Конспект урока по ИЗО "Техника «Граттаж» как разновидность графики" 5 класс

Л. С. Галиаскарова

учитель ИЗО

Госконзаводская$ СОШ

Тема: «Техника «Граттаж» как разновидность графики»

Класс: 5

Учебный раздел: тематическое рисование

Цель: познакомить учащихся с техникой «Граттаж» как разновидностью графики, научить работать в данной технике, познакомить с творчеством пермских и русских художников, работающих в данной технике, прививать любовь к родному краю. Воспитывать любовь к природе, через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки

Задачи: 1. Развитие творческих способностей и навыков в работе;

2. Освоение законов изобразительной грамоты и овладение техникой штриха;

Межпредметные связи: (литература, история, естествознание,)

Этапы урока

$

Содержание урока

Действия учителя

Действия учащихся

Использование ИКТ, магнитофона

1. Вводный

$

$

2. Основной

$

$

Заключительный

1. Оргмомент

-Добрый день! Зовут меня Любовь Станиславовна и я очень рада поработать сегодня с вами. А я знаю, кто вы – вы, самый замечательный, самый дружный, самый улыбчивый класс в этой школе. Я не ошиблась?

Именно в этот зимний, морозный день так и хочется поделиться со всеми хорошим настроением$. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям и начнем урок.

2. Целеполагание

- Я приглашаю вас в сказку зимнего леса, но не в простую, а в такую, где живут только два цвета.

А какие это цвета вы узнаете, когда разгадаете загадки:

1.Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

2.Что за коняшки – на всех тельняшки.

3. Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…

-Про какие цвета говорилось в загадках?

-Скажите, пожалуйста, в какой кар$тине известного художника доминирует черный цвет? И кто автор этой знаменитой картины?

-Какие это цвета?

(контрастные, резко противоположные)

- Что чаще всего обозначают белым цветом? (все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе). А черным? (печальное, тр$евожное, жуткое, злое)

-Наша русская природа, а особенно природа родного края полна поэзии и прелести трогает и волнует каждого человека, учит бережно относиться к ней.

- А всегда ли мы бережно относимся к природе? Как проявляется плохое отношение к природе? И каким цветом можно обозначить эту деятельность человека?

- Как же мы можем помочь природе? Что конкретно можем сделать мы с вами, чтобы сохранить природу?

Какой бы цвет вы выбрали для этой деятельности?

-Так давайте же сделаем так, чтобы при выборе двух красок преобладал белый цвет - цвет чистоты, нежности и доброты!

- Скажите, пожалуйста, в каком виде изобразительного искусства художники работают черным и белым цветом?(Знаете ли вы…)

3. Знакомство с произведениями художников-графиков.

Графика-вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и печатные худ$ожественные изображения

-Сейчас просмотрим работы художников-графиков. Обратите внимание, какие выразительные средства используют художники в своих графических работах.

Язык графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги. Добиться выразительности можно при использовании только черного и белого цветов. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого.

Вопросы для обсуждения:

1.С помощью каких выразительных средств да$ется изображение?

2.А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета?

4. Способ работы, которым мы будем работать сегодня, называется «Граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом

-Ребята, что мы должны сегодня изучить на уроке, с чем познакомиться, какова цель нашего урока

- Сегодня вы познакомитесь с новой необычной техникой изобразительного искусства и рисовать вы будете необычными графическими материалами

-Давайте запишем в альбомах дату и тему урока «Техника «Граттаж» как разновидность графики»

-Раз в переводе есть такие слова, как скрести, царапать, какие инструменты для этой техники пригодятся вам в работе?

-А работать этими инструментами вы будете по чистому листу бумаги или по специально подготовленной основе?$

- Попробуйте сами сформулировать ответ на вопрос «Что такое «Граттаж»?

-Давайте рассмотрим работу, выполненную в этой технике, при просмотре обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике?

-Штрих - короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными

- Линия длинная, плавная, образует контур предметов на бумаге, рисунке

5. Физкультминутка

$

6. Представим себя художниками, работающими в технике Граттаж. Используя подготовленные «основы» составьте сюжетный рисунок процарапыванием.

-Тема для сюжета: « В зимнем лесу».

-Гвоздиком процарапываем на черном поле рисунок по вашему эскизу. Получится четкое, линейное, слегка таинственное изображение – тонкие белые штрих$и на темном фоне.

-Хочу обратить ваше внимание на то, что ваши основы имеют номера, пожалуйста, запомните их.

Показ работ в этой технике

-Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. И не про нашу ли это уральскую зиму сказано поэтом Федором Тютчевым

«Чародейкою зимою

околдован, лес стоит-

и под снежной бахромою,

неподвижною немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован -

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…»

7. Самостоятельная работа.

