет». Беккулова «Родник оленя»)

Какие стили применяли художники в своих работах (регент, рококо, барокко)

3 выставление оценок за повторение и домашнее задание.

4 новая тема. Тема нашего урока «$Роспись ткани. История батика» ( 14 слайд)

Каждый из вас любит и по-своему умеет рисовать. Рисовать можно палочкой на снегу и пальцем на замершем окне, мелом и углем, карандашами и красками. Сегодня мы с вами будем рисовать на ткани в технике батика.

Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. (15 слайд)

$Посмотрите, какие красивые изделия можно получить, используя технологию батика. (16 слайд)

Рассмотрите здесь всё хорошенько, и приступ$им к нашей беседе.

Рассматриваем работы художников. (17-18 слайд)

Рассматриваем работы учеников. Выставка готовых работ.

$(19 слайд) Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день, очень популярна одежда, расписанная вручную Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах. В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы. Русск$ие художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. Но чтобы полноценно познакомиться с этим искусством, необходимо изучить все виды батика. Посмотрите на представленную выставку – здесь изделия разнообразной техники. (20 слайд)

(21-22 слайд) Горячий батик выполняется с помощью парафина, растопленного на водяной бане. Наносится рисунок, окрасив ткань. Снять воск, получаем рисунок на цветном фоне.$ Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины

Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий во$ск.

Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания.

Просушить ткань.

П$осле остывания воска работу снова окрасить в цвет.

(23-24 слайд) Более лёгкий и распространённый метод – холодный батик – это европейское изобретение. Суть его в создании рисунка с помощью контурной обводки специальным составом – резервом. В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сдел$ало Россию родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы. Этапы выполнения: Нарисовать шаблон. Наносить рисунок на ткань с помощью спринцовки поместить в трубочку резерв. Нанести резервный состав по контуру. Просушить 40-50 мин. Приступить к росписи фона.

(25-26-27 слайд) Самый древний вид «бандхари» или на современном языке «узелковый батик». Узор появляется благодаря стягиванию ткани и крепкому перевязыванию суровой ниткой или сама ткань завязывающаяся узлом.$ Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандх$ей (бандхана, бандх$ини), что означает «обвяжи-окрась». Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно». Создание рисунка способом прошивания ткани — более утонченный пр$ием. В Индонезии такая техника называется тритик. Основной прием в узелковом крашении — завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).  С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

( 29 слайд) Следующий вид батика свободная роспись$. Свободная роспись выполняется без использования резервных смесей. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора; печатными красками; по тканям, аппретированным загустками; масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют закрепления, кроме росписи масляными красками. Однако декоративные изделия (панно и т.д.), изготовленные разными методами свободной росписи, можно не зак$реплять, а выполнять различными классами красителей на разных волокнах. Но в дальнейшем их нельзя подвергать стирке и нужно охранять поверхность от попадания на нее капель воды. Техника выполнения: Загрунтовать солевым раствором. Начинается рисунок со светлых пятен. Постепенно переходить на темные пятна. Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

Сегодня мы с вами научимся выполнять батик в свободной росписи.(30 слайд)

Инструменты, ткани, красители. (31-32-33 слайд)

красители существуют разнообразные: нам необходимы акриловые, которые $безвредны и разбавляются водой и закрепляются утюгом. Кисти круглые №5 Рамы, кнопки, палитра, банки для воды.

Ткань использовать лучше натуральную. — Это может быть хлопок, шёлк или смесовая ткань.

Чтобы не получить увечья необходимо соблюдать правила техники безопасности

Можно$ самостоятельно продумать узор. Можно срисовать с готовых работ. Рассмотрим их. (34-35-36-37 слайд). Запомнили? Для наилучшего восприятия составим инструкционную карту. ( 38 слайд)

Теперь по этой карте и по своей фантазии приступаем к работе.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Скоро вы поки$нете эту мастерскую и пойдёте постигать другие науки, а что вы запомните от сегодняшнего занятия?

Выставка работ обучающихся.

Теперь посмотрим на вы$ставку, которую вы организовали. Рассаживаемся вокруг неё, возьмём работу и скажем, учитывая наши критерии, что вы о ней думаете. (Дети дают оценку).

ВЫВОД учителя: Сегодня вы познакомились с видами батика, научились выполнять батик в свободной росписи, повторили темы, изученные раннее, самостоятельно составили инструкционную технологическую карту. И, конечно же, заслуженно должны заработать оценки. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

12. Уборка рабочего места.

Post Comment