Конспект урока по ИЗО "Удивительное чудо - Гжель" 5 класс

План-конспект

урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Удивительное чудо - Гжель»

Цели:

  • познакомить детей с приёмами кистевой росписи, характерными для гжельского промысла;

  • научить применению на практике основных приёмов росписи,$ расширить представление учащихся о функциональности и разнообразии предметов Гжели;

  • формировать чувство гордости за страну, в которой существуют такие знаменитые промыслы; чувство гармонии и красоты цвета, чувство радости от результатов творческого труда.

Задачи:

  • рассказать о происхождении промысла, показать традиционные и современные предметы обихода в стиле Гжели;

    $

  • научить основным приёмам кистевой росписи в стиле Гжели: мазок с тенью, сетчатый орнамент, точки, капли;

  • познакомить с историей становления промысла, дать понятие майолики, дать характеристику кистевой росписи.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Программный продукт: презентация, созданная в программе Mi$crosoft PowerPoint, разработанная учителем Дроздовой Л.Н. и творческой группой учащихся.

Оборудование доски: полотенце в стиле Гжели, слова и термины по теме, плакаты с изображением гжельской$ майолики.

Оборудование на столах: учебники, тетради, заготовки силуэтов посуды из картона, краски, кисти, салфетки бумажные в стиле Гжели.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок с применением информационных технологий.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и постановка целей урока.

  3. Изучение новой темы.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку, отметить отсутствующих.

2. Подготовка к основному этапу.

  • Постановка цели (Слайд 1)

- Сегодня$ мы продолжаем знакомство с искусством гжельских мастеров и попытаемся освоить один из сложнейших видов кистевой росписи. На предыдущем уроке вы познакомились с особенностями промысла, узнали, какие предметы быта могут быть выполнены в этом стиле, выполнили силуэты посуды. Я предла$гаю вам окунуться в мир прекрасной нежной синевы, попробовать создать свой маленький шедевр, побывать в роли профессионального мастера росписи.

  • Работа по презентации (Слайд 2)

- Почему о гжельском промысле говорят «Синь России»?

- Потому $что эта посуда расписана синими красками и является предметом народного промысла России.

- Как называется эта синяя краска?

- Кобальт.

(На доске открывается слово Кобальт)

- Какие предметы называют гжельской керамикой?

- Квасники, кумганы, маслёнки, вазы, чайные пары, блюда, сахарницы, соусники и т.д.

  • Работа по презентации (Слайд 3)

    $

- Символом гжельского промысла являются кумган и квасник. Кумган – это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой, а квасник имеет круглое отверстие в центре тулова. Часто эти сосуды украшены лепными фигурками людей и животных, а ножки сосудов напоминают лапы льва. (По щелчку мыши появляется изображение квасника).

- Какой сосуд перед вами?

- Квасник. (По щелчку мыши появляется слово квасник). Проверьте себя.

- А как правильно произнести это слово с ударением?

- Квасник. (По щелчку мыши появляется ударе$ние в слове квасник, потом появляется изображение сосуда справа).

- А как называется правый сосуд?

- Кумган. (На доске открываются слова Квасник и Кумган).

  • Работа по презентации (Слайд 4)

Вспомните некоторые этапы выполнения кера$мической посуды.

  • Работа по презентации (Слайд 5)

(На доске открывается надпись «Роспись под глазу$рь»).

____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 6)

(На доске открывается фраза «Сетчатый$ орнамент»).

- Покажите, где сетчатый орнамент расположен на маслёнке.

____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 7)

- Покажите, г$де бордюр расположен на маслёнке.

(На доске открывается слово Бордюр).

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 8)

- Какую функцию выполняет скульптура?

- Это украшение и ручка.

________________________________________$_____________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 9)

- Рассмотрите внимательно этот характерный мазок. Сочетание этих мазков образует главный мотив росписи – розу.

(На доске открывается слово Агашка).

_____________________________________________________________________________

  • Р$абота по презентации (Слайд 10)

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 11)$

  • Работа по презентации (Слайд 12)

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 13)

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 14)

-$ Такая роспись называется надглазурной.

(На доске открывается фраза Надглазурная роспись).

_____________________________________________________________________________

$

  • Работа по презентации (Слайд 15)

- Посмотрите и на игрушки, которые я принесла.

(Показ керамических игрушек).

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации $(Слайд 16)

_____________________________________________________________________________

  • Работа по презентации (Слайд 17)

(Показ слайда сопровождается демонстрацией бумажной салфетки и полотенца, расписанных в стиле Гжели. Дети могут их подержать в руках и передать друг другу).

_____________________________________________________________________________

Работа по презентации (Слайд 18)

____________________________________________________________________________$_

  • Работа по презентации (Слайд 19)

(На доске открывается слово Изразцы).

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Откройте учебник и рассмотрите элементы гжельской роспис$и. (На доске открывается плакат с элементами росписи).

- Какие элементы мы уже встретили в презентации?

- Сетчаты$й орнамент, мазок «агашку», розу.

- А теперь поучимся выполнять главный элемент росписи – мазок с тенью. Как он называется?

- Агашка.

- Приготовьте лист бумаги и краски. Я тоже на доске буду рисовать. Посмотрите, как я набираю краску синего цвета на одну сторону кисточки, другая сторона остаётся чистой. Ставлю кисточку так, чтобы половина была с краской, половина – без краски. Прикладываю кисточку к бумаге, и,$ немного провожу с поворотом. Получилась капелька, у которой есть нежный переход от синего к голубому. (Показ на доске).

- А как из таких капель составить розу? Посмотрите на этапы рисования в учебнике и в альбоме на доске. Для этого капли располагаем ритмично вокруг центра цветка. (Показ учителем на доске).

- А как выполнить сеточку? Кончиком кисти наносим параллельные линии в одну сторону, потом в другую. Пересечения линий можно оформить точками. (Показ учителем на доске).

- Особую красоту вносит травяной мотив, который состоит из травинок, усиков, завитков.

- Постарайтесь украсить свои силуэты разными приёмами росписи, но, главное – не забудьте мазок с тенью.

4.Первичная проверка понимания.

- Во время работы попробуйте на практике поня$ть, и ответить на главный вопрос урока «Какую роспись называют кистевой и почему»?

Дети начинают работать самостоятельно, получая к$онсультации учителя и необходимую помощь в работе. Особое внимание учитель уделяет композиции росписи, помогает слабым учащимся расположить элементы росписи равновесно, гармонично.

5. Подведение итогов урока.

  • Работа по презентации (Слайд 20)

- Кто сумеет точный дать ответ, какую роспись называют кистевой?

- Ту, которая выполняется кистью р$уки.

- Прошу всех по очереди, по рядам, продемонстрировать первые результаты урока. Покажите мне и друг другу, чего вы добились кропотливым трудом.

6. Домашнее задание.

  • Работа по презентации (Слайд 21)

- Запишите домашнее задание в дневники.

Post Comment