$-Поможет вам в работе музыка великого русского композитора П. И. Чайковского,из цикла «Времена года», нашего земляка, который не понаслышке знал и видел нашу уральскую зиму, был очарован и околдован этим временем года, и постарался отобразить это в своей прекрасной, завораживающей музыке.

$

-А теперь возьмите свои инструменты и нарисуйте то, что вы почувствовали, увидели.

Экспресс-выставка

Оценка работ, выбор лучших работ.

-Какова цель нашего урока?

-Достигли мы с вами цели?

-С какой новой техникой вы познакомились?

-Что это за техника?

-Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

-Какие выразительные средства применяются в этой технике?

-какое качество помогало нам работать над нашим рисунком?

-Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?

Уборка рабочих мест

-Спасибо вам за работу, я была очень рада поработать с вами

Дом$ашнее задание:

закончить работу в технике «Граттаж».? Или?

Выполнить в данной технике работу на тему….

Загадывает загадки

Задает вопрос

Задает вопрос.

Я предлагаю вашему вниманию картину Казимира Севериновича.

Задает воп$росы

Задает вопрос

Задает вопросы

Задает вопрос

$Рассказ учителя о графике, о главных выразительных средствах графики, о разновидностях графики

Обращает внимание на выразительные средства, вывешивает таблички на доску:

Выразительные средства графики:

-линия

-штрих

-пятно

-тон

-белый фон бумаги

Обращает внимание на работы пермских художников-графиков, где их можно просмотреть(Пермская художественная галерея)

Объявляет тему урока

Формулируют учащиеся цель урока

Задает вопрос

$

Задает вопрос

Граттаж - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги, картона, залитых тушью.

Штрих и линия

Объяснение, что такое штрих, линия

Показ таблицы выполнения штрихов и линий

Чтобы наша работа продолжилась более успешно сделаем черно-белую зарядку. Помогу нам в этом 3 пингвина. Вы, сидя на месте повторяете все движения за мной.

Пик- шлепок по столу,

Пак-хлопок,

Пок-щелчок

Жили-были 3 пингвина

Пик, пак, пок,

Х$орошо и дружно жили

Пик, пак, пок,

Как-то утром на рыбалку

Пик, пак, пок,

Зашагали спозаранку

Пик,$ пак, пок,

Наловили много рыбы

Пик. Пак, пок,

И еще поймать смогли бы

Пик, пак, пок,

Дружно съели все до крошки Пик, пак, пок,

Кроме маленькой рыбешки Пик,пак,пок,

Тут же бросилися в драку

Пик, пак, пок,

Учинив большую свалку

Пик,пак,пок,

Чтобы жить все время дружно, Пик, пак, пок,

Уступать друг другу нужно Пик, пак, пок.

Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила техники безопасности:

-размахивать руками, инструментами во время работы не следует;

-толкать, мешать работать тоже никому не нужно;

-работаем аккуратно, четко, без суеты;

- не горбимся, держим спинку прямо;

- стол перед началом работы следует застелить газетой.

Читает стихотворение

$

Индивидуальная работа с учениками и анализ общих ошибок.

Работы выставляются на магнитную доску, дети сами называют номера понравившихся работ. Авторы встают.

$

Отгадывают загадки

Отвечают

Картина «Черный квадрат» (1914-15г.г.) Казимира Севериновича Малевича(1878-1935 г.г.), российского художника, основоположника одного из абстрактных направлений в изобразительном искусстве

Отвечают на вопросы

Отвечают

отвечают

Высказываются предположения

$

Прослушивание, просмотр слайда

Прослушивание,

просмотр работ художников-графиков, ответы на вопросы

Отвечают на вопросы

$

Да.

Зимой. Деревья почти черные на фоне белого снега.

Записывают число, тему урока

Отвечают

Отвечают

Высказываются предположения, Высказываются предположения,

просмотр слайда

Повторяют за учителем$

Прослушивают

$

Работа с рисунком

Познакомиться с новой необычной техникой изобразительного искусства и рисовать вы будете необычными графическими материалами

Заставка природы

$

На первую загадку- заяц

На вторую – зебры

На третью - зимний пейзаж;

Заставка с природой

Картина «Черный квадрат», автор и годы жизни высвечиваются.

Заставка с природой

$

Слайд определением графики

Демонстрация работ художников-графиков

$

Слайды о зимней природе

Слайд с названием темы урока, целью

Слайд с переводом, с кратким обоснованием техники

Слайд с работой А. Кравченко «Зима»

Слайд с видами штрихов

Слайд с пингвинами

$

Зимний пейзаж

Слайд с темой «В зимнем лесу»

$

Музыкальные фрагменты П. И. Чайковского «Времена года»

Слайд с целью

Post Comment