Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе «Особенности национального орнамента. Роспись оберегов»

Специально коррекционное образовательное учреждение, для детей с ограниченными возможностями здоровья « специальная ( коррекционная) школа №13 VIII вида » г. Оренбурга

О$ткрытый урок по изобразительному искусству в 7 классе

Урок – приглашение в художественную мастерскую.

Тема: «Особенности национального орнамента. Роспись оберегов».

Выполнила: Кондрашева Наталья Константиновна

1 квалификационная категория,

Почётный работник общего образования.

Тема: « Особенности национального орнамента. Р$оспись оберегов».

Вид урока: декоративное рисование.

Цели и задачи:

Образовательная:$

1. Расширить знания учащихся о народных промыслах, обучать приёмам декоративного оформления талисманов, оберегов..

  1. Развивать творческое воображение, наблюдательность, художественный вкус, фантазию.

Коррекционная:

  1. .Коррекция мелкой моторики рук, пальцев.

Воспитательная:

1..Воспитывать любовь к народному искусству, интерес к родному краю.

2. Прививать чувство толерантности к народам, живущих на территории Оренбургской области, их традиция$м.

Оборудование:

для учителя: готовые изделия, иллюстрации, шаблоны (форма оберегов под роспись), поэтапный показ.

для учеников: гуашь, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочка, подставка для кистей.

Зрительный ряд: изделия с русскими, башкирскими и казахскими, татарскими орнаментами.

$.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мобилизующее начало.

Ребята входят в класс, каждый тянет цветную полоску. Присаживаются за парты..

- Уч. Здравствуйте, гости дорогие, ученики – мастеровые,

Добро пожаловать в нашу художественную мастерскую, где продолжим разговор об особенностях национального орнамента.

Только уговор у меня с вами будет такой:

Дл$я работы нашей славной,

Шум за дверью мы оставим.

Согласны?

- А ещё в нашем Оренбургском крае говорят исстари: « Где хотенье, там и уменье!» -Согласны вы с такими правилами?

Я постараюсь, чтобы урок для вас был интересным, а вам сегодня будет комфортно работать в мастерских, т.к. вы объединились с теми, с кем$ приятно общаться. ( тянули разного цвета ленточки, по цвету объединяются в мастерские).

Предлагаю к концу урока создать выставку под названием « Творчество»

Настрой.

- Ребята, положите руки перед собой на ребро. Почувствуйте тепло.

- Возьмитесь тихонько за руки, передайте это тепло и дружелюбие вашим друзьям.

- Пожелайте друг другу успеха.

Проверка знаний учащихся.

В каждом доме и квартире

Сказка рядышком живёт.

Сказка – умница и прелесть –

Красоту нам создаёт.

Что такое красота? Это жар – птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в дом$е тысячи её искр: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.

А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. И называется декоративно – прикладным искусством. ( дети читают хором название).

Кто же создаёт эти вещи, находит форму, цвет?

Ответив на вопросы, вы дадите название основному узору Д-п искусства.

  1. Кто создаёт декоративно –прикладное искусство? ( народ)

  2. $Как относится он к этому искусству? ( бережно)

  3. В чем отображает народ Д – п искусство? ( рисунок )

  4. Чем передаёт цвет узора? ( красками )

  5. Как ещё можно назвать Д – п искусство? (промысел )

  6. $ Что воспитывает Д – п искусство? (интерес к народному творчеству)

  7. Что развивает Д – п искусство у детей? ( умение и фантазию )

Н

А

$Р

О

Д

Х

Р

А

Н

И

Т

Р

$

И

С

У

Н

О

К

$

К

Р

А

С

К

И

П

Р

О

М

Ы

$

С

Е

Л

И

Н

Т

Е

Р

Е

$С

У

М

Е

Н

И

Е$

Ф

А

Н

Т

А

З

И

$Я

Что такое орнамент? ( узор…… сочиняется в прямоугольнике, квадрате и круге

II. Сообщение темы урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства. У каждого художника свои секреты ,мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусств, побывав в тех местах, где красота создается да сказка рождается.

$Давайте послушаем историю о русском орнаменте. (рассказ ребят ), после рассказа дарят на выставку свои поделки с предыдущих уроков – расписные цветочные горшочки, поднос ).

Вывод. Хороши русские изделия, они так полюбились людям. Что слава о них разне$слась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

Продолжают рассказ – легенду мастеровые казахского орнамента. ( рассказ учащихся ), дарят на выставку сосуд для хранения кумыса, расписной поясок).

Вывод. Казахский орнамент проще, но так же красив, и как говорят народные умельцы, обладает свойствами отгонять злых духов от дома.

А о чем нам поведают мастера башкирского орнамента? ( рассказ учащихся), дарят поделки – туфелька, национальную одежду)

Вывод. Башкирский народ ведет кочевой образ жизни. Юрту украшают войлочными коврами. Этот коврик я украсила орнаментом и тоже дарю его на выставку.

Итог: Чем же отличаются орнаменты друг от друга? ( цветом, формой, построением, элементами.)

III. Объяснение нового материала.

$

Сегодня на уроке вас ждет встреча с предметами старины, и вы научитесь украшать готовые изделия народными орнаментами.

