Методическая разработка проведения урока изобразительного искусства в 3 классе «Сказочные узоры. Искусство Городецкой росписи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13$

города Донецка Ростовской области

Методическая разработка

проведения

урока изобразительного искусства$

в 3 классе

«Сказочные узоры.

Искусство Городецкой росписи»

Подготовила $

учитель начальных классов

Еремина Людмила Леонидовна

г.Донецк

2011

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с народным промыслом России – городецкой росписью; с узорами в изделиях мастеро$в г.Городца и основными этапами росписи.

  2. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.

  3. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.

Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

  1. $Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров. Уважение к творческому наследию.

Оборудование для учащихся:

гуашь

кисти

баночка для воды

альбом

салфетка

простой карандаш

ластик

клей$

Оборудование для учителя:

Наглядный материал с городецкой росписью

Образцы выполненных работ

Презентация «Городецкая роспись»

$План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи (презентация).

  3. Объяснение последовательности росписи. $

  4. Практическая часть. Рисование городецкого коня с образца.

  5. Самостоятельное оформление работы городецкими узорами.

  6. Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход урока:

Сказочные узоры (слайд 1)

- Сегодня, ребята, наш урок посвящён «Сказочным узорам». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу реки Волги, средь дремучих лесов стоял славный городок Городец. (слайд 2)

Жили там смелы$е и умные, добрые и работящие люди. Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных богатств – к деревянному промыслу. В народе даже говорили – «лес заволжанина кормит». (слайд 3)

$Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой (слайд 4). Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дороге – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках. Тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезёнными не только со всей России, но и из других стран.

И вот собрались они однажды жители Городца и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили они свой товар такими узорами расписать, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один посуду решил расписывать. Красота получилась! (слайд 5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но посуду расписывать не стал. Увидел он на улице детишек, да$ и расписал им игрушки! (слайд 6)

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал – мебель стал расписывать. Дивная получилась мебель! (слайд 7)

Со временем мастера стали расписывать даже части своих домов – ставни, двери, ворота.

Полюбилась нарядная роспись людям, и стали называть ее в честь названия своего города. Догадались, как? Правильно. Городецкой. На весь мир прославили городецкие мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые люди живут на Руси.

И по сей д$ень, жив этот старинный городок. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают слав$ную традицию своих предков. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают им свой дом.

- Ребята, вы уже конечно догадались, что темой сегодняшнего урока будет: ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ - ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ. (слайд 8). Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми характерными её особенностями, конечно же постараемся приблизиться к её секретам и попробуем сами стать народными умельцами.

- Сейчас я предлагаю вам просмотр изделий, которые расписаны городецкими мастерами. Обратите внимание, какие цвета красок используются в городецкой росписи и что изображают городецкие мастера в своих узорах.

Показ презентации (слайд 8-14)

Во время показа презентации учитель читает стихотворение.

Есть на Волге город древний,$

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

$Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

$Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

- Какие же цвета красок используют Городецкие мастера в своей росписи?

- В росписи применяется ограниченная цветовая палитра: голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зелёный, жёлтый, чёрный, белый, но работы от этого совсем не проигрывают. Дело в том, что городецкие мастера превосходно владеют чувством цветовой гармонии.

$- Что изображают Городецкие мастера в своей росписи?

- Молодцы, вы совершенно правильно ответили на все вопросы. Мне осталось то$лько всё подытожить.

- Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спу­тать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно Городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купав­ки, ромашки. Такую роспись так и прозвали мастера – цветочная. Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. На работе может быть изображён один цветок с расходящимися от него листьями или же целые «гирлянды» цветов.

Другой отличительной чертой Городецкой роспи$си можно считать её сюжетность. Сюжетами росписи для Городецких мастеров служит сама жизнь: народные гуляния, праздники. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями. Мастера любят изображать прогулки кавалеров с да­мами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены ча­епития в богатых интерьерах, украшенных колонами, на­стенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко исполь­зовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество дру­гих сцен из народного быта. Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных – собак. Кошек, петухов, цыплят.

- Очень полюбилось городецким мастерам включать в цветочную роспись мотивы – «конь» и «птица». Очень разнообразны сказочные городецкие птицы. Это и павлин, петух, голубь, лебедь, кукушка. Их расположение разнообразно и все сопровождаются гирляндами цветочного орнамента. (Слайд 15)

$ Но самым изящным и грациозным изображением, конечно же считают городецкого коня. Красивый. Гордый, с сильной шеей и тонкими ногами. Его обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто мчатся кони в каких-то сказочных, весёлых садах. Конь является символом счастья. Поэтому именно его я предлагаю вам сегодня нарисовать. (Слайд 16)

Мы познакомились с особенностями росписи. Чтобы приблизиться к её секретам, стать мастером,$ нужно учиться. А как называют учеников мастера? (Подмастерья).

