Основы композиции. Анималистический жанр

МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ

Новосибирская область

$

Тема: Основы композиции. Анималистический жанр

Оксана Викторовна Петрова

Учитель изобразительного искусства

и мировой художественной культуры

$2010г

Тема: «В мире животных»

Художественно-педагогическая сверхзадача: погружение в образы анималистического жанра.

Информационно-методическая карта урока

$ Цель: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей законов композиции.

Задачи урока:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с анималистическим жанром;

  2. Развитие у учащихся способности использования основных законов композиции при решении творческой задачи;

  3. Постижение законов композиции.

Методы обучения:

  • Эмоционально-образное погружение;

  • Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;$

  • Создание ситуации творческого поиска.

Форма обучения:

Сочетание групповой, и индивидуальной творческой деятельности

Зрительный ряд:

Презентация «Основы композиции», иллюстрации с изображением животных, таблицы по композиции, раздаточный материал, вырезки животных.

Музыкальный ряд:

Музыка о животных, классика фоном

Материалы:

Бумага формата А-3, гуашь, кисти

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

$

  1. Психологический настрой на деятельность (1-2 мин)

Тема. Вступительное слово, целеполагание.

    $

  1. Актуализация знаний

(1 мин)

Цитата

Великая цель искусства - потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.

Д. РЕЙНОЛЬДС

Настрой на занятие

  1. Объяснение нового материала

(10 мин)

$

  1. Усвоение нового материала

(10мин)

$

ПОВТОРЕНИЕ

ВОПРОС: Объясните термин «композиция»

КОМПОЗИЦИЯ-Соединение, составление частей произведения в единое целое

Основными правилами композиции являются:

  • ритм;

  • выделение сюжетно-композиционного центра;

  • симметрия или асимметрия;

  • расположение главного на втором пространственном плане.

Основными законами композиции являются:

  • закон целостности;

  • $закон контрастов;

  • закон новизны;

  • закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Среди частных законов можно назвать

  • закон жизненности;

  • закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.

Средствами композиции являются:

  • Линия;

  • Штриховка (штрих);

  • $Пятно (тональное и цветовое);

  • Линейная перспектива;

  • Светотень;

  • Воздушная и цветовая перспективы.

Каким образом можно передать ритм и движение?

Раздаточный материал

$

Передача симметрии и асимметрии в композиции

В чём заключается цветовое и живописное равновесие?

Анималистический жанр – от лат. «анимал» - животное, жанр о животных.

Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVII-XVIIIв.

Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века.

Задание:

Составить симметричную и ассиметричную композицию в анималистическом жанре (коллаж)

Что вы хотели, как художники показать, выразить своим произведением?

Физкультминутка -

Изобразить пантомимой любимого животного

Ответы учащихся

Соединение, составление частей произведения в единое целое

$

Ответы учащихся

(с помощью диагональных линий)

$В цветовой гармонии - равновесии и симметрии сил. Контрасте цветовых сопоставлений.

Обсуждение

(Повадки, пластику животного отношения людей к животным)

  1. Творческая работа

(30 мин)

Выполнить композицию симметричную или асимметричную на тему «в мире животных», используя свои коллажи

Работы выполняются индивидуально

  1. Подведение итогов урока – рефлексия

(10 мин)

Вывод: просмотр работ, закрепление

Сегодня мы с вами продуктивно поработали, но смогли ли мы ответить на вопросы урока:$

  • Почему люди так стремились запечатлеть образ животных?

  • Что они хотели этим показать, выразить, сказать другим людям, вам?

  • Чтобы правильно понять произведение, что для этого нужно нам знать?

$

Ответы учащихся:

Анималистический жанр загадочен, людей привлекал образ животных, их повадки, пластика.

Нужно знать особенности произведения чтобы правильно его понять.

Литература:

Использованы ресурсы Интернет –

  • Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html

  • http://www.picture-russia.ru/picture/21193

$

Post Comment