Конспект урока по ИЗО «Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта» 5 класс

Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта

Данный урок является втор$ым по счёту в цикле уроков по теме «Декор и положение человека в обществе». Первый урок был посвящён знакомству с Древним Египтом (природа, географическое положение, занятия жителей и т.д.), пирамидами, с национальной одеждой древних египтян, с особенностями изображения человеческой фигуры по древнеегипетским канонам. Практическая работа урока – изображение египтян в национальной одежде в «древнеегипетском» стиле.

Цели:

$ – познакомить учащихся с ролью декоративного искусства  в эпоху Древнего Египта, сформировать представление о символике украшений этого периода;

развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;
– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
– воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.$

Формы урока: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

$

Оборудование для учителя : плакаты: с темой урока ,таблички с новыми словами; образцы декоративного искусства Древнего Египта; таблицы с изображением древнеегипетской символики, презентация

Оборудование для учащихся :белый картон, ножницы, тонкая веревка 50 см ,цветная бумага ,клей, краски, кисти, баночки с водой.

Задание:$

1. Выполнить изображение нагрудного украшения.
2. Выполнить изображение браслета и серёжек.
$

Технику выполнения работ учащиеся выбирают по желанию (живопись, графика, аппликация).

План урока.

  • Организационная часть.

  • Актуализация мотиваций опорных знаний

  • Постановка проблемы у$рока.

  • Объяснение нового материала.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  • Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

$I. Организационный момент

II. Актуализация мотиваций опорных знаний

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Египту – удивительной, полной загадок и чудес стране, $одной из первых цивилизаций, отдаленной от нас несколькими тысячелетиями.
– Вы знакомились с древним Египтом на уроках истории Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей)
– Сегодня мы познакомимся с искусством древних ювелиров, с символами и изображениями священных животных, которых часто изображали на своих ювелирных украшениях древние мастера.

На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в$ жизни человека.

Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.

III. Постановка проблемы урока

$Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Точно так же , как и в русском народном декоративном искусстве, все узоры на украшениях и предметах быта носили заклинательный характер. Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь выжить. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Учитель: Но древние, особенно египтяне, намн$ого яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями.
Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в $ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела

Как вы думаете, какими были украшения древних египтян?

Учащиеся—Серьги, колье, браслеты

Учитель: Совершенно верно ,украшения и драгоценности носили богатые и бедные, мужчины и женщины и даже некоторые священные животные .Сегодня нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.

$ IV. Объяснение нового материала

$Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце

Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед

1$.. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла,от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти. Иногда мертвых священных жуков высушивали и предавали погребению.

$2.Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

$3.Крокодилам  поклонялись во многих местах. Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. В Фаю$ме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями.

4.Соколу поклонялись в Египте с  древнейших времен, в связи с представлениями  о солнечном диске, как о правом глазе бога Хора-сокола. на протяжении всей истории египетской религии сокол считался покровителем и защитником фараонов.
     Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями$ был символом неба и потому считался божественным. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью

   5.  Культ ибиса, священной птицы Тота, б$ыл распространен повсеместноТот научил людей читать и писать, по этому его очень уважали. Бога мудрости изображали с головой Ибиса, и считали, что Ибис – это воплощение бога мудрости.

$6.В египетской религии важная роль отводилась кошке. Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло.

Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное ее убийство вело к смертной казни. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане. Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна, хранившиеся в амбарах, необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне с$читали священными животными. Неслучайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.
В городе Баста был расположен знаменитый храм кошек, в котором широко отмечали весенний праздник в честь богини и кошек. Здесь находилось и специальное кладбище для этих животных. Умерших кошек мумифицировали жрецы и, в соответствии с ритуалом, хоронили в гробницах. Смерть любимца была настоящей трагедией для всей семьи, и в знак траура египтяне сбривали себе брови. Позже кошки стали считаться с$вященным достоянием Египта и символом могущества фараонов, и животных запрещалось вывозить за пределы государства.

Учитель :Итак, ребята, вы узнали сегодня о некоторых священных животных, которых древние египтяне изображали на своих украшениях и предметах быта. Давайте еще раз их перечислим

Ответы учащихся ( перечисляют кто им запомнился)

$

Учитель : Кого чаще всего изображали на украшениях?

Ответы учащихся

Учитель: Ну, а теперь, когда вы получили представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой

$V. Самостоятельная работа учащихся

Работу можно выполнять в группах или индивидуально.

Учащимся предлагаются шаблоны головы сокола и жука скарабея

Учитель: Ребята, используя шаблоны ,постарайтесь придумать свое украшение по мотивам украшений древнеегипетских ювелиров, но если кто-$то хочет придумать индивидуальное украшение, то можно шаблоны не использовать. Можете использовать различные материалы, смешанную технику.

VI. Подведение итогов урока.

$Учитель :Итак, работа практически у всех завершена, самое время продемонстрировать свои рисунки, аппликации и рассказать кого из священных животных вы изобразили

Дети по желанию показывают свои индивидуальные или групповые работы и коротко их описывают

Учитель: Спасибо ребята .Вы все справились с работой. Урок окончен.

Литература:

« Древний Египет»,К. Гиффорд , Москва, «Росмэн», 2008г;

$« Мифы Древнего Египта», Рак И. В. , «Росмэн», 2002г;

http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/egypt/art/yuvelir/;

http://www.bibliotekar.ru/1c-1/index.htm;

Учебник 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в $жизни человека», Н. Горяева, Просвещение, 2012г.

Post Comment