- Так вот, вы пока ученики – подмастерья. Начнём!

- Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. Чаще, это жёлтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой. Поэтому я предлагаю вам работать именно на жёлтой поверхности.

- Городецкие мастера по поверхности работают сразу кистью и красками, но мы только учимся, поэтому, конечно же, сначала нарисуем изображение коня простым карандашом.

$- А чтобы конь получился у нас красивым и правильным, я открою вам секрет городецких мастеров. У вас на партах лежит элемент. Посмотрите внимательно на него, что он вам напоминает? (Каплю)

- Правильно. Вот с капли-то всё и $начинается. Дело в том, что Городецкие мастера каплю считают основным элементом в своей росписи. И мы, именно каплю, и возьмём за основу.

- Главное – правильно наметить расположение предмета. Как будем располагать коня по отношению к листу? (В центре)

- Чтобы конь получился в центре, первую каплю расположим чуть выше и чуть левее от центра. Это очень важно! (Слайд 17)

  1. Приложите шаблон острым концом вверх – это шея. Обведите её.

  2. От нижней широкой$ части проведём линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

  3. На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, острым концом вниз.

  4. Изобра$зим голову лошади – маленькая капля.

  5. Ножки – три меленьких капельки и дужки.

  6. Хвост.

  7. А теперь выполним гриву и сбрую.

- Давайте вспомним, что такое сбруя? (Предметы и принадлежности для запряжки или седлания лошади).

- Конь готов. Осталось его раскрасить. Какие цвета красок будем использовать?

$Что покроем красным цветом? (Гриву и хвост)

$

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощью.

Учащимся, выполнившим работу, учитель предлагает Городецкие цветы для оформления цветочной композиции. (Каждому ученику в конверте подготов$лен набор вырезанных городецких украшений).

В конце урока устраивается выставка.

- А ну-ка, подмастерья, внимательно посмотрите на работы, все ли изображения похожи на городецкие?

- Посмотрите, какой конь получился у меня.

- Чего не хватает на изображениях ваших коней? (Белых узоров)

- Этот этап в росписи называется оживкой. Выполнив основные этапы, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись различными элементами, которые помогают $связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной. «Оживка» - завершающий этап росписи, т.к. именно после нее рисунок словно оживает. Её делают белой или черной краской по высохшей основе, поэтому эту работу мы продолжим с вами на следующем уроке.

- Сегодня, пожалуй, мы не будем называть лучшие работы, потому что все они очень красивые и разные, как мы с вами!

- Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Спасибо всем за работу!

$

ПРИЛОЖЕНИЕ

$

$

$ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • $http://www.liveinternet.ru/users/4166212/post164365632/

  • http://www.sprinter.ru/books/1829985.html

  • ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС: Учебник для 3 класса / Под ред. Б. М. Неменского/

  • ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ: Рабочая тетрадь к учебнику "Искусство вокруг нас. 3 класс" / Под ред. Б. М. Неменского/

  • $Неменская Л. А. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК: Учебник для 4 класса / Под ред. Б. М. Неменского/

  • Неменская Л. А. ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ: Рабочая тетрадь к учебнику "Каждый народ - художник. 4 класс" / Под ред. Б. М. Неменского/

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К УЧЕБНИКАМ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ: 1-4 классы / Под ред. Б. М. Неменского/

  • Коротеева Е. И.
    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО: Учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов.

  • $

    Изобразительное искусство 3 класс. Поурочные планы. По программе Б. М. Неменского

  • РУССКАЯ РОСПИСЬ: ТЕХНИКА. ПРИЕМЫ. ИЗДЕЛИЯ. Наина Величко.

  • О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству.

  • Русские народные художественные промыслы: секреты ремесла. Методическое пособие по Городецкой росписи. /М.Ильченко, С.Мишин/ Москва ИД «ГРААЛЬ», 2002г.

  • Городецкая рос$пись. Дорожин Юрий. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009

  • Автор: $Пономарева Елена А., Иванова С. Издательство: Айрис-Пресс Серия: Наглядные пособия. Демонстрационные материалы. Год выпуска: 2008

11

Post Comment