$Глядя на сегодняшних молодых людей которые стремятся выглядеть современно, модно, я всматриваюсь и стараюсь понять, что они носят на шее, своих запястьях, на руках, мочках ушных раковин. И мне хочется спросить любого из вас: « Что такое оберег? Какой он? Что означают узоры? Какие обереги носить, для чего они предназначены?»

- Прикройте глаза, представьте, что мы вновь в музее изобразительного искусства. Поднимаемся на второй этаж, открываем дверь и входим в выставочный зал. (Показ слайда в музее ).

Экскурсовод ( далее ведет урок).

Из глубины веков до наших дней дошёл обычай украшать свои жилища. Эти украшения наполняют дом своим светом и радостью. Они не только красивы, но и глубоко символичны, а называются они оберегами.$

Работа со словарем.

Заглянем в словарь, что означает слово ОБЕРЕГ?

Оберег – это предмет по вере людей .обладающий волшебной силой, он охраняет владельца от беды.

Экскурсовод знакомит учащихся с оберегами.

Первые обереги появились тогда, когда люди верили в защитные силы природы, способные защитить их от бед и болезней, приносящие удачу и здоровье. Веник, подкова, соленое тесто нашли отражение в оберегах.

Каждая деталь оберега имеет смысл:

Фасоль – это красота, перец и чеснок – здоровье, мешочек – благополучие, $подсолнечник – успех, семена – удача, мак – долголетие, хлеб – благоденствие.

Фигурки, выполненные из солёного теста, долговечны.

Оберег – необычный подарок на все случаи жизни – день рождения, свадьбу, новоселье, на память.

В те далекие времена, когда мастера расписывали обереги, они обязательно его называли « солнечным пряником ». ( показ, слайд)

$Брал мастер тонкую кисть и выводил на обереге рисунок, от которого в доме становилось тепло и светло.

Физминутка.

Сейчас хозяйкой на уроке будет ваша рука.

$ - тихо побарабаньте всеми пальчиками по столу;

- разогрейте пальчики, покатав кисточку;

- возьмите кисточку и прикоснитесь ей к тыльной стороне ладони, кисточку легко и ласково нажмите.

- соедините три пальца и прорисуйте в воздухе 8

.

IV. Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем как мастера декоративной росписи.. Постарайтесь передать в росписи оберегов русские, казахские и башкирские мотивы. Не забудьте, о главных элементах каждого орнамента В своей работе вы можете опираться на поэтапную роспись.

(Перед учениками поэтапный показ росписи оберега).

Возьмите оберег в руки, подумайте для кого он предназначен. Передайте ему положительную энергию. Проявите в работ$е точность, чёткость, аккуратность.

Технология росписи. ( слайд )

- Держим кисточку под углом 90 градусов, зажимаем тремя пальцами.

$- Выбрать краску, развести палитру.

- Сначала производим замалёвку фона.

- Потом расписываем узор светлыми тонами.

- Затем придаём рисунку объём.

V. Самостоятельная работа. ( звучит тихам мелодия, ребята расписывают обереги)

Задание: выполнить роспись изделия, применить характерные элементы, цветовые сочетания и приёмы росписи.

Законченность работы - яркость и чистота цветов, чёткость и выразительность.

$ - Я думаю., что эта музыка поможет вашей работе.

VI. Итог урока. Выставка работ учащихся.

А ну-ка мастера смышленые, посмотрим, все ли орнаменты выполнены точно, не ошиблись вы в выборе элементов? (выходят к доске).

- Кто же лучше всех сумел передать элементы орнамента?

- Чем различаются ваши обереги?( цветом, формой элементов)

Релаксация.$

- Какие чувства вы испытали при росписи?( интересно работать)

- Почему? ( Это орнамент другой национальности, новое для меня)

- Есть ли деление на свои и чужие? ( все работали дружно, вместе)

- Для чего мы изучаем декоративно-прикладное искусство? ( Знать традиции других народов, понимать прекрасное).

Чему вы научились на уроке? ( выбрать из опоры )

- Изображать орнамент.

- Расп$исывать оберег.

- Бережно относиться к культуре других народностей.

- Беречь красоту.

Прошу всех ребят принять участие в выставке. Что мы с вами создали?

Выставку под названием « ТВОРЧЕСТВО. »

Всем мастерам за старание и желание работать « СПАСИБО!»

А самым умелым присваивается звание « МАСТЕР» ( вручается грамота)

$

Вот и подходит к концу наша встреча в художественной мастерской с мастерами чудесными.

$ И получилась у нас выставка какая? ( сказочная, всем на удивление, гостям на загляденье ).

Не в лесах, лугах собраны эти изделия, а появились в нашей художественной мастерской “Творчество” в славном городе “ Декоративное искусство”

А тропиночку мы с вами проложили в наш край – имя ему Оренбуржье, где в мире и согласии живут и русские, и казахи, и башкиры, и татары. И пусть каждый говорит на своем языке, имеет свои обычаи, традиции, одежда может быть разной, но каждый человек уникален, он имеет право быть самим собой.

Встаньте все по кругу.

Наденьте готовые обереги на шею друг друга с пожеланием добра.

Дорогие гости!

Примите наши обереги, пусть хранят они вас в дороге.

$VI. Домашнее задание.

Разгадать кроссворд по теме «Обереги».

Post Comment