Образные возможности освещения в портрете, 6 класс

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с разными решениями освещения при создании художественного образа;

  • дать оценку психологической значимости выбора художником того или иного типа$ освещения;

  • научить учащихся выражать эстетические суждения и давать оценки представленным художественным образам.

Оборудование:

  • Учитель – компьютер, проектор, слайдовая презентация, учебник, репродукции с картин художников: В .А .Серов«Девушка освещённая солнцем»,«Девочка с персиками», «Мика Морозов»,П. А.Федотов«Вдовушка»,В. В. Пукирев «Неравный брак»,Н.Н.Ге«Портрет Н.И.Петрункевич», работы учен$иков, фотография.

  • Учащиеся – альбомы, худ. материалы по выбору.

Ход урока .

1.Организационный момент.

$

2.Анализ работ предыдущего урока.

3.Объяснение новой темы урока .

Включается презентация. Используются репродукции с картин художников.

Слайд 1 – Художник располагает обширным арсеналом средств для создания выразительных образов.

Слайд 2$ Живописное решение характера освещения – одно из таких средств, позволяющих художнику раскрыть его замысел. Благодаря колористическому богатству оттенков, цвета оживают под действием света.

Слайд 3 $Если свет находится перед моделью и светит прямо в лицо, то форма головы уплощается, выделяются только глаза и губы. Примером такого освещения может служить «Портрет дочери Александра III» В. Серова. Художник создал светлый и спокойный образ.

Слайд 4$ – Боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства – образ модели предстаёт наиболее полно.

Когда источник света находится сзади модели, мы видим её силуэт, а лицо погружается в тень. Все черты и формы при этом смягчаются и приобретают таинственность. Репродукция с картины Н. Пукирёва «Неравный брак» даёт возможность убедиться в этом.

Слайд 5 $Что хотел подчеркнуть художник В.Серов в «Портрете Верочки Мамонтовой»? Возможно, одним из главных героев этого полотна является льющийся отовсюду свет, наполняющий пространство и окружающий девочку со всех сторон? и на контрасте – образ жизненно-активной, весёлой, очаровательной Верочки, на минуточку присевшей за стол по прось$бе художника.

Слайд 6 – На картине художника В.И. Сурикова«Портрет дочери» мы видим хорошо освещённую дневным светом маленькую девочку. Это привычное, естественное для зрителя освещение. Оно психологически привычно и понятно – поэтому зрителю передаётся спокойствие и простота замысла художника.

Слайд 7 $Когда источник света находится сзади модели, мы отчётливо видим её силуэт. Здесь художник хочет привлечь наше внимание к нежному профилю детского личика.

Слайд 8$ Источник света может быть естественным, то есть солнечным, и искусственным.

Пример освещения модели искусственным освещением сзади модели – образ Христа в картине Рембрандта «Христос в Эммаусе». Фигура Христа словно освещена вспышкой молнии – как известно из Евангельского текста ученики узнали Его только тогда, когда Он преломил хлеб, но Он стал невидим для них. Такое решение освещения позволяет художнику более эмоционально, драматичес$ки передать атмосферу происходящего, завуалировать формы, погрузить нас в атмосферу таинственности.

4.Работа с учебником (стр.120-121). Слайд 9-12

5.Задание: рассмотрите фотографические изображения(стр. 120), опишите освещение любой модели и сделайте быструю зарисовку красками у себя в альбомах(музыкальное сопровождение).

6.Работа у доски :по желанию три ученика дорисовывают светотень на заранее выполненных рисунках с изображением портретов людей(материал по выбору).

7.Анализ творческих работ учащихся.Выставка.

$Художники широко и с успехом используют различные приемы освещения для проникновения во внутренний мир модели и всего произведения в целом.

8.Домашнее задание: слайд 13.

Список использованной литературы

  1. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений/$ Л. А. Неменская ; под ред. Б. Н. Неменского – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009

Используемые материалы и Интернет-ресурсы

1.staratel.com/articles/stati/zhivopis-2/pritcha-o-bludnom-syne.html – Притча о бл$удном сыне

2.composition. iatp. By /webstr5.htm – Выделение сюжетно-композиционного центра

3.foto .potrebitel. ru/ data /4/26/p140portret.shtml – Классический портрет

4.www .art-portrets .ru/ opisanie_portreta.html Художник Игорь Казарин

Post Comment